Мелодия
В то лето Москву замучили дожди. Солнечные дни выпадали, как изюминка в детдомовской булке, и тогда асфальт шипел и искрился от светлых бликов, небо застилала кратковременная голубизна, а дети радостно шлёпали по лужам и пускали кораблики во дворах, невзирая на запретное родительское брюзжание.
Впрочем, это длилось недолго. Вскоре купол снова окутывала чернота, и хлёсткая, не по-июльски холодная вода вставала китайской стеной между всем человеческим.
Она шла под дождём без зонтика. Она намеренно не открывала его, почему-то думая, что под зонтиком будет выглядеть не так романтично. Вскоре её спортивная куртка, джинсы и волосы сделались блестящезаляпанными. Она не любила дожди…..
Однажды он коротал время в Интернете на модном в то время сайте и, случайно увидев её фотографию, написал что-то из ряда вон выходящее: «Бывал в Вашем городе…..девушки красивые, но есть одно но! Пока рот не откроют! К сожалению, весь шарм как корова языком, так что лучше молчите»
Она немедленно ответила. К её удивлению, они быстро нашли общий язык. Он писал музыку, она прозу и стихи. Она ругала тексты его песен, он хвалил её творчество, а однажды прислал ей мелодию……..
Она сразу узнала его: композитор стоял возле супермаркета с телефоном в руке, набирая её номер, а она шла к нему, и в её трубке слышались короткие гудки. Они одновременно опустили руки и шагнули…..навстречу.
Кажется, он сказал ей:
- Привет!
Кажется, она ответила.
- Так вот, я на пять минут, - заторопился он, - только поставлю тебе новую песенку и домой.
- Давай, - согласилась она и подумала, что ей приходится задирать голову, чтобы смотреть на него, и это было хорошо: она любила, когда на мужчину можно смотреть снизу вверх.
Они сели в машину, и он включил музыку.
Она слушала и улыбалась. Композитор смешно отбивал такт ногами и пальцами рук, раскачиваясь из стороны в сторону.
Когда песенка закончилась, она сказала:
- Ничего так…. Но мелодия лучше.
- Почему? – удивился он.
- Она настоящая!
- Надеюсь, ты не врёшь! – задумался композитор. - На самом деле я реализован на 10 процентов. Странно, что я тебе её прислал….она очень личная….
- Ты прав, я вру, - ответила она – ещё никогда не слышала ничего подобного!
- Ну, что, я похож на своего интернетовского друга? – он снял очки и, повернувшись к ней всем корпусом, впервые посмотрел прямо в глаза.
- Нет! – ответила она, - не очень!
- Что, ещё хуже? – испуганно сказал он и улыбнулся.
- Да! – ответила она, - гораздо интереснее!
- Хочешь, я покажу тебе Москву? - спросил он, надевая очки.
- Ты же торопился домой, - сказала она и снова улыбнулась.
- Да? – удивился он, - не помню…..у меня как раз есть час свободного времени. – Держу пари: ты никогда не каталась по Москве в такой дождь.
- Тогда пристегни мне ремень, пожалуйста! Я в этом ничего не понимаю.
- Идёт! – засмеялся композитор.
«Расскажи мне о себе, - написал он ей однажды, - а я расскажу о себе, постараюсь не врать: всё равно не увидимся»
Он позвонил ей в тот момент, когда она сидела на старой кипе книг, потому что стул был слишком низок, и играла его мелодию на старом разбитом фортепиано…..
Они ехали….ей всё время казалось, что они едут под водой.
- Включить кондиционер? – поинтересовался он, когда струя холодного воздуха ударила в неё так некстати. Некстати, потому что ей было хорошо – не жарко и не холодно, такое редкое состояние души.
- Не надо – ответила она, - мне в грудь дует!
И очень смешно шлёпнула себя ниже шеи.
Он удивлённо взглянул на неё и быстро выключил.
- Вон Дом на набережной, о котором писал Трифонов! - смотри!
Она видела только струи воды и размазанные, серо-коричневые пятна домов.
- Надолго в Москву?
- Сессия две недели.
- Ты, разве, где-то учишься?
- Так, для души.
- Район Воробьевых гор. – Эти дома очень дорого стоят…
- Мне туда не надо! – весело заявила она.
Она вообще в тот вечер всё время смеялась, как будто ей в рот вставили резиновую капу, и она не могла сомкнуть челюсть.
- Это понятно! А я стремлюсь! – заносчиво сказал композитор, и она снова улыбнулась так, что было совершенно не ясно, верит она ему или нет.
- Храм Христа Спасителя!
- Я плохо вижу.
- В дождь или вообще?
- И то, и другое!
- Я тоже! Собираюсь избавиться от очков….сейчас уже операции хорошо делают.
- Хочешь шоколад? – спросила она.
- Лучшее – детям!
- Правильно!
Она достала плитку чёрного шоколада и начала ломать её на мелкие кусочки, продолжая смеяться, и это уже становилось неприличным.
- Новодевичий, – продолжал рассказывать композитор, - моё любимое место в Москве!
- Почему?
- Не знаю… люблю церкви.
- Тебе нравится фильм «Андрей Рублёв»?!
Он слегка смутился.
- Как раз вчера я заснул во время его просмотра.
- Ты знаешь….
Она сделала круглые глаза.
- Я почему-то тоже! Ужасно!
Они оба засмеялись.
- Но это было раньше, - добавила она. - Вообще-то я люблю кино. Правда, в последнее время мир смотрится более расплывчато…..одной большой гримасой. Нет! Всё же….
- Что?
- У бомжей бывают очень выразительные лица, - она засмеялась ещё громче, а его лицо вытянулось и стало невероятно выразительным.
- Я пошутила, - она сделалась чуть серьёзнее.
- Жаль, - ответил он, и в это мгновение они увидели радугу. Дождь шёл теперь так, что сквозь его крупные редкие капли вырисовывалось фиолетовое, по краям розовое небо, стояли чёткие силуэты зданий – а над ними во всю ширь Тверской сияла, протянутая на верёвке, радуга. Её разноцветные полоски, как бельё сушились и блистали в ярких, пробивающихся сквозь тучи, солнечных лучах.
- Мама! – прошептала девушка и перестала смеяться……как красиво!
- У меня жена…
- Умереть можно! – в восхищении повторила девушка.
- Я тебе не говорил? – тихо спросил он.
- Что? – переспросила она….
- У меня жена после онкологии. Сейчас, вроде, всё хорошо.
- Нет, - прошептала она. – Может, дать тебе шоколад? У меня ещё есть немного.
- Ешь, - сказал он, и уголки его губ дрогнули.
- Так вот…я сейчас стою перед выбором: либо делать что-то стоящее, либо для коммерции.
- А эта мелодия…..
- Я написал её для одного фильма, который так и не вышел.
Радуга ещё была видна. Композитор развернул машину, и они поехали назад.
- Никогда не видела тебя ни в одном глянцевом журнале!
- Мне это не надо! Может, потом….лет через двадцать, я соберу залы…
- Значит, эта мелодия никому не нужна?
- Вроде того, - улыбнулся он.
- Немедленно поставь её, - попросила она, - пожалуй, я наберусь наглости и буду считать, что ты написал её для меня.
Когда музыка заиграла, девушка перестала смеяться. Она сидела с пустой обёрткой шоколада на коленях и больше ничего не произнесла до самого конца поездки.
- Ну, вот….- сказал композитор виновато, - приехали….когда мы увидимся в следующий раз – надеюсь, будет хорошая погода, и я покажу тебе Воробьевы горы.
Она по-мужски протянула ему руку на прощание.
Было уже темно, композитор странно смотрел на нёё из-под мерцающих от фонарного света стёкол, потом как-то неуверенно взял её за руку и слишком крепко пожал – просто впился в неё всеми пятью пальцами, и она поняла, что не такой уж он и хрупкий, как кажется на первый взгляд.
Она открыла дверь и ответила:
- Договорились. Только…..
- Что?
- Твоя машина…..я её совершенно не запомнила! Так что ты - ответственный за встречу!
Рассмеялась и пошла прочь, не открывая зонтика.
Зал бушевал от аплодисментов. Пианист с чувством жал руку дирижёру, лицо его, вдохновенное и немного смущённое, светилось от счастья вместе с крышкой рояля и большими белыми хризантемами в хрустальной вазе на полу. Повернувшись к зрителям, он начал застенчиво кланяться, и это выглядело мило, потому что ещё минуту назад он уверенно рвал фортепиано своими тренированными, будто сделанными из прочного пластилина, пальцами.
- Браво! Браво! – раздавалось из зала.
- Ещё! Ещё! – кричала какая-то женщина в старомодной шляпе с сильно напудренными щеками.
Из-за занавески высунулась мужская лысина, за ней последовал упитанный квадрат лица и крупный блестящий нос. Человек знаками показал пианисту на часы. Тот непонимающе посмотрел на него, потом растерянно обернулся к зрителям - волнение и крики продолжались. Тогда пианист уверенно улыбнулся, сказал: «Мелодия» и сел за фортепиано.
Музыка возникла издалека. Она зазвучала тихо, напоминая толи одинокий плач ребёнка, толи осторожное прикосновение кисти художника к чистому хосту, потом вдруг окрепла, налилась, сделалась щемящей и выразительной в какой-то безысходности жизненного сюжета; дойдя до кульминации, ударила во все колокола, забилась, застонала, не потеряв при этом благородного изящества и невыразимой тоски, обречённой на неминуемый финал. Постепенно буря затихала, гордая прекрасная мелодия вливалась в широкую тихую реку, обретая покой в её холодной кристальной воде.
Аплодисменты грянули не сразу. Сначала зал как будто ждал продолжения, наконец, кто-то в первом ряду неуверенно хлопнул в ладоши – и покатило…все самые громкие звуки, которые можно было произвести с помощью хлопков, слились в один торжествующий. Женщина в старомодной шляпе вскочила с места. Через минуту её примеру последовали остальные. Зал стоя аплодировал таланту. И лишь один человек в третьем ряду слева остался на месте. Он сидел, подперев рукой щёку, и даже не пытался вытереть слёзы, которые блестели в его молодых глазах на стареющем, худом лице. На полу возле сиденья валялись очки в тонкой оправе со сломанной дужкой….
Когда два часа спустя толстая массивная дверь консерватории открылась, из неё быстро вышли двое – пожилой человек с круглой лысиной и молодой парень с букетом цветов. Мягкий тусклый свет фонарей падал на блестящий от недавнего дождя тротуар. Они быстрым шагом направились к припаркованным машинам и в недоумении остановились, когда откуда-то справа к ним приблизилась фигура пожилого мужчины в тёмном пальто.
- Простите, я после концерта…
- Извините, у нас самолёт! – оборвал его лысый.
Они возобновили ходьбу.
- Простите, это очень важно! – сказал мужчина и осторожно тронул молодого человека за рукав куртки.
- Говорю же вам, у нас самолёт! Вот – лысый протянул визитку, - позвоните через три месяца, когда закончатся гастроли.
- Откуда Вы знаете эту мелодию? – болезненно спросил незнакомец. Он машинально положил визитку в карман пальто и теперь смотрел в глаза молодому человеку, не обращая внимания на импресарио.
- Какую мелодию? – непонимающе воскликнул пианист. – Четвёртый концерт Бетховена?
- Да нет же! Ту, которую Вы исполнили на бис! – нетерпеливо сказал незнакомец.
- Ах, это, - улыбнулся пианист. – Моя соседка играла её.
Он пошёл медленнее.
- Да, я тогда учился в музыкальной школе. Вечером, около одиннадцати, она играла её на пианино. Почти каждый день. Иногда она играла её несколько раз, пока какой-нибудь осёл не начинал стучать по батарее в стенку…..И тогда я тоже начал играть её со слуха…Жаль, что я так и не спросил её, кто это написал….явно не классик, но это что-то…запало!
Они подошли к машине. Импресарио достал ключи.
- А сейчас? Где она сейчас?
- Кто? – не понял музыкант.
- Да, простите, я не предста…
- Ёлки-палки, уважаемый! – заорал лысый! Вы не могли бы, ****ь, отойти от машины?
- Та женщина, - спокойно ответил мужчина.
- Не знаю. Я уже давно живу в Москве, - ответил пианист, - извините, у нас самолёт.
Он торопливо сел. Хлопнула дверь, машина уехала.
Незнакомец вытащил из кармана сотовый телефон, набрал чей-то номер.
- Валера, - сказал он рассеянно, - я сегодня не приду в клуб….что? Ничего не случилось. Еду на Воробьёвые. Хочется свежего воздуха. Передали дождь? Никакого дождя….. Здесь радуга, Валера….Нет, не сошёл с ума. Я сегодня немного счастлив, Валера….
Он ехал по вечерней Москве, уже освободившейся от пробок.
Лёгкие капли дождя тихо барабанили в лобовое стекло, залетали в полуоткрытый салон машины. Поблёскивали фонари, огни зданий, мерцала тонкая оправа очков, смешно торчала в сторону поломанная дужка.
Свидетельство о публикации №108121304040