Предисловие к сборнику

У Вас в руках небольшая книжка. В ней находится результат моего творческого пути. Прежде, чем Вы сможете ознакомиться с ним, хочу сказать несколько вступительных слов. Какое-то время назад мне попалась фраза из восточной мудрости, определяющая жизненный путь человека. Она гласила: «Каждый человек должен делать то, что должен». Это выражение довольно многозначное, но основной смысл его заключается в следующем. Каждый человек должен прислушиваться к своему внутреннему голосу, голосу своей совести, своего истинного «Я». Этот голос не может обмануть, направить  на ложный путь. Он исходит из самых глубин сердца и позволяет услышать Истину, божественное начало внутри нас. Именно он направляет нас на путь самосовершенствования, творческого раскрытия. В любой, в самой сложной жизненной ситуации можно услышать подсказку этого голоса – «ты должен ЭТО сделать…». Тогда ты понимаешь, что, поступив иначе, ты, по сути, предашь себя, сойдёшь с своего пути. Чем больше размышляешь над этой мудростью, чем больше применяешь её в жизни, тем больше постигаешь эту суть.
Когда у меня стали складываться стихи, я понял, что должен их записать, должен стремится сделать их лучше. Некоторые знакомые говорили, что написание стихов – дело сугубо личное, напоказ выставлять их не следует. Но это внутреннее ощущение «ты ДОЛЖЕН…» привело в итоге к данному сборнику. Как он получился – судить Вам. Всё в нём от обложки до содержания я сделал так, как считал нужным.


Про поэзию и поэтов сказано много. Я, в свою очередь, читая фантастический роман Ден Симмонса «Гиперион», нашёл следующее:

Поэт Джон Китс однажды писал своему другу Бейли: «Я не уверен ни в чём, кроме святости сердечных привязанностей и истинности воображения. То, что воображению предстаёт как Красота, должно быть истиной – не важно, существовала она до этого или нет».
«Поэты – бездумные акушеры реальности. Они видят не то, что есть, не то, что может быть, но то,  что должно наступить». «Слова – это пули в патронташе истины, и других ей не надо. А поэты – снайперы».
Итак. Вы видите – в начале было Слово. И слово стало плотью в ткани человеческой вселенной. Но только поэт может расширить вселенную, проложить пути к новым реальностям…
Чтобы стать поэтом – настоящим поэтом – нужно воплотить в себе одном весь род людской. Надеть мантию поэта – значит нести крест Сына Человеческого и терпеть родовые муки Матери – Души Человечества.
Чтобы стать настоящим поэтом, нужно стать Богом.
…Марк Твен однажды с присущей ему простотой заметил: «Верное слово отличается от подходящего, как светило от светляка». …мне открылось, что находка верного слова отличается от монотонного перебора подходящих, как вспышка сверхновой от тусклого  огонька…
Тому, кто никогда не писал, кто не знал вдохновения, может показаться, что мы (поэты) говорим о музах скорее из тщеславия и в некоем фигуральном смысле. О, нет! Для нас, живущих Словом, музы столь же реальны и необходимы, как мягкая глина языка, из которой мы лепим наши творения. Писать – писать по-настоящему – это всё равно что находиться на прямой мультисвязи с богами. Каждому истинному поэту знакомо необъяснимое радостное чувство, охватывающее тебя в тот момент, когда твой мозг превращается в инструмент, такой же как перо или ментопроцессор, который улавливает и воплощает в слове неведомо откуда снисходящие откровения.
Глава «История поэта. Песни Гипериона»

Хоть и возвышенные слова, но с ними трудно не согласиться. Очень нелегко передать словами тот необъяснимый душевный восторг, ощущение полёта и радости, когда к тебе приходит муза и ты, вдохновлённый ею, становишься способным складывать слова в стихи и наполнять их особым смыслом. Мне посчастливилось испытать это чувство, пережить эти мгновения. Надеюсь, что Вы хоть немного поймёте меня, прочитав «Красавице», «Я восхищён величием Творца» и др. Моей музой была и остаётся Любовь.
В данном сборнике стихотворения сгруппированы по тематическим разделам, а также я решил разместить здесь статью «Сила Любви», опубликованную летом 1999 года в журнале «Митра». Я думаю, что она очень созвучна тематике сборника и при этом поможет Вам лучше понять мои мысли, идеи, подталкивающие меня к моим стихотворениям. В завершении сборника я поместил раздел «Примечания», который покажет, что стоит за тем или иным стихотворением. Людей очень интересует, какие обстоятельства привели к появлению стихотворения. В этом разделе по мере возможностей я удовлетворю этот интерес.

Несколько слов о разделах стихотворений.
О ЛЮБВИ. Конечно, самый большой раздел. Всё, что так или иначе касается Любви, любимого человека помещено здесь.
О ПРИРОДЕ, ВЕСНЕ.  Я родился весной, этот сезон мой самый любимый (хотя, конечно, «у природы нет плохой погоды»). Наверное, поэтому весна для меня самое поэтическое время.
ПЕСНИ. Хоть пока и без нот, но это точно они! Некоторые мелодии я просто слышал, когда записывал стихотворение. Задорный, танцевальный ритм «Капельки», плавный и спокойный «Вальс снежинок». Со временем обязательно оформлю их в виде музыкальных произведений (если меня не опередят другие желающие).
ГРУСТНЫЕ СТИХИ. Поначалу я думал не включать эти стихи в сборник. Но потом решил, что «из песни слов не выбросишь». Раз они в своё время сложились, раз они часть моего (хоть прошлого) бытия, значит, они имеют полное право на существование. Мне пришлось в своё время столкнуться с безответной любовью, которая для сердца есть весьма тяжёлое испытание. Для меня это стало жизненным уроком. Несмотря ни на что нужно жить, развиваться, стремится стать достойным человеком, чтобы в своё время испытать счастье взаимной Любви. Я в конечном итоге очень благодарен тем, благодаря кому эти грустные стихотворения родились. После всего пережитого я утверждаю, что любить, даже безответно – это великое счастье! Когда ты влюблён, то ты многое понимаешь: что ты Человек, что мир вокруг – велик и прекрасен, насколько велика энергия и сила Любви. Ещё раз благодарю Творца за дар любить!
РАЗНОЕ. Сюда вошли стихотворения, которые по смыслу не подходят для других разделов.

Когда знакомишь других людей со своими стихотворениями, очень часто слышишь похожие вопросы. Чтобы  предупредить Ваши вопросы, задам их сам и отвечу здесь.

Как складываются стихотворения?
Конечно, по-разному. Но что-то общее есть. Обычно это какое-то сильное переживание, чувство, эмоция, которые формирует некую яркую мыслеформу, которая требует своего воплощения. Как правило, это первые две (четыре) строчки, которые постоянно крутятся в голове до тех пор, пока не выразишь их на бумаге. Ощущение своей Музы где-то рядом очень сильное. Обычно на написание стихотворения уходит минут 20. Если оно сразу не сложилось, то потом его дописывать – настоящая мука.

Кто стоит за образом любимой?
Как правило, это реальные представительницы прекрасной половины человечества, которые волею судеб разжигают тлеющие угольки в моём сердце до Огня Любви, ставшего названием сборника. Хотя бывает, что это и вымышленный или собирательный образ, о котором мне мечтается. В последние годы, конечно, это образ моей любимой - жены Анастасии.

Как ты относишься к критике в свой адрес?
Совершенно нормально! Если бы не было критических замечаний, мне было бы сложнее исправить недостатки. Ведь я нигде не обучался поэтической науке. Просто в один прекрасный день мая 1999 года слова (смотри «Самый первый стих») сложились в голове в рифму, и я решил их записать. Было убеждение, что я ДОЛЖЕН так сделать. Потом ещё. Поначалу было много «белых стихов» - это когда не совпадает ритм, рифма, ударения и т.д. Мои знакомые тактично указывали недостатки, объясняли, что и как нужно делать, дали нужную литературу по поэзии. И в итоге стало получаться всё лучше и лучше. И сейчас я понимаю, предела совершенствованию нет. Труд поэта на самом деле «каторжный». Хоть и очень интересно складывать стихи (гораздо интереснее отгадывания кроссвордов, ребусов!), но это и очень не просто. Известный факт, что у гениального поэта Пушкина А.С. было найдено огромное количество черновиков, с множеством исправлений. То есть известный всем лёгкий пушкинский слог давался поэту очень нелегко и стоил тяжёлого труда. Весьма поучительно.

Что натолкнуло тебя на стихотворство?
Целый ряд обстоятельств. Я очень люблю музыку, песни. У меня две тетради переписанных мною любимых песен. Переписывая, а потом и напевая их, волей-неволей пытался понять, а как это из обычных слов слагаются такие песни? Задавал себе вопрос: «А могу ли я что-то сочинить?».
Другое. Читал как-то сказку Гофмана «Крошка Цахес». Напомню вкратце сюжет, может, кто забыл. В ней фея сжалилась над несчастным уродцем карликом Цахесом и подарила ему три волшебных волоска, с помощью которых любое достоинство людей вблизи него приписывалось ему. Так Цахес смог дослужиться до королевской службы. Всё так бы и шло, но случилась такая история. Другой главный герой – юноша увидел красивую девушку и влюбился в неё. Силой своего чувства он написал восхитительную поэму о своей любимой. Когда же он зачитывал поэму девушке, то поблизости оказался Цахес, и все решили, что эта поэма написана карликом. Поэма была так хороша, что дело стало идти к свадьбе Цахеса и девушки. Юноша был в недоумении: он влюбился, написал поэму любимой, а дело приняло такой оборот. Он сумел разузнать причину этого, разоблачил карлика и добился ответной любви девушки. Читая эту сказку, я отождествил себя с этим юношей, говоря себе: «А чем я хуже? Что, я не смогу выразить свои чувства в стихах?» Это стало ещё одним камушком к раскрытию своих способностей.
Изучая свой гороскоп, выяснил много указаний на способность слагать стихи. В частности, моё Солнце находится в пятом доме гороскопа (дом творчества) в градусе зодиака, в характеристике которого сказано «пишет стихи». Издание данного сборника на третьем цикле Солнца тоже весьма символично. Астрологию изучаю с целью познать себя и окружающий мир. Лучшего инструмента для этого, по-моему, не найти. Зороастризм, который я исповедую, говорит, что человек обязан познать себя и мир вокруг. При этом человек – есть подобие Творца, его дитя и он обязан раскрывать свои творческие потенции (созвучно христианской притче о зарытом таланте), духовно развиваться,  оставаясь при этом нормальной, гармоничной сущностью, стремясь жить радостно, счастливо в процветающем мире. Этому я и стараюсь следовать.

Не смотря на издание своего сборника стихов, поэтом я себя не считаю и ни на что не претендую. Просто иногда испытываю такие эмоции, такое настроение, что слова сами складываются в строчки и не отпускают тебя, пока ты их не изложишь на бумаге. Поэт, наверное, это тот, кто про любой предмет легко напишет стихотворение (хоть про гвоздь в стене). У меня же стихи складываются, когда эмоции, чувства зашкаливают, а вот, например,  к гвоздю в стене я равнодушен. Но главное не в этом. Главное – у меня есть чем поделится с Вами и я это с радостью делаю. Надеюсь, что прочитанное не то что понравится Вам, но хотя бы не оставит равнодушными.
Спасибо всем, благодаря кому это стало возможно!


Рецензии
Здравствуйте, Константин!
Очень мудрый подход к творчеству!
Впечатлила фраза «Слова – это пули в патронташе истины... А поэты – снайперы».
Воистину так! А в наше непростое время, дабы попадать в "Цель",
нужно стараться находить серебряные "пули".
Франческо Петрарка написал всего лишь 366 сонетов,
но на протяжении жизни он снова и снова возвращался к своим текстам,
чтобы редактировать их, выискивая своё верное слово...
Искренне желаю Вам успехов в творчестве!
С уважением,

Ирина Юрская   16.12.2024 12:17     Заявить о нарушении