17. 12. 08. Глава11. Мое участие в научных конфере

    …Заслуживает внимание выступление Лубовского Владимира Ивановича, и.о. директора НИИ дефектологии.
- Вы меня извините, но мы сейчас повторяем некоторые фрагменты сказки «Поди туда- не знаю куда, принеси то, не знаю что». Мы говорим , что нужно активизировать школьную психологическую службу, которой еще  повсеместно нет. Директора школ на свой страх и риск приняли  на работу школьного психолога, но кого? Это психиатры, работники психбольниц, это порой случайные люди в педагогике. Как мы можем говорить о внедрении  школьной психологической службы, которой нет? Нельзя руками нескольких энтузиастов создать школьную психологическую службу. Один психолог в школе не может решить всех проблем, тем более на грани патологии. Это может быть одна  в районе или даже в небольшом городе служба с квалифицированными специалистами, способными выявить отклонения, нарушения, диагностику нарушений, выполнить коррекцию этих нарушений, квалифицированно сообщить родителям о выявленных нарушениях (Слабого развития, дефекта зрения, слуха, речевого аппарата)…Появились,наконец-то, медико- психологические консультации. Еще очень слабая работа проводится по оценивания готовности шестилеток к обучению…
…Бабанский Ю.К отметил, что эта конференция не подводит итоги, а наоборот . заостряет проблемы, над которыми надо теперь день и ночь работать, не покладая рук. Да, много трудностей; да, не все сразу получается, но вот же уже есть много хороших ростков: в  50 школах ставку ГПД передали психологам, в 100 школах на полную ставку приняли психолога-специалиста. Да, нужна кропотливая работа и накапливание оптимального материала по этой проблеме. Необходима тонкая, скальпельная работа по оттачиванию методов улучшения  педагогики сотрудничества учителей и учеников. Необходимо формировать психологическую культуру учителя, его интеллектуальность, профессионализм…
     …Да, что и говорить, проблема была поставлена великолепная, начиналась ее реализация, уже просматривались неплохие успехи, но…  Но как всегда в нашей стране только, только что-то начинает получаться, как меняются условия: то новый съезд и его новые грандиозные планы. То меняется руководство , и мы вновь на крутом переломе истории…
…Конференцию мы отработали, выступили не хуже других…
 Вечером встретились с Марком Максимовичем Поташником на  концерте Аркадия Арканова. Концерт был, конечно , великолепен, все смеялись, но после концерта мало кто смог что-то вспомнить…
  … С Марком Максимовичем мы познакомились в 1985 году, когда он по приглашению директора  Областного Института Усовершенствования учителей (ИУУ) Хасановой Рашиды  Ашрафовны,  приехал в Семипалатинск для проведения  трехдневного  городского  семинара  по интенсификации учебного процесса . Семинар проходил в моей школе № 6, т.к. она находилась в центре, и мы неплохо работали всем коллективом по этой теме…
  На правах хозяина я занимался практически всеми вопросами : обеспечение слушателей  семинара всеми печатными материалами, лектора -  техническими средствами обучения, питания и размещения в гостинице напротив нашей школы…По завершении трехдневного семинара мы практически были уже на «ты» и прощались в аэропорту, как близкие друзья…
 - Ваня, а ты своим учителям показывал свои тетради, в которых ты сделал столько выписок из «Народного образования», из книг и журналов?,- спрашивает меня Марк Максимович.
- Нет,- отвечаю, - а зачем это им. Я работаю для себя и для пользы дела.
- А ты не хотел бы работать над кандидатской диссертацией по педагогике?
- Эх, лет  хотя  бы  20 назад, я так хотел этого. А сейчас, боюсь , что я просто перегорел… Ведь я 17 лет работал в техническом ВУЗе, 10 лет исполнял обязанности заведующего кафедрой общенаучных дисциплин, выполнил эксперимент по теме своей диссертации «Биогеохимия ванадия в Семипалатинской области», есть печатная работа в журнале московском «Агрохимия» №11 за 1980 год.  Сданы два кандидатских экзамена по философии и немецкому языку. Надо было сдавать спецпредмет и выходить на защиту…
… Так как я работаю на стыке наук, то мне придется в счет спецпредмета сдавать: физику, химию, биохимию , агрохимию. И главное: НИ в Красноярске, ни в Новосибирске, где находятся филиалы Академии Наук СССР нет Ученого Совета по этой теме. Есть только в Алма –Ате, в Академии Наук Казахской ССР, где нужно сдавать пости на казахском языке…Я просто устал от борьбы с ветряными мельницами, плюнул…и не растер даже…
Так что, Марк Максимович, я просто работаю, как простой советский человек, я живу, как простой гражданин страны, надеясь, что за мой труд советское государство будет выплачивать, как и всем, 120 рублей.
- Жаль, а то бы мы поработали над насущными проблемами образования, тем более. что  с Бабанским Ю.К. мы неплохо сотрудничаем. Подумай, потом мне сообщишь.
- Хорошо, я подумаю, - отвечаю. Мы прощаемся с надеждой встретиться в ближайшее время и более предметно поговорить обо всем этом…
…Во все оставшиеся дни конференции выступающие обнажали  болевые точки современного образования и нехватки психологической помощи школе. Западала и проф- ориентационная работа( от каждого- по его способностям, каждому- по его труду).
Равенства людей по способностям не может быть. Другое дело. Что мы обязаны максимально использовать возможности и способности каждого гражданина Советского Союза для получения максимальной пользы  и достижений всего народа…
…Пока готовятся к следующему выступлению, я просматриваю журналы и неожиданно натыкаюсь на стихотворение, написанное Ольгой Скороходовой, слепоглухонемой от рождения,


Рецензии