Эпоха трансгрессии. Бодрийяр - одним файлом
==================================================
ПОСЛЕ МЕТАФОР
то искусство которое было уверено что может создать совершенный мир красок линий звуков слов
его больше не существует
то искусство которое различало реальность и вымысел и отрицало реальность во имя вымысла
его больше не существует
то искусство которое заменило собой религию после того как религия отступила под натиском капитала и знания
его больше не существует
осталась лишь сверхскоростная циркуляция образов знаков за фантастической игрой которых не способен уследить никто
поэтому изображение банки томатного супа на полотне уравнивается в своих правах с изображением битвы при Ватерлоо
а перевернутый писсуар со статуей Аполлона
тот кто этого еще не понял выглядит так же нелепо как известный персонаж с медным тазом на голове
впрочем и для него есть место в современной художественной культуре
ведь она дает приют и Дон Кихоту и медному тазу
но выше всего она ставит неожиданное соединение этих предметов уподобляя его случайной встрече на операционном столе зонтика и швейной машинки
хирургический стол заваленный зонтами пивными банками дисками и травматическими пистолетами вот наверное подходящая метафора для нашего жизненного пространства
но вряд ли
там где нет границ нет и метафор
и потому скальпель который вскрывает сердце нельзя назвать метафорическим как и кровь что стекает с хирургического стола в блестящий цинковый таз
__________________________________________
«Исчезло искусство в смысле символического соглашения, отличающего его от чистого и простого производства эстетических ценностей, известного нам под именем культуры – бесконечного распространения знаков, рециркуляции прошлых и современных форм. Нет больше ни основного правила, ни критерия суждения, ни наслаждения... Метафора исчезает во всех сферах». – Ж. Бодрийяр. «Прозрачность зла».
HORROR VACUI
этот мир всего лишь плазменный экран хитроумное устройство которое Всемогущий изобрел для самого себя
ибо внутри у Него жила пустота и не просто жила а простиралась во все стороны бесконечно
собственно говоря Он и был этой пустотой бездной которая не могла выносить самое себя
и тогда собрав всю мощь своего разума Он придумал компьютер и монитор
творение удалось на славу
Творец надолго избавил себя от скуки может быть навсегда
когда фильм «Вселенная I» закончится начнется другой под названия «Вселенная II» или «Вселенная I: Перезагрузка»
Всемогущий не только придумал экран и компьютер но и разработал концепцию сериала
скука теперь ему не угрожает он может вечно сидеть перед экраном хрустя солеными орешками и запивая их пивом
точно так как делаем мы когда боремся с собственной пустотой
____________________________________________
1. horror vacui – боязнь пустоты (лат).
2. «...Любая коммуникация, по сути, есть лишь принудительный сценарий, непрерывная фикция, избавляющая нас от пустоты – и не только от пустоты телевизионного экрана, но и от пустоты нашего умственного экрана, на котором мы с не меньшим вожделением ждем изображения. Образ сидящего человека, созерцающего в день забастовки пустой экран своего телевизора, когда-нибудь сочтут одним из самых великолепных образов антропологии ХХ века». – Ж. Бодрийяр. «Прозрачность зла».
ИДЕАЛЬНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
уже сейчас на планете живет шесть с половиной миллиардов свидетелей но мы никогда не узнаем кто совершил это преступление кто привел мир к существованию
ни одну версию нельзя положить в основание обвинения следствие никогда не будет доведено до конца
«идеальное преступление» вот так это называется
найти удачное определение это уже достижение которое вообще говоря избавляет от необходимости продолжать расследование
я долго искал подходящий термин но впустую
неудивительно ведь сам Бодрийяр нашел его лишь в конце жизни когда ему исполнилось шестьдесят шесть
____________________________________
«Пожалуй, сам мир является идеальным преступлением – преступлением, у которого нет аналога, нет побудительной причины, и виновника которого невозможно установить. Мы, таким образом, вероятно, с самого рождения принадлежим преступному миру». – Ж. Бодрийяр. «Пароли».
ЭПОХА ТРАНСГРЕССИИ
Мы живем в эпоху трансгрессии. Все растет, увеличивается и переходит свои границы; одно проникает в другое и смешивается с ним. Война и мир, добро и зло, красота и безобразие, игра и политика – все мутирует, – даже пол, сексуальность. Конец всем различиям: различию полов, разнообразию рас. Таков результат наших революций – освобождения всего чего только можно. Исчезают антагонизмы, потому что исчезают различия; взамен приобретается возможность бесконечного развития, клонирования одного и того же. И если подбирать сравнения, если задуматься, на что это похоже, то ответ будет прост: это напоминает разрастание раковых клеток, когда утрачивается различие функций и наступает конец эволюции (но не тот, о котором говорил американский политолог). Любопытный финал оказался у исторической драмы. Из философов и социологов его предвидел один только Бодрийяр. Его книги – это «Апокалипсис нашего времени». Я покупаю их, не жалея денег. Иногда, правда, меня охватывает сомнение: а не лучше ли купить Буковски и почитать о незадачливом почтальоне Чинаски? Но, подумав, я все же покупаю очередной том Бодрийяра. Что делать, мой ум с юности испорчен чтением философской литературы: «Апокалипсис» Бодрийяра для меня увлекательнее романов Буковски и даже «Апокалипсиса» Иоанна.а
1) «Бесполезно спрашивать себя, является ли рак болезнью капиталистической эпохи. Эта болезнь действительно стоит во главе всей современной патологии, потому что она – сама форма вирулентности кода: чрезмерный избыток одних и тех же знаков, одних и тех же клеток». – Ж. Бодрийяр. «Симулякры и симуляция».
2) «...нет больше самого закона ценности; есть лишь нечто, похожее на эпидемию ценности, на разрастание метастазов ценности...». – Ж. Бодрийяр. «Прозрачность зла».
3) «...это совершенство современного прогресса и его отрицание, ликвидацию посредством переизбытка, расширения за собственные пределы, можно охарактеризовать одним образным выражением: трансполитика, транссексуальность, трансэстетика». – Ж. Бодрийяр. «Прозрачность зла».
ТРЕТЬЯ КОСМИЧЕСКАЯ
все началось когда Самуэлю Розенштоку не исполнилось и года
Иоганнес Брамс скончался спустя полгода и это символично
Иоганнес Брамс не мог жить в мире который захватил папаша Большое Пузо он не мог вынести таких нагрузок
он не мог жить в мире фуйнансов и махинансов набеймошенников и деньгохватов
в мире где серьезные критики и поэты аплодируют школьным фарсам
в мире где патафизика изгнала отовсюду метафизику а место эсхатологии заняла скатология
в этом мире не ужился философ Ницше
не ужился в нем и сам творец патафизики
нужно однако иметь в виду что жить ему было нелегко только потому что метафизика еще не окончательно сдохла
когда же это произошло жить художникам-патафизикам и поэтам-патафизикам стало гораздо проще
выживать на грани эпох всегда труднее тем более если эта грань отделяет реальность от симуляции изощренную версификацию от симплификации
но стоит эту грань перейти и ничто уже не препятствует стремительному движению ничто не препятствует наслаждению симулякрами и симуляции наслаждения
преодолев этот сверх-раздел мир приобретает вторую а затем и третью космическую скорость
его больше ничто не притягивает он летит в онтологической пустоте подобно то ли гигантской моркови то ли мороку со скоростью способной довести до обморока
не заметить этого движения непросто оно сопровождается многочисленными релятивистскими эффектами включая путаницу во времени и невесомость
но что поразительно есть еще поэты и художники зрители и читатели для которых констатация этого факта звучит как новость
______________________________________________
1. Самуэль Розеншток (Тристан Тцара) родился в 1896 г. В том же году была поставлена пьеса А. Жарри «Убю король». («Начиная с Жарри литература оказывается на своего рода минном поле...» – А. Бретон.)
2. Фуйнансы, махинансы, набеймошенники, деньгохваты, патафизика – слова, придуманные А. Жарри («Убю король», «Деяния и суждения доктора Фаустролля, патафизика»).
3. «Папаша Убю: И правда, мы плывем с невероятной скоростью. Миллион узлов в час, не меньше. И, главное, эти узлы потом не развязываются. А ветер знай себе дует в зад». – А. Жарри. «Убю король».
4. «Мы находимся в эре невесомости. Наша модель – космическая ниша, кинетическая энергия которой аннулирует энергию Земли. Центробежная сила многочисленных технологий освобождает нас от всякой силы тяготения и наделяет нас бесполезной свободой движения. Свободные от всякой плотности и гравитации, мы вовлечены в орбитальное движение, которое рискует стать вечным». – Ж. Бодрийяр. «Прозрачность зла».
5. «Проблемы, перед которыми нас поставила история, обусловлены не тем, что, как полагает Фукуяма, она якобы прекратилась, – они суть следствия того, что у нее, наоборот, не будет конца, а значит, уже не будет конечной цели». – Ж. Бодрийяр. «Пароли».
НЕ О ЧЕМ БЕСПОКОИТЬСЯ
вот оно последнее слово великого Жана слово избавляющее меня от всех проблем
оно объявляет эти проблемы ложными надуманными вымышленными
взятыми из другой эпохи когда ни математики ни обычные люди ничего не ведали о фракталах а Бенуа Мандельброт жил во Франции и пытался запомнить таблицу умножения
что ему к счастью не удалось и он переехал в США где занялся изучением колебаний цен на хлопок
что привело к коренному изменению взглядов не только на экономику но и на человека
чему немало способствовал Жан Бодрийяр книги которого я ставлю наравне с книгами Чарльза Буковски и раскрываю их так же часто
теперь я знаю что мои попытки утвердить свою исключительность обречены на провал потому что в мире фракталов исключительности нет по определению
мир фракталов это мир клонов
и если клонировать себя биологически еще не так-то просто и требует изрядных вложений то клонировать свой склад мышления гораздо проще к этому не нужно прилагать никаких усилий
мир это сделал за нас и любая наша мысль любая фраза может быть продумана и высказана без нас
если кто-то называет эту утрату исключительности проблемой то он просто отстал от времени или пытается идти против времени что по сути одно и то же
но я не таков мне нравится что прочитав Бодрийяра я имею полное право бросить свои попытки сочинять стихи и до рассвета играть в «Пятых»
замечательную компьютерную игру где все персонажи взаимозаменяемы и если один пал под ударом дьявола или титана то другой при известной ловкости пройдет миссию за него
______________________________________
1. «Не является ли в таком случае нынешний индивид индивидом полностью фрактальным, то есть не разделенным – что все еще гарантировало бы ему некоторую, пусть проблематичную, целостность, – но рассеянным, размноженным до бесконечности? По сути дела, в культурном отношении он уже клонирован, и ему не смысла клонировать себя генетически. Возможно, конечно, он захочет иметь и биологических клонов, однако клоны в складе мышления и культуры у него, во всяком случае, уже есть – сегодня это не вызывает сомнений». – Ж. Бодрийяр. «Пароли».
2. «Герои меча и магии V» – популярная компьютерная игра.
ТЕСТ НА СОВРЕМЕННОСТЬ
мир прост
и темнота не придает
значительности тексту
сегодня зло прозрачно
и добро
а темнота несовременна
ведь сегодня у явлений
нет ни поверхности
ни глубины
все стало призрачно-
прозрачным
затемненный текст
похож на город
в ожидании
бомбардировки
или на речь пророка
в нем слышен вой
сирен
звон бубнов
или гудение органа
но эти инструменты
имеют ценность
сегодня
лишь в качестве
музейных экспонатов
ясность речи
вот к чему
нам
следует стремиться
текст должен быть
прозрачным
как городской
бюджет
____________________
«Мы прошли всеми путями производства и скрытого сверхпроизводства предметов, символов, посланий, идеологий, наслаждений. Сегодня игра окончена – все освобождено». – Ж. Бодрийяр. «Прозрачность Зла».
ПОСЛЕ ОРГИИ
ни люди ни предметы
не отбрасывают больше тени
солнце бесцельности
пронизывает их насквозь
ничто в мире
не остается на месте
все дрейфует
без якорей и парусов
засмеявшись не слышишь
ни ответного смеха
ни эха
сказав «да» чувствуешь
что можно было сказать и «нет»
двинув кулаком
отправляешь его в неизвестность
где он
не встречая сопротивления
несется словно
самая быстрая из комет
приблизив губы
к губам
продолжаешь движение
пока не теряешь
надежды
на соприкосновение
и сам себе не говоришь «стоп»
когда оргия заканчивается
теряют смысл
любые
простые и сложные
различения
и неважно
кого ты обнимаешь
человека памятник или столб
___________________________
«Если бы мне надо было дать название современному положению вещей, я сказал бы, что это – состояние после оргии». – Ж. Бодрийяр. «Прозрачность зла».
Свидетельство о публикации №109012801710