Вертеп скомороха

1. Пролог

В складном вертепе скомороха –
Король, принцесса, шут, чумазый трубочист…
Здесь даже те, о ком нельзя не думать плохо:
Прожжённый лицемер – душой давно уже не чист,

Злодей в оковах и подкупленный судебный пристав,
Продажный клерк со стопкой индульгенций на столе,
Предатель, с чистым взглядом лицеиста,
Неясно кто, но густо вывалян в золе…
 
Здесь есть и те, о ком не грех и вспомнить:
Тень в полночь, рядом с тенью в ясный день,
Ведро без дна, которое нельзя наполнить,
Седая туча – ей пошевелиться лень,

Созвездие Стрельца и Псов, летящая комета,
Луна, надкушенная четверти на три,
Весенний дождь, в четверг – хорошая примета,
И, половиц рассохшихся, визгливый скрип…

Солдат десяток в мятых битых латах,
Их бравый командир на вздыбленном коне,
Два нищих с паперти, котомки их в заплатах,
Три девушки в распахнутом окне,

Толпа на улице, из ближнего предместья,
За жизнь нелепую, повешенный пират,
Святой, бежавший чудом перекрестья,
Карманный вор, нахальный шулер, брат –

Пропавшего так без вести героя;
Заезжий рыцарь и его ручной дракон,
Пьянчужки – те обычно ходят двое,
Трамвая облупившийся вагон…

И продолжает – всё знакомые нам лица:
Синица в рукаве, журавль в небесах,
Медведь проснувшийся, облезлая лисица,
И в нотной партитуре строгий Бах…

Органу, воем, вторит злая вьюга,
Ветвями машет обезумевших дерев -
Не хмурый снегопад – метель метёт подруга,
Фонарного столба стыдливый нудный блеф…

На дне пруда уснувшая русалка,
В шатре развесистом, бродячий цирк,
И красных фонарей уставшая весталка,
С тюремною решёткой капонир…

Любовник-менестрель, наперевес с гитарой,
Цыганский табор и колода карт,
Гадалка, что всегда бывает старой,
Собака злая начинает старт…

Да мало ль, что ещё достать из складок можно,
Плаща, что превратил он в занавес легко,
И две руки, взмывают осторожно
Над сценой сказочной, неся свои дары…

Почти забыли - об оркестре, музыкантах:
Шарманка, скрипка, флейта, лязг литавр,
Герольдов с площади звенящие фанфары,
Расстрельной полуроты жуткий барабан,

Куранты с ратуши, глухой молотобоец
Из наковальни выжимает тяжкий стон;
Дождь по стеклу и град о жесть – горохом,
Подковы стук и визг двуручных пил…

2.Начало

И начинает, словно шёлком по канве,
Он вышивать сценария родившийся сюжет –
Импровизацию, что в голову взбрела,
Минуты может три всего назад…

Суфлёр не нужен: сам себе Шекспир,
де Вега, Шиллер, Жан-Батист Мольер:
С руки, на ниточках – изящный кавалер,
Он знает толк, в тех объяснениях, в любви… -

Принцессе – так подумал, было, он…
Но как он ошибался – и укол
Ему наносит шпагой шевалье,
Закутанный в парчу портьеры…

Из сердца брызжет клюквы сок,
На свежий наст из простодушных вздохов…
И дальше зрители заглядывают в рот,
А лицедей – вновь подвергает куколки оброку:

С картонною косой вплывает смерть
И короля корона вдовствует на плахе…
И вновь луна роняет свой зеленоватый свет:
Лицо не красит, умершего дуэлянта…

Скользят прохожие, скрываясь за углом –
Их гонит страх, погаснувший во тьме фонарь,
Свечи в окне коптящий непонятный знак:
Предательства – ты выгнан, как Агарь…

А патрули уже всех гонят с улиц прочь –
Закона преступивших призрачные тени,
Свидетелей убийства и последний вдох,
А выдох намертво уже к устам приклеен…

3. Утро

Но сцена третия – кричит петух с утра,
Он вызвал солнце, закатив под гребень глаз косой, -
Засуетилась чахлая из трещинок трава:
Из этой измождённой мостовой;

И трубадуры жилы на гитарах хриплых рвут,
От сна очнувшись…. Вся столица чуть жива:
Измятый полночью, спешит на службу шут,
Достав из тайника кармана свой колпак –

На колокольцах развязал он злые язычки:
Всю ночь он отирался невидимкой между нас,
Подслушивая стоны и подсматривая сны…
Так что нашепчет, этот ловкий ловелас,

К принцессе проскользнувши в будуар? -
Из тех обрывков он сложил уже пасьянс:
О, да – он испытал злословия угар,
Тасуя карты, составляя мезальянс…

Он не виновен в том – картинки так легли, -
А сам ручонки потирает возбуждённо:
Да, Ваша Светлость, как они смогли…
И озирается на Зазеркалье озлобленно:

Не так уж простодушно то стекло,
Что обручила с рамой амальгама:
Преображает там униженный поклон
В зарвавшуюся фамильярность хама…

29-30.01.03 comp


4. Завтрак

Лениво пёс вздыхает под столом,
Ошейник вывернут причудливо гарротой…
А шут, пред королём, свивается ужом,
Но губы сведены, брезгливой миной, плотно:

И тусклый, словно мёртвый омут, взгляд –
Величество не только сны, всю ночь, терзали:
Кирпичная стена, приговорённых шаткий ряд…
Небрежно как-то им повязки повязали –

Привычка губит в государстве всё:
Однообразие и ежедневные повторы…
Не возвращать же эшафотное лассо?
Да несварение ещё…, и частые запоры…

Приходят мысли злые, и не только псу –
Тому и то ужимки эти все осточертели:
Не привязать ли нам паяца к колесу,
Чтоб эти губы, на мгновенье побледнели,

И разорвал бы их истошный плач? –
Ну, как же так вот: взять, четвертовать?!!!
Пусть плетью оборвёт его палач:
Хорош, гнусавый, смехом горло драть…

31.01.03 21:16 comp
 


5. Полдень

К полудню ярмарка достигла, всё же, апогея:
Разнузданный закат империи, как в Риме, -
Опричников уже почти созревшая затея:
На эшафоте столб, согнувшись, подражает приме –

Той балерине, что в униженном полупоклоне,
Застыла в благодарность на обшарпанном помосте…
Дощатый балаган, облезлый пудель на попоне,
И шапито, означенные ветром жерди - кости…

За грошик медный, жадным взглядом обглодали,
Зеваки все её, в трико цветастом, голенастом, ляжки…
А неуклюжего медведя освистали.
И забулдыги всё прикладывались к фляжке…

Ну, вот и кульминация дневная:
Палач ведёт кого-то в балдахине мешковины.
С креста собора сыто пялится воронья стая –
Опять приглашены на именины…

Толпа на полчаса пристыжено смутится,
Да вновь вернётся к празднику и пьянке…
А что до этого – чего здесь не случится! –
И матерок частушке на тальянке…

07.02.03 20:49 comp


6. Упрёк

А где же сказка, рыцарь и дракон –
Всё то, о чём нам зазывалы уши прожужжали?
И влаги чудодейственной флакон,
Что заживляла в сердце раны от пищали?

Афиши кто развесил тут и там,
Прикрыв на стенах оспы вездесущего закона?
Зачем весь этот разноцветный хлам,
Зачем злодей вдруг оказавшийся на троне?

И почему так скушен слог?
И приземлён реальностью подсушенный сюжет?
Над нами автор надругаться смог:
Он скомкал волшебство в обыденный буклет –

В оконный переплёт больничного окна,
Где наказуем даже мысли жест –
Отрывок беспокойного завязанного сна:
Смирительной рубашки мокрый крест…

07.02.03 21:36 comp


7.Ответ

На зрительский упрёк достойный дать ответ? –
Слов разорвать жемчужное монисто?

За глупым оправданием ползти униженно – след в след?
И озираться – всё ли заметает чисто,

Крадучась, проклятая тень,
Отброшенная к пяткам чёрной безобразной тряпкой,

Которую и скомкать откровенно лень,
Скрутив чалмой – той, из волшебной сказки, шапкой?

Слова посеять, в коих слышат все лишь ложь? –
Зерно прогорклое запеленали туго, как початок, плевела…

В ответ услышать, снова: «Враки – невтерпёж
Тебе брехнёй нас потчевать, весь день и ночь, до самого утра…»

К чему театр и на сцене лицедей,
Коль все без нас способны всё, и наперёд, предугадать?

Не проще ли в трактир ворваться, с криком: «Пей,
До дна, и попроси ещё, нам всем, по четверти хотя бы, но подать!»

Любой кабак – он тот же и вертеп, и карнавал:
Здесь каждый под своей, в ему удобной только этой харей, маской –

Под ней удобно, с криком: «Ну, достал!» -
Что б не казалась и халдею за прилавком эта прибыль сказкой, -

Ввязаться в драку, ни за что не заплатив,
Круша скамьи и перебив, до кучи, массу всяческой и непустой посуды…

И плакаться, затем: «Ну что ты, брат, прости…» -
А тот, убытков перечень, с ухмылкой распоследнего паскуды,

Всё в ушко приставу, а мзду суёт в карман…
Знакомая картина.

Балаган.

13.02.03 21:09 comp


Рецензии