С мертвой точки

Именно так я хочу назвать свой первй сборник:

   
               
Я хотел слова связать с музыкой.
Да, увы, нет слуха от Бога.
Передам все чувства я строчкой.
С мертвой точки зовет дорога.

Мимо пляшут овраги, да кочки.
Без движения жизни нет,
Как сорваться мне с мертвой точки?
Кто на это мне даст ответ?

Не зажженный огонь не погаснет.
Не написанный стих не прочтут.
Время ход свой не остановит.
Дни куда-то быстрей бегут.

Дни бегут, я на месте топчусь.
Точка держит меня как зона.
Мертвой точкой остаться боюсь.
Зубы, стиснув от злости до стона.

Собрать дерзость и силу в кулак.
С мертвой точки рвануть вперед.
Может быть, попаду в овраг,
Может быть, я пойду на взлет.

С мертвой точки сорвавшись вихрем,
Понесет по ухабам дней.
По веселию и проблемам,
По изменам и теплу друзей.

Кому нынче нужны поэты?
И стихи ни кому не нужны.
Может, зря я все делаю это.
Может люди стали больны.

В темной комнате воздух ловить,
Надеясь на чудо нарваться.
Мертвой точкой все время быть,
Тихо тлеть и в пыли разлагаться.

Ярким пламенем лучше гореть.
Осветить и согреть округу.
Чем тихонько в сторонке тлеть.
И ходить, как осел по кругу.

Я хотел слова связать с музыкой,
Да, увы, нет слуха от Бога.
Передам все чувства я строчкой.
Точки нет, только я и дорога.


Рецензии
Павел, доброе время суток!
Сегодня посмотрим Ваше стихотворение «С мёртвой точки». Выражение «мёртвая точка» пришло к нам от отцов и дедов, с той поры, когда они вдохновенно изучали моторы – двигатели внутреннего сгорания. Поршень, воспринимающий энергию горения горючей смеси в цилиндрах двигателя, имеет два характерных положения: верхнюю и нижнюю мёртвую точку. В них, теоретически, он имеет право остановиться, если нет посторонней энергии – заводной ручки, стартёра или энергии, накопленной в собственном маховике мотора. Позднее всякое затруднительное состояние под вопросом: «Что делать?» стали, по аналогии с поршнем, называть мёртвой точкой. О жизненной неопределённости Ваше, Павел, стихотворение «С мёртвой точки».
Ниже Ваш текст. В первой строфе я выделил ударные слоги. По всему стихотворению дал число слогов в строках и обозначил мужскую и женскую рифмы.
В первой строфе, как и в некоторых первых строках других строф, «пробивается» анапест – размер стиха, где два безударных слога и третий слог – ударный: = = ^.
Я мысленно поздравил Вас с интуитивно верным ощущением размера.

Я хотЕл словА связать с мУзыкой. 10 ж
Да, увЫ, нет слУха от БОга. 9 ж
ПередАм все чУвства я стрОчкой. 9 ж
С мЁртвой тОчки зовЁт дорОга. 9 ж

Мимо пляшут овраги, да кочки. 10 ж
Без движения жизни нет, 8 м
Как сорваться мне с мертвой точки? 9 ж
Кто на это мне даст ответ? 8 м

Не зажженный огонь не погаснет. 10 ж
Не написанный стих не прочтут. 9 м
Время ход свой не остановит. 8 ж
Дни куда-то быстрей бегут. 8 м

Дни бегут, я на месте топчусь. 9 м
Точка держит меня как зона. 9 ж
Мертвой точкой остаться боюсь. 9 м
Зубы, стиснув от злости до стона. 10 ж

Собрать дерзость и силу в кулак. 9 м
С мертвой точки рвануть вперед. 8 м
Может быть, попаду в овраг, 8 м
Может быть, я пойду на взлет. 8 м

С мертвой точки сорвавшись вихрем, 9 ж
Понесет по ухабам дней. 8 м
По веселию и проблемам, 9 ж
По изменам и теплу друзей. 9 м

Кому нынче нужны поэты? 9 ж
И стихи ни кому не нужны. 9 м
Может, зря я все делаю это. 10 ж
Может люди стали больны. 8 м

В темной комнате воздух ловить, 9 м
Надеясь на чудо нарваться. 9 ж
Мертвой точкой все время быть, 8 м
Тихо тлеть и в пыли разлагаться. 10 ж

Ярким пламенем лучше гореть. 9 м
Осветить и согреть округу. 9 ж
Чем тихонько в сторонке тлеть. 8 м
И ходить, как осел по кругу. 9 ж

Я хотел слова связать с музыкой, 10 ж
Да, увы, нет слуха от Бога. 9 ж
Передам все чувства я строчкой. 9 ж
Точки нет, только я и дорога. 10 ж

Тема песни, мелодии предполагала выбор женской рифмы во всех стихах строф. Я немного поработал над Вашим стихотворением. Вот что получилось:

Я хотел слить слова в тихой песне, 10 ж
Да, увы, не дано мне от Бога. 10 ж
Пусть стихи бегут строчкою тесной - 10 ж
В точку старта зовёт нас дорога. 10 ж

Ох, мешают овраги да кочки! 10 ж
Гложет душу печаль и тревога: 10 ж
Как добраться до стартовой точки? 10 ж
Кто рукою махнёт мне с порога? 10 ж

Не погаснет огонь незажжённый.
Как заменишь стих чёткий мечтами?
Улетит миг судьбы обретённой.
Были грёзы, иных уж нет с нами.

Зубы, стиснув от злости до стона, 10 ж
Нам за днями лететь облаками. 10 ж
Мы – невольники, держит нас «зона». 10 ж
В мертвой точке сковало цепями. 10 ж

Соберу в кулаке дерзость, силу, 10 ж
Разорву путы злые руками, 10 ж
И рискну – пусть овраг – мне могила, 10 ж
Вырвусь в небо, спираля кругами! 10 ж

С мертвой точки сорвёт меня вихрем, 10 ж
Понесет вдаль ночами и днями. 10 ж
В карнавалах, больничных затишьях, 10 ж
Средь предателей или с друзьями. 10 ж

Для кого мы сегодня - поэты? 10 ж
Да, кому мы нужны со стихами?. 10 ж
Может, зря сочиняем сюжеты? 10 ж
Или люди любовь потеряли? 10 ж

Что нам - тлеть и золой рассыпаться? 10 ж
По болотам ловить сновиденья, 10 ж
Всё надеясь до чуда добраться? 10 ж
Не нужны нам судьбы одолженья!, 10 ж

Я из туч лучше пламя добуду. 10 ж
Сам огнём ослепительным стану. 10 ж
Чем брести старым мулом по кругу. 10 ж
Иль лежать жалко в куче останков. 10 ж

Я хотел слить слова в тихой песне, 10 ж
Да, увы, не дано мне от Бога. 10 ж
Пусть стихи бегут строчкою тесной. 10 ж
Вечно будут они и дорога! 10 ж

Как видите, добавление слогов в стих, выбор постоянного размера стиха во всех строфах заметно влияют на структуру и содержание стихотворения. Поэтому и сложно стихотворчество: надо свести воедино сюжет, рифму и размер стиха. Почти наверняка, выбрав иной размер (ямб, хорей, дактиль и др.) и применив обе рифмы в любом, Вам угодном, чередовании, Вы бы избрали иное развитие сюжета.
Под каждый сюжет приходится подбирать (и не один раз) размер и рифму. А в случае с заданными рифмой и размером – таков сонет – приходится подумать над подробностями сюжета.
С уважением.
Сергей

Сергей Таллако   15.12.2008 03:43     Заявить о нарушении
Исправление моей ошибки в строфе:

Для кого мы сегодня - поэты? 10 ж
Да, кому мы нужны со стихами?. 10 ж
Может, зря сочиняем сюжеты? 10 ж
И былое потеряно нами? 10 ж

Сергей Таллако   15.12.2008 08:00   Заявить о нарушении
Здравствуйте. Как вы удивительно мастерски преобразили стих в более стройный и глубокий, не утеряв его смысла. С каждым разбором, я все глубже понимаю, что мне надо учиться и еще сто раз учиться. Спасибо вам огромное за потраченое на меня время и за ваше наставнечиство.
Уже опираясь на ваши уроки, я пишу новый стих, надеюсь получится лучше.
С низким поклоном.

Смирнов Павел   15.12.2008 11:01   Заявить о нарушении