Мольер и его пьесы
Театральных подмостков актер,
Подвергался всё время гоненьям,
В школе жизни он был режиссер.
Жанр драмы - комедии в свете,
И пародий - бесценный конёк,
И в изящном и стройном сюжете
Он высмеивал зло и порок.
Буффонада, плебейские нравы,
Соразмерность и грань мастерства,
Он играл неподдельно красиво
Дворянина, слугу, буржуа.
Предрассудки богатых сословий,
Лицемерье корысти ханжи,
Воплощал в жизнь динамикой, словом,
Раскрывал в красках все типажи.
Опирался на дух классицизма, -
Идеала общественный строй
И привил тонкий дух реализма
Содержательной, вольной игрой.
Обличал превосходно дворянство,
Создал множество сложных интриг…
В «Школе жён» пошатнул христианство,
Оживил юной девушки лик.
Молодая особа Агнесса
Из крестьянской и бедной семьи
Была впору красивой невестой
И ждала благородной любви.
Образцовый канон воспитанья,
Монастырь в протяжении лет,
Бледный вид старика в наказанье
И лампадки блуждающий свет.
В мыслях дряхлого черта – покорность,
Получить дорогую жену,
Но влюбилась плутовка в Ораса,
Приубавив проблем старику.
Обрела дева доброе племя,
Притязаньям нелепым конец,
И взошло в новом качестве семя -
Неразрывным сияньем сердец.
Пьеса все облетела селенья
И имела громадный успех,
Драма в зеркале, как отраженье,
Для Мольера – течения вех.
Раздвигаются шторы кулисы,
Вот мы видим на сцене «Тартюф»,
Рукоплещут счастливые лица,
Озаряется действием дух.
Наш герой терпит в битве фиаско,
Заключают вояку в тюрьму,
Но король также терпит напасти
Во дворце, в своём жалком углу.
В лапах дикого зла отчужденья
Полной властью коварства ханжи,
Иезуит вверг Оргона в смятенье -
Несусветной, большой клеветы.
Обещает «Тартюф» просветленье,
И греховности мира открыть,
Путь лучом озарить на спасенье,
Службу дьяволу в чреве убить.
Принимает король обращенье,
Слепо верит он верным друзьям,
А воспитанник школ иезуитов
В маске святости крутит перстам.
Бурю страсти навеяла пьеса,
Нашумевший сюжет «Дон Жуан»
И противники в пику, из мести
Запретили играть «балаган».
В неудачной цепи постановок
Многозначным ключом «Мизантроп»,
Недостаток ума и сноровок
Сподвигает Альцеста на рок.
Окружение чуждо герою,
Тяжба полным провалом в суде,
С другом детства порочная ссора
И разрыв с Селименой в судьбе.
Жизнь на грани безумства и горя,
Прочь от общества, поисков смысл, -
К идеалам устоев и воли,
Социальных условностей – мысль.
Смехотворны его притязанья,
Он обидчив в суровой борьбе,
Строг к другим на пороге страданья -
В снисходительном нраве к себе.
Конформизм усмотрели потомки
И поступки Филинта, как смоль,
В подражании образов мира
Проявилась впоследствии боль.
В то же время Альцест сущий гений,
Избегаемый пошлости, тьмы...
Беспристрастен в судьбе искушений
На пути к мирозданью любви.
Новых веяний – трудное время
Побуждают Мольера писать,
Брешь в финансах нелёгкое бремя
Заставляет труды сочинять.
За короткий период сезона
Свет увидел, аж пять новых пьес!
Но, зияла брешь в слабом здоровье,
И болезнь пошла в перевес.
Но талант драматурга превыше,
«Мещанин во Дворянстве», как фарс,
Буржуа де Журден ищет нишу -
В среде общества высших дворянств.
Покупает и ранги и титул,
В интервалах Турецкий балет,
Принадлежность формально к «элите»:
Будто в нём честь, манеры и свет.
Актуальность сей пьесы и ныне,
Сочиненье бессмертно в веках,
Не теряет пикантность картина,
Интерес, возбуждая в глазах.
На закате тернистой карьеры
Был поставлен «Мнимый больной»,
Дух железный, - усилием воли
Ты исполнил блистательно роль.
На четвёртом своём представлении
Луч сознанья затмила метель,
И ушёл состоявшийся гений!
В мир иной, навсегда в колыбель.
Свидетельство о публикации №109010403733
Сережа
Валентин Клементьев 18.11.2009 15:19 Заявить о нарушении