Наискосок

Часть вторая.

Продолжая сравнивать творчество не признанного гения с классиками 20 века, остановлюсь на творчестве Беллы Ахмадулиной.  Возьму самое известное ее стихотворение, принесшее ей огромную славу. Здесь мы обсудим тему души, ее гибели. А для сравнения возьмем  «Песню самолета-истребителя» Владимира Высоцкого.

«Прощание».
Белла Ахмадулина.

«А напоследок я скажу:
Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
К высокой степени безумства.
Как ты любил? – ты пригубил
Погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? – ты погубил,
Но погубил так неумело.
Жестокость промаха.. О. нет
Тебе прощенья. Живо тело
И бродит, видит белый свет,
Но тело мое опустело.
Работу малую висок
Еще вершит. Но пали руки,
И стайкою наискосок,
Уходят запахи и звуки».

Техника тут тоже хромает, как и в первом случае. Строка «тело мое опустело» выбивается из ритма. Рифмы четкие, однако, новорожденного нет ничего. «Обязуйся – безумства» - труда не составляет, остальные примитивны. Построение тоже школярское.
Теперь посмотрим смысловые обороты. «С ума схожу» - тоже самое, что «восхожу к высокой степени безумства». «Иль» вызывает сомнение в том, что еще не вошла в ту степень. Далее автор продолжает в том же духе - сначала говорит не в том дело, что пригубил погибели, а в том, что погубил (уже не пригубил) неумело.  А дело оказалось как раз и в том. Надо было не пригубить, а погубить. Результатом, погибель души. Но к этому мы вернемся позже. И перейдем опять к работе мозгового аппарата. Почему-то там в ходу только один висок, не зря, видимо, крутят там пальцем, указывая на его плохую работу. А «наискосок» вообще слово не в тему. Запахи и звуки уходят (как и приходят) на все четыре стороны.

Вот такая пародийная вещь. А если говорить серьезно, то вызывает жалость такая позиция жизненная. Терять душу из-за какого-то дилетанта убийцы, думаю, не стоит. Именно поэтому здесь присутствует дух уныния и полностью отсутствует Дух Благодати. Поэтому хочется поскорее проститься с этим «гением»  и просто не терпится заглянуть в другую дверь, чтобы ощутить мощь человеческую.

«Я-«Як», истребитель. Мотор мой звенит.
Небо- моя обитель.
Но тот, который во мне сидит,
Считает, что он – истребитель».

 Надо же, мой тоже так считает, потому и сшибаем тут «мессершмитты» вражеские, не впускающие нас свои ряды, заставляющие бороться за право покорять  небесное пространство. Думаю, что всем понятно, что речь идет о душе. Потому он и заставляет, и не дает и на таран идет. Трудно в таком бою, и потому рождаются такие строки:

«Я больше не буду покорным, клянусь,
Уж лучше лежать на земле!
Ну что ж он не слышит, как бесится пульс:
Бензин мой уже на нуле!
Терпенью машины бывает предел,
И время его истекло.
И тот, который во мне сидел,
Вдруг ткнулся лицом в стекло.
Убит! Наконец-то! Лечу налегке,
Последние силы жгу.
Но что это, что? Я в глубоком пике –
И выйти никак не могу!
Досадно, что сам я не много успел,
Но пусть повезет другому,
Выходит, и я напоследок спел:
«Мир вашему дому!»

Мы видим тут четко и ясно, что происходит, когда мы перестаем слушать душу, когда мы избавляемся от  ее назойливых требований, потому и счетчик на нуле, потому и глубокое пике. И апофеозом звучит фраза – «пусть повезет другому», и, как следствие, - «мир вашему дому». Таким образом, автор призывает нас не воевать со своим божественным «я», чтобы оставаться в небе и уметь выйти из любого пике.  Вот на этой высокой ноте и хочется вспомнить для сравнения вышеприведенное стихотворение, в котором девушка впадает в пике и растрачивает свои жизненные силы, свой порох попусту. И результат такого сравнения далеко не в ее пользу. Красочность, образность и глубина изображенная в данном стихотворении Высоцкого, поднимает его на такую высоту, с которой все прочие выглядят маленькими букашками. И быть может, именно потому, что наши критики ходят по земле, им ближе эти насекомые, нежели птицы – создания небесные. Может быть, именно поэтому нас раздражают эти букашки? – спрашивает Володя с очередной своей высоты. А главное, что цену себе знаешь ты, это позволяет создавать такие холсты, которые переживут автора на века. На этом говорю «пока»!


Рецензии
Лариса,мне кажется Вы сравниваете
несоизмеримые вещи. Скажите,какая
буква алфавита лучше - "В" или "А"?
Они разные в принципе.
С уважением Михаил.

Михаил Деденев   18.12.2008 20:03     Заявить о нарушении
Вы заблуждаетесь, Михаил. "А" лучше "В" потому , что она первая, это во-первых, а во-вторых, она гласная, т.е. диктует условия, а "В" - согласная, потому обязана соглашаться с первой, и своего мнения не имеет. А если серьезно, то говорить о том, что Высоцкий не является поэтом в наше время не только глупо, но еще и кощунственно. Он уже доказал свое право на то, чтобы им гордилась страна также, как и Пушкиным. Он - наше народное достояние. А все остальные только камушки в его обрамлении. Может, вы и Пушкина уравняете со всеми остальными? По-моему, я довольно показательно провела сравнение, и напрасно вы пытаетесь доказать мою некомпетентность в данном вопросе. Тогда давайте всех попсовых поэтов и бардов подворотни тоже считать классиками, вводить их в программу обязательного школьного обучения, ведь у каждого есть что-то неповторимое. Или, быть может, все же мы научимся отделять плевелы от пшеницы, (хотя людей, умеющих это делать единицы), и покажем нашим современникам истинные сокровищницы разума и красоты человеческой. Неужели вы не понимате, какую роль имеют средства массовой информации, культура речи в частности, на процесс формирования мировозрения? И если впаривать в мозги детям песни того же Есенина с фразой "на рукаве своем повешусь", то немудрено, что кто-то из них завтра так и сделает. И дай Бог, чтобы это был не ваш ребенок!!! Вот мне за своих страшно, вот и злят всякие бестолочи, выдающие себя за знатоков божественного слога, и совершенно не понимающие силу слова.

Преображенская Лариса   18.12.2008 22:03   Заявить о нарушении
Вы видите только то,что Вы хотите видеть.
Я глубоко уважаю творчество Владимира Высоцкого.
Я рос на его песнях.
Но не надо сравнивать его с творчеством
в принципе ОТЛИЧНЫХ от него поэтов,
будь они лучше или хуже него.
Мне нравится и хороший шахматист и
хороший лыжник. Зачем их сравнивать?

Михаил Деденев   18.12.2008 22:29   Заявить о нарушении
Добавлю. Бескомпромиссные пролетарки 20-х втаптывали в грязь и Романова и Пушкина. Есть ли классики современности? Есть. Высоцкий тому пример.
Не нужно только ставить памятник ему на могилах классиков прошлых лет.

Михаил Деденев   18.12.2008 22:52   Заявить о нарушении
Мне очень жаль, Михаил, что вы такой невнимательный и невдумчивый человек. Ибо, если бы вы обладали тем и другим, то поняли бы суть происходящего, природу негатива, направленного мной в адрес этих "гениев". Я приведу вам фрагмент из моей переписки с некоей графоманкой, выдающей себя за филолога. Полюбуйтесь.

"Высоцкого признают гением все, кто хоть что-то смыслит в поэзии".
Один из самых выдающихся критиков современности Андрей Немзер, к примеру, не признаёт.
И много кто ещё.
Тексты Высоцкого не входят в программу филфака. Рубцова, Арсения Тарковского, Ахмадулину, Вознесенского, Сапгира, Соснору - изучают, а Высоцкого - не обязательно. К чему бы это?

Соня Швах 17.12.2008 00:53

Вот мне и стало обидно, что какие-то Серибериши выдают себя за гениёв да профессиональных критиков. А что касается сравнения, то оно существует во всем. Система равенства уже изжила себя вместе с теми пролетариатками, о которых вы упомянули. И это вполне справедливо. Все нам дается по делам рук наших. И когда мне начинают завидовать, я умышленно рассказываю о тех ситуациях, которые способствовали рождению того или иного произведения. После этого моим завистникам приходится давать успокоительные. Так и Володины стихи пропитаны болью. Но будь иначе, и не родилось бы ничего такого, и изнывал бы он, как некоторые барды, от неразделенной любви, например. Потому повторюсь и скажу, что наша "высота" зависит от состояния духа. И это видно по стихам. У кого-то это стишата, а у некоторых стишищи. Для того и существует система относительности, чтобы мы могли сравнивать ничто и нечто, и помогать людям увидеть красоту Богом сотворенную. Но не всем в те края врата отворенные. Если человек имеет в себе грехи нераскаянные, то они грузом наваливаются на плечи, и он взлететь уже не может, и, безусловно, крылья сложит. В этом случае очень показателен пример Критикнаха - муза помахала ему ручкой. И теперь он повержен трясучкой, поскольку скоро о его(...) похождениях узнает все человечество.

Преображенская Лариса   19.12.2008 01:09   Заявить о нарушении
1. Я не отношусь к почитателям деятельности Сони Швах.
2. Я понял,что Владимир Высоцкий - Ваш кумир. Не надо только противопоставлять его всему остальному миру.
3. Вам завидуют. Наверно,это приятно. Впрочем,не знаю.
Я не такой именитый.

Михаил Деденев   19.12.2008 13:44   Заявить о нарушении
Ну вот, вы опять ничего не поняли. Должна же существовать система ценностей, эталон, так сказать. У нас существуют правила во всем, скажем так, правила игры. И мы, поэты, хоть и пишем о разном, но система оценки одинакова. Это техника (рифма, построение, метафора) и смысл, который чем глубже - чем больше в нем мегабайт, тем стих ценнее. И потому считаю необходимым, показывать миру значимость творений настоящих гениев, а не выдуманных чьим-то больным воображением. И Володю не противопоставляю миру, а ставлю над ним, что сделать ему не позволили при жизни такие никчемные критики, как Елена Георгиевская, которая гнобит Преображенскую с невероятной степенью ненависти четвыртый месяц, доказывая мне, что я полная бестолочь. Что-то в этом есть мистическое, согласитесь. И кто эту собаку на меня натравил, я, конечно, знаю. Но придется ее все же повесить за хвост, ибо она еще не одному человеку будет пить кровь.

Преображенская Лариса   19.12.2008 16:44   Заявить о нарушении
Напрасно ты так расслабилась. Удар придется по самой твоей болевой точке. Дамоклов меч уже над твоей тупой головой, которая скоро станет головешкой. Твое ничтожество как филолога я уже доказала. А тебе еще и пискнуть не дали в адрес моего творчества. Так только пуки одни. А вонь кроме отвращения ничего более не вызывает. А с этим я справлюсь. Благо, кислорода хватает.

Преображенская Лариса   21.12.2008 20:03   Заявить о нарушении
Я не смешная, а ироничная. А вот ты уж точно вызываешь только смех своими умопомрачительными высказываниями. Я от души посмеялась над твоими потугами стать писателем. Мои дети складнее рассказывают свои выдумки.

Преображенская Лариса   26.12.2008 19:03   Заявить о нарушении