14. 01. 09. Глава13. Мое участие в научных конфере

 
Например, на занятиях, посвященных развитию творческих способностей, где нужно было быстро решить простейшие анаграммы (надо было просто переставить буквы, не убавляя их и не добавляя) =  пила- липа, лето – тело,  маяк – ямка,  скала – ласка, краска – каркас, урок – укор,  -  мы ощутили великие трудности. Более сложные пришлось просто записать под диктовку =  кольцо – цоколь, колесо – оселок, каприз – приказ, лопата – оплата, водопад – подвода, петлица – теплица, комар – корма, соринка – росинка…
 Как у себя развивать умение думать?...Как развивать у учащихся  творческие способности?... Как организовать познавательные   игры?... Все эти аспекты, по-моему остались у казахских директоров иероглифами на бумаге…Ничего этого они не применят еще лет тридцать в своей работе…
…Способности, мышление, запоминание, память… психологическая служба в школе… на практике еще очень далеки …от учащихся…
…Но мы должны были выдать все, что запланировали…
1.Подберите 8 слов, начинающихся слогом се--.   (село, серп, сени, сейм, сено, семя, сеча, сера).
2. Подберите 14 пятибуквенных слов с двумя «о» внутри: - о- о-     (ворот, волос, горох, голос, город, гомон, дозор, говор, колос, мороз, носок, поток, порог, повод).
3.Найдите географические названия с одинаковыми чередующимися  гласными внутри:
 -а – а – а - ,  - е – е – е -,  - и – и – и -,  - о – о – о - , - у – у – у -.      
(Магадан, Целебес, Сицилия, Конотоп, Бузулук)…
4.Решить анаграммы:   колба -  , карта - , приказ - , материк -…
(- бокал, - карат – катар, - каприз, - метрика). Это дошли до пяти букв, но очень трудно и сложно.
5. Уже под ликтовку с большим числом букв: (8) – апельсин – спаниель, (9) – ь стационар – соратница, (10) -  графология – голография, (11)ратификация – тарификация, (12) -  утонченность – уточненность, (13)- перемалывание – переламывание, (14) –ограниченность – неорганичность, (15) – старорежимность – нерасторжимость…
6.Забавные анаграммы: схема смеха,  фиалка калифа, реклама маклера, апостол полосат, запонка напоказ, волокита китолова…
7.И под диктовку – палиндромы (перевертыши – слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево). Первые слова пробовали  с обратной связью: поп, довод. Казак, потоп, наган. А сложные, уже под диктовку:
Аргентина манит негра.
Торт с кофе не фокстрот.
И любит Сева вестибюли.
Я не мил и не женили меня.
Укроп наворован? Порку! А ремень не мера.
Лилипут сома на мосту пилил.

А  роза упала на лапу Азора ( в Золотом ключике  есть).
Я иду с мечем, сидия ( придумал Державин).
8. И на десерт , под диктовку, двустишия:
«Море могуче. В тон ему,
Шумен, отвечу Гомером»….
«Море, веру буди- ярок
Скор я, иду буревером»…
9. И уже совершенно на десерт( с икрой), решить метаграммы ( найти цепочку слов, заменяя только одну букву в каждом следующем слове, соединяющих два заданных слова. Например, решить метаграмму: коза – волк. Решение проводится следующим образом: коза – поза – пола – полк – волк. Или решить : коза – лиса. Решение: коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса. Или решить: тачка – кошка. Решение: тачка – качка –кочка – кошка. Сами попробуйте решить: ночь – день, река – море, тесто – булка…
10 Предлагаем более сложное решение метаграммы: муха – слон. ( известное выражение, не делать их мухи слона… Итак, решение: муха – мура – фура – фара – кара – каре – кафр каюр – каюк – крюк – урюк – урок – срок – сток – стон – слон…


Рецензии