Евангелие от Матфея. Глава 26
-----------------------------
Когда Иисус слова окончил,
То говорит ученикам:
«Вы знаете, что будет Пасха*,
И, значит, через пару дней
Сын Человечий будет предан
И на распятие пойдет».
Первосвященники и с ними
Старейшины народа все,
И книжники, и фарисеи
Во двор Кайафы собрались –
Он также был первосвященник.
И положили те в совете
Взять Иисуса и убить,
При этом – к хитрости прибегнуть.
И говорили: «Но не в праздник,
Чтобы народ не возмутился».
Когда в Виффаньи был Иисус
У прокаженного Симона,
Тут женщина одна пришла.
В дом с алавастровым сосудом**,
Что мирром драгоценным полон.
К Нему она тут приступила,
Когда Он в доме возлежал,
И драгоценный этот мирр
На голову Его возлила.
Увидев то, ученики
При этом вознегодовали,
Сказав: «К чему такая трата?
Ведь можно было этот мирр
Продать за выгодную цену,
И эти деньги нищим дать».
Но Иисус, уразумев
Сие, тогда сказал им всем:
«Вы женщину зачем смутили?
Она Мне сделала добро.
Ведь нищие всегда при вас,
А Я ведь буду не всегда.
Возлив на тело Мне тот мирр,
Меня готовит к погребенью
Она. Я истинно вам говорю,
Когда где будут проповедать
Евангелие в целом мире,
Да будет сказано ей в память
За то, что сделала она».
И из двенадцати один,
Иуда был Искариот.
К первосвященникам пошел,
У них спросил: «Что мне дадите,
Коль я предам Его?». Они
За то ему сулили дать
Серебреников – целых тридцать.
С того момента он искал
Удобный случай, чтоб предать.
И в первый опресночный день***
Ученики Его спросили:
«Где нам велишь готовить пасху?»
Сказал Иисус: «Пойдите в город
К такому-то. Ему скажите:
Учитель говорит: «Уж близко
То время для Меня. Свершу
Я пасху в доме у тебя,
С двенадцатью учениками».
И сделали ученики
Все, как Иисус им повелел,
И приготовили так пасху.
Когда же вечер наступил,
Тогда Иисус Христос возлег
С двенадцатью учениками.
Когда все ели, он сказал:
«Я истинно вам говорю:
Один из вас предаст меня».
Они печалились весьма,
И стали говорить Ему:
«Не я ли, Господи, предам?»
А Он сказал в ответ: «Кто руку
Со Мной опустит в блюдо – тот
Предаст Меня. Но, впрочем,
Сын Человеческий идет.
Но горе будет человеку,
Которым Сын тот предается.
И этому вот человеку
Уж лучше было б не родиться».
При сем Иуда, предающий,
Спросил: «Не я ли, Равви****, это?»
А Иисус в ответ ему:
«Так ты сказал».
Когда же ели все, Иисус
Взял хлеб, его благословил,
И преломил, и так сказал,
Ученикам хлеб раздавая:
«Хлеб этот – Тело есть Мое.
Примите же его и ешьте».
И чашу взял, благодарив,
Подал её им и сказал:
«Из чаши пейте все, ведь это
Сие есть Кровь Моя, и это –
От Нового Завета Кровь,
Что изливается за многих
Во оставление грехов.
И сказываю вам при том,
Что Я не буду пить отныне
От виноградного плода
До дней, когда Я с вами буду
Пить с вами новое вино
Во Царстве Моего Отца».
Они воспели и пошли
На гору Елеонскую.
Тогда сказал им Иисус:
«Вы соблазнитесь в эту ночь
О Мне. Ведь сказано в писаньи:
«И поражу я пастыря,
И овцы порассеются».
По воскресении ж Моем,
Я предварю вас в Галилее.
И Петр сказал Ему в ответ:
«Пусть о Тебе все соблазнятся,
Но только я не соблазнюсь.
Не будет это никогда».
Но Иисус сказал ему:
«Я истинно тебе скажу:
Не пропоет еще петух,
Как в эту ночь ты отречешься,
Да трижды, трижды от Меня».
И Петр сказал Ему в ответ:
«Пусть надлежит мне умереть
С Тобой, но я не отрекусь».
Сказали все ученики
Подобное тому, что Петр.
Приходит с ними Иисус
На место (Гефсимания)
И говорит ученикам:
«Вы здесь, пожалуй, посидите,
А я пойду молиться там».
И Он, с собою взяв Петра,
И двух сынов от Зеведея,
Стал и скорбеть, и тосковать.
И говорит им Иисус:
«Душа Моя скорбит смертельно,
Здесь будьте, бодрствуйте со Мною».
И, отошед немного, пал
Он на лицо свое, молился
И говорил так: «Отче Мой!
Коль то возможно, да минует
Меня та чаша. Впрочем, пусть
То будет, не как Я хочу,
Но так, как Ты повелеваешь».
Приходит Он к ученикам
И всех их спящими находит.
И говорит тогда Петру:
«Так вы один час не могли
Со мною бодрствовать, выходит?
Так бодрствуйте вы и молитесь,
Чтоб в искушение не впасть:
Дух бодр, плоть – немощна от века».
Еще, в другой раз отойдя,
Молился Он и говорил:
«И коль не может сия чаша
Меня, Мой Отче, миновать,
Чтоб не пришлось ее Мне пить –
Да будет волею Твоей!»
Приходит вновь к ученикам,
И всех их спящими находит,
Глаза у всех отяжелели.
И в третий раз Он отошел,
Молился, снова говорил:
«И коль не может сия чаша
Меня, Мой Отче, миновать,
Чтоб не пришлось ее Мне пить –
Да будет волею Твоей!»
Приходит вновь к ученикам,
И всех их спящими находит.
И говорит: «Вы так же спите,
И почиваете еще?
Но час приблизился – и вот
Сын Человечий предается
Да в руки грешников сейчас.
Так встаньте же, пойдем. И вот
Приблизился и предающий».
Пока Он это говорил,
Иуда к ним тут подошел.
С Иудой – множество народа –
С мечами, кольями пришли.
Всех их старейшины послали,
Первосвященники сюда.
И подал знак им предающий:
«Кого из них я поцелую –
Вот тот и есть – Его возьмите».
И тотчас подошел к Иисусу,
Сказал: «Так радуйся же, Равви!»
И тут поцеловал Его.
Иисус ему тут говорит:
«Так для чего пришел ты, друг?»
И подошедши, возложили
На Иисуса руки стражи –
Иисуса взяли, повели.
Один из тех учеников,
Что вместе с Иисусом были,
Простерши руку, меч извлек.
Раба он тем мечом ударил
И ухо он рабу отсек.
И говорит ему Иисус:
«Ты меч на место возврати.
Все, взявши меч – все от меча
Погибнут. Разве не могу
Теперь Отца я умолить?
Ведь Он двенадцать легионов
Представит Ангелов ко Мне.
Но как же сбудутся писанья,
Что так должно произойти?»
В тот час сказал Иисус народу:
«Идёте вы, как на разбой,
С мечами, кольями – вязать
Меня. Но я ведь в храме
Сидел, учил вас всякий день.
Что ж вы не брали там Меня?»
Сие всё было, чтоб сбылись
Писания пророков древних.
Тогда же все ученики,
Его оставив, убежали.
А те, что Иисуса взяли,
Его к Кайафе повели,
К первосвященнику, с которым
Старейшины договорились.
И книжники все были там.
И только Петр за ними шел
Невдалеке. Когда дошел
Он до двора, то внутрь вошел
И со служителями сел,
Чтоб увидать конец Иисуса.
И этот весь синедрион*****,
Что был судилищем верховным,
Там лжесвидетельства искал
Противу самого Иисуса
С тем, чтобы смертии предать.
И долго их не находил.
Два лжесвидетели приходят
И говорят вот так они:
«Он говорил, что может храм
Разрушить, а затем в три дня
Создать его». И встав, сказал
Тогда один первосвященник:
«Что ж ничего не отвечаешь?
Свидетельствуют что они?
Против Тебя ведь говорят»
Иисус молчал. Первосвященник
Сказал Ему: «Тебя я Богом
Живым сейчас вот заклинаю:
Скажи, не Ты ли есть Христос,
Сын Божий?». Говорит Иисус:
«Так ты сказал. И я скажу:
Так зрите же Меня отныне,
Да, Человеческого Сына,
Грядущего на облаках,
Сидящего правее Силы».
И разодрал первосвященник
Одежды на груди своей
И так сказал: «Он – богохульник!
На что свидетели ещё?
И богохульство се Его
Вы слышали сейчас, вот только!
И как вам кажется?» – В ответ
Они сказали: «Он повинен,
И смертью надо наказать».
Одни в лицо Ему плевали,
Другие били по ушам,
А третьи били по ланитам.
И говорили: «Прореки,
Коль Ты Христос, так кто ударил?».
А Петр сидел тут во дворе.
И подошла к нему служанка,
Сказала: «Это ты был с Ним?
С Иисусом Галилеянином?»
Но он отрекся перед всеми:
«Не знаю, что ты говоришь».
Когда же Петр уж за ворота
Пошел, увидела другая
Служанка и сказала так:
«И этот был с Иисусом вместе,
Да, с Назореем». Петр отрекся
И в этот раз. И клялся он:
Сего не знает Человека.
И подошли потом все те,
Кто там стояли и сказали
Петру: «Ведь ты же тот, из них,
И речь тебя изобличает».
И снова Петр тут начал клясться,
Божиться – что и знать не знает
Он про такого Человека.
Петух в тот миг запел – и вспомнил
То слово Петр, что Он сказал:
«Ты отречешься от Меня – и трижды,
Пока не пропоет петух».
И, выйдя вон, Петр плакал горько.
-------------------------------------
*) Пасха (Песах) (ивр. «миновал, обошёл», по-гречески и по-русски – Пасха) – центральный еврейский праздник, установленный пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта.
«Совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Нисан (Авиве) – (примерно в марте) – вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Втор. 16:1). В память об исходе в Пасху предписывалось ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, его следовало испечь на огне, и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх.12:1-28) После разрушения храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в пасху (песах) едят только опресноки – мацу.
**) Алавастровый – (устар.) – матово-белый (от алебастр – плотная мелкозернистая разновидность гипса белого цвета, применяемая для строительства и различных поделок) .
***) Опресночный день – Праздник опресноков — семидневный праздник, соединенный с Пасхой и называемый также «опресноки» (Лев 12.15-18). В 15-й и 21-й день месяца Авив собирались священные собрания и дни эти были днями покоя (Лев 23.7-8). В течение этих семи дней полагалось есть пресный хлеб (опресноки) с горькими травами и приносить жертвы (Лев 23.8).
Опреснок – пресный, бесквасный хлеб. Основное его назначение – употребление во время семи дней праздника опресноков (Исх 12.15,18-20). В переносном смысле означает чистоту, неподверженность чуждым влияниям.
Праздник опресноков имел для евреев весьма важное значение. Он постоянно должен был напоминать им об освобождении от угнетения и рабства Египетского с одной стороны, а с другой — об их высшем призвании быть народом чистым, безквасным, святым, чуждым нравственного растления Египетского
****) Равви (буквально: господин мой, или учитель) – почетный титул, даваемый иудеями известным учителям и законникам; посему-то Господь, указывая на любовь книжников и фарисеев к почетным названиям, запретил своим ученикам усвоять оные (Мат.23:7 ,8). Но неоднократно сим почетным титулом именовали Господа Иисуса и ученики Его, и книжники, и фарисеи, и народ.
*****) Синедрион – «совместное заседание») – в Древней Иудее – высший судебный орган в каждом городе, состоявший из 23 человек.
Свидетельство о публикации №108120601095
И к Марку можно смело перейти,
Твои творенья все должны увидеть,
Должна ты слово Божье донести.
С теплом и нежностью
Владимир Мурзин 06.12.2008 11:53 Заявить о нарушении