Вислава Шимборска. Вид сверху

                На полевой дороге лежит мёртвый жучок.
                Старательно сложил три пары ножек на брЮшке.
                Вместо хаоса смерти - чистота и порядок.
                Трагизм этой картины невелик и умерен,
                предел сугубо локальный - от пырея до мяты.
                Грусть здесь неуместна.
                Небо - голубое.

                Для нашего покоя смертью попримитивней
                чем наша, не умирают, а подыхают животные,
                теряя - хотелось бы в это верить - меньше чувств и мира,
                исчезая - как кажется нам  - с не столь трагической сцены.
                Их кроткие души не пугают нас ночью,
                знают, что такое mores,
                сохраняют дистанцию.

                А этот мёртвый жучок на сельской дороге
                неоплаканный, поблескивает на солнце.
                Достаточно не столько подумать, сколько взглянУть:
                похоже, что ничего особенного ним не случилось.
                Всё особенное связано только с нами.
                Только с нашей жизнью и с нашей смертью,
                со смертью, которой приходится здесь играть главную роль.


Рецензии
Пожалуй, что разница между смертью жучка - стрекозки - пчёлки - бабочки - и смертью человека - незначительна для вселенной.
Разве что выглядят они - что до, а особенно после смерти - куда симпатичнее.
с теплом и благодарностью
Света

Zharптёнок   24.11.2008 18:24     Заявить о нарушении
Для Вселенной - конечно. Но здесь Шимборская восходит к Экклезиасту.
Здесь речь о том, что люди придали особый, первозначительный смысл смерти, в то время, как в природе это только одно из явлений
её круговорота.

Глеб Ходорковский   25.11.2008 03:34   Заявить о нарушении