Прогулка 349-я. Откуда приходят стихи?
1. С. Л. Франк, философ:
“В процессе художественного творчества творимое, как известно, берётся из “вдохновения”, не делается умышленно, а “рождается”; какой-то сверхчеловеческий голос подсказывает его художнику, какая-то сила (а не его собственный умысел) вынуждает художника лелеять его в себе, оформлять и выразить его... Творчество есть такая активность, в которой собственное усилие художника, его собственное “делание” неразделимо слито с непроизвольным нарастанием в нём некоего “дара свыше” и только отвлечённо может быть отделено от него”.
2. В. Ходасевич, поэт (о символизме):
«От каждого вступавшего в орден (а символизм в известном смысле был орденом) требовалось лишь непрестанное горение, движение — безразлично во имя чего. Все пути были открыты с одной лишь обязанностью — идти как можно быстрей и как можно дальше. Это был единственный, основной догмат. Можно было прославлять и Бога, и Дьявола. Разрешалось быть одержимым чем угодно: требовалась лишь полнота одержимости».
3. Варнава, епископ:
«Творчество, по существу, есть дар Божий, а на практике — это почти всегда дар демонический...” С одной стороны, «искусство есть сознательная или бессознательная попытка отобразить небесную действительность в области земных вещественных предметов”; с другой - «искусство есть самообман или, лучше сказать, просто обман».
4. Рафаил, архимандрит:
«Искусство — это построение образа. Образ нераздельно связан с воображением, воображение — со страстью. В искусстве душевность <...> подавляет духовность, здесь происходит настоящая оккупация духа душой. Страстные эмоции заглушают духовные чувства, воображение парализует способность созерцания; восторженность и вдохновение, имитирующие духовность, лишают душу небесного покоя, который даёт благодать».
5. Антоний, игумен:
«Существует ряд людей и их творений, поддающихся вполне ординарному нравственному и рассудочному разделению на “сынов света” и “сынов тьмы”»
***
Что думаете Вы, лично Вы, Читатель, о феномене творчества?
Задумывались ли Вы о его онтологическом смысле?
Имеет ли Дар – в данном случае поэтический, – божественную природу?
Кому служит художник слова, когда, горя вдохновением, лихорадочно записывает новые строки?
Задумывались ли Вы о духовной направленности поэтического слова? Может быть, у Вас есть стихи, где Вы размышляете об этом?
Свидетельство о публикации №108112400878
я гоню её в поля строк.
Не держу в себе такой груз,
а иначе - приговор строг!
Скажет кто-то:"А ведь он груб!
Изливает из себя желчь!"
Хрен им, а не молодой труп!
И не стану синим, как "гжель"!
Если чую: терпежу нет -
то стило точу, и с ним - в бой!
Ясно даже и ежу: мне б -
в клетку ль лист, в линейку - лю-бой!
Грифель страстью накалю - вмиг!
Что твой Гоголь - стану жечь! Жуть!
Разгонюсь, как с полосы МиГ,
или будто - сапоги жмут!
Разольюсь, как сотня рек - в март.
Забурлю большим котлом щей.
Или, скажем, я - топор, взмах -
и летит капуста строф с шей!
Не держу: печаль, тоску, зло -
иль съедят они, как сталь - ржа!
Я хватаю карандаш-лом
и в бумажный лёд стихом -
ЖАХ!!!
;-)
Геннадий Антонов 02.07.2009 12:35 Заявить о нарушении
Отлично написано.
Автор форэва!!!)))
Два Паскаля 03.07.2009 11:51 Заявить о нарушении