Последний день Бувиля. Сартр - одним файлом
=====================================================
ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ
в феврале деревья обнажены
вместе с ветвями обнажается
и случайность существования
деревьев
и не только деревьев
но любой из вещей
включая фиолетовые
подтяжки кузена Адольфа
вещей слишком много они
толкутся на пятачке универсума
споря за место и вещество
ни одна не имеет достаточного
основания для существования
но каждая самоуверенно
заявляет о своем стремлении
существовать
незатухающий костер амбиций
галька
дверная ручка
чужая кисть
твоя собственная рука
клочок бумаги
сапоги офицера
семена тошноты
из которых февральским днем
вырастает каштан
в городском парке Бувиля
________________________________
По мотивам повести Ж.-П. Сартра «Тошнота».
СОВСЕМ ЧУЖИЕ
деревья в сущности так же бездушны
как подземные коммуникации
которые они оплетают
своими корнями
если долго смотреть на дерево
то возникает ощущение
чуждости
деревья вызывают отвращение
своей бесчувственностью
своим бессмысленным
колыханием
в аквариумном полипе
души больше чем во всех
ветвях старого дуба
липа которую обессмертил Шуберт
бездушна как клавиша
фортепьяно
_____________________
1. По мотивам повести Ж.-П. Сартра «Тошнота».
2. «Липа» – песня из вокального цикла Ф. Шуберта «Зимний путь».
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ БУВИЛЯ
повседневность
погибает тонет идет ко дну
а из глубины ей навстречу
поднимается проснувшееся
чудовище гигантский панцирь
под которым шевелятся
губы руки и двенадцать пар
длинных когтистых ног
медленно тихо этот панцирь
поднимается на поверхность
тихо бесшумно расступается
перед ним вода
и вот он уже поднялся
он простирается
от мола до горизонта
он чернеет на солнце словно
крыша огромного «лексуса»
но никто из прогуливающихся
этого не замечает
торговцы заняты своим делом
рыбаки заняты своим делом
яхтсмены заняты своим делом
бармены заняты своим делом
полицейские заняты своим делом
бесполезно кричать и махать руками
Бувиль приговорен вместе
со всеми своими жителями
и гостями
карточная игра в «Приюте путейцев»
останется незаконченной
биография маркиза де Рольбона
ненаписанной
песня Some of these days
недопетой
наступил последний день Бувиля
и единственное
что сейчас можно сделать
это вернуться в отель
закурить трубку открыть Бальзака
и попытаться читать
читать
________________________________
«А под водой? Ты подумал о том, что может находиться под водой?» – Ж.-П. Сартр. «Тошнота».
СТАЛЬНАЯ ЛЕНТА
жить превращая каждый миг в приключение
погружая его в вечность
придавая ему прочность стали
соединяя эти мгновения в стальную ленту
на которой алмазная игла пишет историю всего что с тобой случилось
пишет историю твоей жизни превращая каждый миг в приключение
придавая ему прочность стали
присоединяя его к другим мгновениям таким же прочным таким же необходимым
превращая их в блестящую стальную поверхность
на которой прецизионный лазерный маркер гравирует историю твоей жизни со скоростью 2,5 м/с
превращая твою жизнь в одно долгое блестящее приключение
придавая твоей жизни смысл и необходимость
отделяя ее от гальки на берегу клочков бумаги на улице
продавленных сидений в кафе
жестов которыми игроки берут и бросают карты
звуков их голосов
шоколадных стен голубых рубашек
отделяя тебя от официантки Мадлен
хозяйки кафе Франсуазы ее кузена Адольфа
от человека по имени Ожье
от горожан Бувиля
и от Анни
от всех парижан от всех французов
европейцев азиатов американцев
от всех людей
от всего человеческого мягкого сырого неопределенного
лишенного смысла необходимости
превращая твою жизнь в кусок сверкающей стали
которым ты однажды ночью
по примеру автора «Дома Киоко»
вспорешь себе живот
_____________________________________
«...например сказка. Она должна быть прекрасной и твердой как сталь, такой, чтобы люди устыдились своего существования». – Ж.-П. Сартр. «Тошнота».
«Дом Киоко» – роман Ю. Мисимы.
В ГОРОДСКОМ МУЗЕЕ
поражаясь
их самоуверенности
спокойствию тела
твердости взгляда
ощущая себя беспокойным
подвижным не умеющим
сосредоточить взгляд
на одной точке
чувствуя себя виноватым
в своей рассеянности
подвижности текучести
лишенным права
на существование
потому что пренебрегал
долгом этой оборотной
стороной права
ощущая в себе пульсацию
жизненных соков
не направленную
ни к какой цели
независимую от всех прав
и обязанностей
существующую случайно
асоциально
и оттого враждебную
всем этим людям
с гордой осанкой
и неподвижным взглядом
сохраняющим
эту надменность
до тех пор пока
ты не всмотришься в них
пристальнее
и не обратишь их огонь
в пепел
почетные граждане Бувиля
я плюю на вас
коммерсанты президенты
профессора депутаты
я плюю на вас
и выхожу из музея со смехом
___________________________________
«Прощайте, Подонки». – Ж.-П. Сартр. «Тошнота».
Свидетельство о публикации №109011502298