26. 11. 08. Глава 9. Моя первая дружба
Глава 9.Моя первая дружба
Дружбу так понимать нужно:
Общие недостатки исправим дружно…
В.Маяковский.
Слово «дружба», конечно же появилось у меня в глубоком детстве. Вначале это была дружба с моим братом Леней до 1947 года. Это закалялось в детских играх в единственной комнате нашей довоенной землянки. Затем, в походах славельщиков на Рождество и Старый Новый год, когда брат защищал меня от собак и от злых мальчишек… И в детских играх в огороде и на улице, особенно на канаве, где в конце огорода протекала вода из лесной согры, а потом в июне пересыхала , и мы играли в песке, который был всегда чистым. Потому что каждый год обновлялся. Потом после смерти брата я практически рос один, уже медленнее развивался и поэтому был стеснительным до самых небес. В начальной школе я постепенно все же развивался, но медленно. Вначале никак не мог решать задачи по арифметике. Например, у мальчика и девочки было 21 орех; у мальчика в два раза больше , чем у девочки. Сколько орехов у каждого. Спрошу у отца, тот сразу отвечает: «У мальчика-14 орехов, а у девочки-7 орехов» . «А как решить?»,-спрашиваю. «Не знаю»,-отвечает отец и идет заниматься строительством нашего нового дома (в виде пятистенника - комната и кухня). Мне приходилось часами самому додумываться до решения. Мы еще никаких иксов не знали и решали задачи с планом и решением. Первый вопрос -сколько было частей? ( 1+2=3). Второй вопрос – сколько орехов у девочки?( мы приняли за одну часть количество орехов у девочки – 21:3=7). Третий вопрос – сколько орехов у мальчика? ( 7*2=14).
То, что я решал задачи сам, мне постепенно давало уверенность, что я все-таки не последний в классе. И когда девочки начали просить у меня списать задачу и примеры, я не возражал. Постепенно я смелее стал смотреть на девочек, а то они мне казались пришельцами с другой планеты: в чистеньких школьных платьицах, с заплетенными косичками, с беленькими бантиками, с тоненькими, приятными голосами, в белых чулочках и красивеньких туфельках (еще без каблуков). Иногда, отдавая свою тетрадь для списывания, я случайно прикасался к телу девочки ( любой) и ощущал какое-то странное чувство, сердце зачем-то билось быстрее, иногда начинал вдруг краснеть…
… В третьем классе, наконец –то пришла к нам очень хорошая учительница Валентина Тимофеевна, которая на нас никогда не кричала, разговаривала ровным голосом , почти каждого могла за что-то похвалить. Мы практически полюбили ее детской любовью, выполняли любые ее просьбы: надо ли подмести в классе, надо ли выступить на конкурсе школьных пирамид. Тогда это было в моде: мальчики и девочки в спортивных трусиках и светлых майках брались за руки, им на колени вставали другие, потом третий ряд; конечно, внизу были помассивнее, потом легче и в третьем ряду- самые легкие. Я уже тогда стоял только в нижнем ряду…На уроки физкультуры мы переодевались прямо в классе: сначала мы, потом девочки. В спортивной форме, когда мы бегали по залу, порой один мячик гоняли и нечаянно сталкивались, девочки казались намного ближе к нам , чем в ученической форме. Хотелось просто дружить с какой-нибудь девочкой ( просто с любой- еще никак не удавалось выделить что-то особенное).
Но… это оставалось только в мыслях, а на деле- боязнь как-то об этом поговорить с девочкой…
… Время шло. Закончил я четвертый класс с отличием , сдав три экзамена на «пять».
Распрощались мы с почти родной начальной школой (одноэтажной, уютной, с одним минусом: туалет был круглогодично во дворе ( сколоченный из досок, зимой до безобразия холодный: морозы доходили до 35-40 градусов – при такой температуре мы не приходили в школу)…
… Наступил 1952 год… я перехожу в 5 класс, в большую школу №1 Турксиба, в которой учатся дети с первого по десятый класс… Школа, конечно ,ошеломила своей громадностью… Она была трехэтажной, коридоры были широкие и длиннющие. Зато классы большие и светлые. Правда, на переменах приходилось бегать, потому что пешком уже не успевали мы прийти во время на урок. И много, много нового сразу свалилось на наши головы…Теперь классный руководитель Анна Тимофеевна Синицына ведет у нас историю древнего мира, бывает в классе намного реже. Каждый предмет ведет все новый и новый учитель. Анна Тимофеевна назначила меня старостой класса. Повторяю, в силу своей все еще замкнутости и стеснительности, я практически не могу хорошо выполнять это назначение. У меня нет командного голоса, я почти каждого упрашиваю вести себя нормально, но…Удивительно, но мы еще никак не осознаем . что живем в Казахской ССР. Мы твердо знаем, что живем в Советском Союзе (Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь! Да здравствует, созданный волей народа , единый , могучий Советский Союз…- пели мы с детства гимн на торжественных мероприятиях). В том районе, где мы живем (район ж.д. вокзала и севернее) казахи не проживают, как-то случайно одна- две семьи где – нибудь проживают. И так чисто говорят по- русски, что никакой разницы не ощущается. Вот на восточной окраине города есть казахский край, где живут практически одни казахи и учатся в казахской школе на казахском языке… У нас же в 5 классе мы начали изучать немецкий и казахский языки…Нам повезло – у нас нормальный учитель попался Маняков Асхат Мухамедович.Под его руководством мы выучили все 42 буквы казахского алфавита и до тысячи казахских слов. Он достаточно чисто( во всяком случае -понятно) говорил по-русски. Только когда расстраивался, то начинал путано, с акцентом говорить.. Надо сказать, что в пятом классе у нас сидел Витя Ефремов, который теперь третий год будет учиться в этом классе ( т.е он был старше и развитее нас на два года). Он был потрясающий лодырь, учиться не хотел и , конечно, старался перед нами похвалиться, доводя учителей до белого каления. Когда мы изучали склонение по падежам ( Атау септик Ким? Не?- Именительный падеж кто? Что?; Илик септик кимнин? Ненин?, Родительный падеж – кого? Чего? и т. д.),Асхат Мухамедович неосторожно вызвал Витю к доске. Когда учитель начинал волноваться, произносил часто паразитное слово «меня»… Витя пишет на доске, Асхат довольный ходит по классу и лишь потом смотрит на доску. К своему ужасу, вместо слова «Терезе» (окно), он видит на доске: Атау септик – Асхат Мухамедович; Илик септик – Асхатинин Мухамедынин…
- Ты. Что делаешь,- спрашивает Асхат Мухамедович.
- Вас склоняю, как Вы и сказали, - совершенно безвинно отвечает Витя.
- Слюшай меня, ты хочешь меня шпильку пустить, тогда плюй меня на лицу,- рассвирепев, кричит Асхат, подбегает к Вите, берет его за шкирку и выбрасывает в коридор…
…Конечно, Витя у нас (мальчишек) неделю ходит в героях. Сложнее всего мне. Я как староста, должен покарать Витю за хамское поведение, а как друг (конечно, он легко стал моим другом) просто восхищался его храбростью, потому что « Такое» я никогда не смогу себе позволить…
… Идем домой пешком, от школы это примерно минут 50 или около часа.
- Слушай, Иван, тебе что, Галя нравится?,- спрашивает вдруг Виктор меня. Покраснев до корней волос,
Свидетельство о публикации №108112604265