Апокриф на Культуре- отклик мой

Двадцатилетию 9-ой   школы г.Вязьма
Посвящаю.

Есть много общих ниточек
У творчества с безумием,
Их общий образ выточен
Громадиной Везувия.

Коль творчество спонтанное,
Оно без  размышления,
И славить не устану я
Его преодоление.

В итоге получаются
Открытия, поэзия,
И музыка, случается,
По нас проходит лезвием.

В восторге мы от Чехова,
Ландау восхищаемся,
Но Пушкиным стать некому,
В кругу идей вращаемся.

И с каждым оборотом мы
Чуть-чуть приподнимаемся,
Всё больше света, меньше тьмы,
На видео снимаемся!

И с домом и с Америкой
Мы космосом общаемся,
И как-то нам не верится-
С Землёй все попрощаемся!

Останемся, кто книгами
А кто-то просто письмами,
Взлетающими "Мигами"-
Все, в общем, гениальны мы!

В 1993-95гг. автор преподавал в этой школе биологию, гигиену и историю в 6-7(а.б.в.г.д.е) классах и англ.язык- в начальных.
     Кстати, для начальных-
-Абв, где Жзиклм Нопрст?
-У Фхцчшщ Эюя.
     Опубликовано в "Вяземском вестнике"- не замечено телепередачей "Что?Где?Когда?"

                ЗАВТРА НАЧАЛОСЬ ВЧЕРА….

                Люди. События. Время.
 
                Из книги Л.В. Бельской и Т. В.  Старовойтовой,
                Посвящённой 20-летию СОШ  №9 г.  Вязьмы
                Смоленской области.

                Анатолий Дмитриевич Артюшкин-
                Учитель биологии (до 1995г.)

     В преддверии юбилейной даты в центре внимания будут те, кто стоял у истоков, кто во главе с директором Людмилой Викторовной  Бельской и принимал новорожденную школу, кто отдал частицу  души, чтобы она стала такой- притягивающей взоры красочными витражами, художественно расписанными стенами, девизом: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
(А. де Сент-Экзюпери).
     Но, должен признаться, теперь уже как бы со стороны, основа популярности девятой заложена высоким профессионализмом педколлектива школы, умением придать будничному учебному процессу праздничный характер и превратить школу в храм науки.
     Моя работа в девятой, как и мои давние занятия наукой, позволили испытать  самые незабываемые ощущения, какие могут выпасть на долю человека,- ощущение счастья. Об этом и пойдёт речь ниже.
     Родился я в марте 1935 года в пригороде Баку- в  Балаханах. Родители мои, Дмитрий Васильевич и Анна Семёновна, встретились в Баку, покинув в 30-ых голодающее Поволжье- кстати, из-за голода там я никогда не увидел  своих бабушек. Сохранился снимок- мать держит меня, мне нет и года, у гроба бабушки- чем они только не питались, и это сказалось.
     В моей памяти сохранился  дворик в виде буквы П и вишенки, посаженные в полисаднике отцом, бортмехаником бакинского аэропорта. После переезда в Баку, в 40-ом, была война, были разрывы зенитных снарядов в небе, после которых мы, тогда мальчишки, находили на крышах осколки, а сами взрывы снизу казались распускающимися цветами. Вот в перекрестье прожекторов самолёт, но мать оттащила, как будто это было только вчера, от окна, торопясь в бомбоубежище.
     Летом 1946-го пришлось распрощаться с мечтой стать, как отец, лётчиком- после падения с высоты, переломов, потери сознания ( не узнавал маму, за кадками с цветами прятались фашисты) и общего заражения крови. «Вы не в вене»- говорил я врачу Рошалю при переливании крови. «Да, мы в Париже»- был ответ. Спас меня пенициллин, за которым отец срочно вылетел в Москву. Лишь в декабре возобновил я занятия в школе, но благодаря моей первой учительнице, Кологривовой Антонине Ивановне, я закончил 4-ый класс с похвальной грамотой.
     По окончании школы я поступил на биофак Бакинского университета им. С.М. Кирова: возможно, под впечатлением той роли, которую сыграли изобретатели пенициллина в моей жизни.
     Сентябрь 1993г. Я иду в 6»Е2 класс школы №9 (Вязьма).
     Связанное с перестройкой «великое переселение народов»  коснулось и моей семьи: приехав в Вязьму на постоянное место жительства,  я столкнулся с проблемой трудоустройства.
     Решилась она счастливым образом в конце сентября, когда мне предложили вести уроки биологии и гигиены в %-: классах. Войти оперативно в работу мне помогли старые конспекты, а в значительно большей мере- молодые, но опытные коллеги. Я   им был бесконечно благодарен. Благодарен Людмиле Викторовне, обладающей талантом ободрить и взглядом и улыбкой. Благодарен Людмиле Ивановне и Галине Аркадьевне.

      Благодарен Галине Анатольевне Горчаг, умеющей записывать в  журнал такие тактичные замечания. Много полезного дало общение с Дмитрием Евгеньевичем, Ольгой Владимировной и Надеждой Александровной Коуровой.
     Первое же знакомство с 6 «Е» классом показало, что это в общем-то дружный коллектив, а последовавшая в начале октября  поездка в Новое село на уборку моркови убедила меня в том, что ребята не чураются и физического труда. Потом я полюбил свой класс, стал принимать близко к сердцу заботы учащихся, помогать во внеурочное время тем, кому с трудом давались английский или биология.
     Чтобы  лучше узнать свой класс, провёл анкетирование, и оказалось, что Бабаков мечтает стать музыкантом, Беликов- актёром и каскадёром, Модин и Кожемякин- шофёрами, Ионов- электриком, Клюев же- омоновцем. Из девочек Кузьмина хотела стать врачом, Соколов- швеей, Юртанова- учительницей. Да сбудутся ваши мечты! И в других классах я видел много добрых, горящих жаждой познания глаз.
     Помнится, в День святого Валентина в 1994 году я  написал учащимся 6 «Б» класса (классный руководитель- талантливая Галина Васильевна): «Это какое-то наваждение, но каждого урока в вашем классе ждёшь, как праздника»
     А разве забыть, какой праздник устроили мне учащиеся 6-7 классов и коллеги в памятный день, в марте 1995 года!
     СО СЛАВНЫМ ЮБИЛЕЕМ ТЕБЯ, ДЕВЯТАЯ!

        Сегодня 1-ое декабря 2008г., первый день зимы, понедельник, и мне почему-то захотелось доказать, и самому себе, а главное, читателям, что и этот день, пусть услышит там, на небесах    талантливый на все времена Андрей Миронов, может оказаться удачным, если вам есть что сказать. Считается, что нельзя объять необъятного. А если очень захочешь?
       Да, уважаемый читатель, вы правы- мы с вами скатываемся на рельсы популярного, близкого к парадоксу, скажем, жанра эссе. Могу пообещать, а далее вы поймёте почему, наше воображаемое путешествие будет удачным.
       Сразу раскрою карты- мы коснёмся самого волнительного, самого загадочного, наверное во всей Вселенной, вопроса Творчества, в  его всем желанной, но часто недостижимой, непредсказуемой спонтанной форме. Это когда,  к чему бы вы ни прикоснулись,  происходит как бы само собой и исчезают все границы, все противоречия   между физиками и лириками. Здесь А. Эйнштейн играет на скрипке, показывая- ничто человеческое мне не чуждо- вам язык.,
  А И. Бородин заставляет нас размышлять,  как учёный стал композитором. А как удивляет всех нас помор М.В. Ломоносов, до сих пор излучающий многогранные таланты!
       Ну и хитрец этот настырный г-н Артюшкин- как ему захотелось примазаться к сонму великих! А вот и нет, ошибаетесь. Я просто, в рамках свойственной журналистам любопытности хочу рассказать, как меня угораздило проявиться, и довольно успешно, молчание- знак согласия, в столь неблизких сферах интеллекта, как музык, наука и поэзия.
       Если честно, то всё произошло самопроизвольно. Встаньте на моё место и представьте, что ежедневно, в течение года не было ни одного  случая, чтобы первая пришедшая на ум строчка не закончилась бы публикацией на сайте стихи.ру. Если вам до этого случалось и в науке открыть что-то новое, настолько новое, что этот факт никто в мире не захотел признать, вы начнёте ощущать некомфортно, почему я ни такой, как все?- это ненормально. И здесь вы вспоминаете, что где-то в тетрадях  ждут озвучания порядка 2-х тысяч мелодий, наверное,  таких же благозвучных, как и семь в аранжировке и исполнении на ф-но  педагогом СШ №9 г. Вязьмы Т.В. Старовойтовой, низкий ей поклон- из-за отсутствия клавишника  вы их воспроизвести не можете- дар потомкам,  это ощущение подвигнет вас на героический   поступок- закрыть своим телом глобальные проблемы Творчества. Уф! Надо отдышаться и чуточку испугаться- может начаться такая стрельба. Всем- это лжеучёный и потому он даже не к.б.н. В его записях мелодий никто  никогда не разберётся. Какая это поэзия?!
       Начну с начала. Как-то в начале 70-ых во двор здания Бакинского филиала ВНИИ ВОДГЕО заехал грузовик, полный ящиками зелёного цвета. Когда мы начали разгружать прибывщий из головного института груз, у меня и в мыслях не было, что их содержимое, анализаторы типа ЭГ-152-003, после их освоения применительно к дыханию микробов, взорвут многие мои привычные представления. В соседней лаборатории водоподготовки нашёлся потенциометр КСП-4 на 50вм для измерения динамики рН, реакции среды, и этого оказалось достаточным, (вспомните аналогичное,  верёвочно-сургучное) чтобы, как из рога изобилия на меня посыпались новые данные, в рамках длительного по времени, три года «чистого», и объёмного по содержагнию (порядка 20кг) кривых дыхания, научного поиска. Вы спросите- «А почему  ващ вклад в науку не поддержали?». Вопрос, конечно, интересный. Попытаюсь ответить на него, рискуя ошибиться в полноте и достоверности первыми, пришедшими на ум рифмами, как бы объясняющими  возникшую ситуацию явно неоправданного замалчивания, уж очень саркастично, как сказал бы непревзойдённый Р. Карцев:
       В ответ ему было молчание-
       Мол,  пусть этот тип догадается,
       Пусть не кипитится он чайником,
       Коль в нашей поддержке нуждается.

       И пусть не стремится высовывать
       Способность свою в части творчества,
       Идеи бы все согласовывать,
       Не славить своё одиночество…
      
  А заключу  подражанием  В.В. Познеру- Лучше поздно, чем никогда, Пусть и в понедельник.
      
      
       

 
    
    
    


Рецензии