Виртуальное собрание. Том II

================СОДЕРЖАНИЕ=================

РИГА-БЛЮЗ

Рига-блюз
пустые дни позади
саламандры
сделать выбор
эта боль
напрасные усилия «Квин»

В ОЖИДАНИИ ТВОЕГО ЗВОНКА

пью виски и слушаю джаз в одиночестве
позвони
снегопад
в ожидании твоего звонка

РАСТАЯВШИЙ ТАЛИСМАН

поцелуй
прикосновение в Дзинтари
растаявший талисман
больше никогда
невозможность любви
слова

СНОВА ЦВЕТ

дерево на берегу
вдвоем
когда ты устанешь
покорной будь
хорошая погода
в новом платье
платье которым ты хотела меня удивить
есть вещи важнее
два поцелуя
неплохой парень
сны
расскажи
судьба огня
стоит забыться
недостаточные меры
тишина
так странно
забудь о роли
есть места
вспоминая ту ночь
снова цвет

РИЖСКИЕ ХРОНИКИ

· поэма сомнений
· поэма городов
· точка зрения
· поэма Penthause Pets
· поэма XXL
· осень - Офелия
· динозавр на дороге
· поэма дождя
· дела людские
· остаться
· облако
· улыбнись
· бесстрашный
· поэма раннего утра
· фонтан на Эспланаде
· 56. 6 северной широты
· все президенты разом
· вспоминая поездки в трамвае
· на площади Ливов
· опрос на улице

 
====РИГА-БЛЮЗ====

РИГА-БЛЮЗ

1

Рига
вот так сеструха
ты играешь на аккордеоне
а из носа у тебя течет
твои петухи кобелятся где-то за облаками
пусть

не буду цепляться

пойду лучше к Густаву
в сладкую шоколадницу
и скажу девчонке за кассой

этой ночью я думал о Будде

2

от этого сна
я покрылся росой
холодного пота

снилось

будто я шар
в руках дамочки
по имени Амели
три раза в неделю
в боулинг центре

3

мандарины
оранжевое дерьмо
которое Новый год оставил на рынке

некому убирать

остановлюсь у стены
и пописаю
глядя в небо

4

это моя машина
и повторил моя машина
я не сказал придурок
я же твой пассажир
ничего не сказал
вышел за полквартала
до дома и теперь он
едет один по Зепчику
без меня

5

сегодня связь времен распалась
и в уши льется черный яд
ну что ж
надень сутану
сядь за рояль
и оторвись как Лист
в кайфушке
на Маскачке
с углами
вывернутыми наизнанку
смоли Марфушку

будь храбрецом
вдыхая пустоту

6

не хотел бы я
быть этим сумасшедшим ветром

пять баллов по шкале Бофорта
останемся без света

и сучья черные
вонзаются мне в грудь

а на груди моей малышка
цунами из твоих волос

давай ему подарим
все будильники
встроенные и нет

7

на этой улице
есть поликлиника
как раз напротив моего дома
есть стоматологический институт
как раз напротив моего дома
есть медицинская академия
как раз напротив моего дома
есть донорский центр
как раз напротив моего дома
нет крематория

они хотят
чтобы я завещал им
свой скелет

чудаки
я уже протрезвел

ПУСТЫЕ ДНИ ПОЗАДИ

каждая нота ничего не знает
о следующей

музыка ничего не знает
о будущем

пустые дни детка
далеко позади

твое бедро отделяет нас
от прошлого

твои губы отделяют нас
от будущего

посмотрим в глаза
друг другу

мы танцуем в настоящем

нет
ни прошлого
ни будущего

этот танец не кончится
никогда

САЛАМАНДРЫ

эта полночь сделана
из несгораемой огнеупорной ткани
неужели никакому солнцу ее не зажечь

мы фосфоресцируем словно маяк
для тех кто никогда не вернется

давай же крошка
разбудим дремлющие вулканы
эти хижины саламандр

когда-то я надышался воздухом
полным звезд

гостеприимные города
так мало значат для нас

веришь ли
я всегда думал что
Тираванантапурам
расположен на
широте Зурбагана

я ошибался

наши границы это барельефы
лунных невзгод

наши вершины пустые
пещеры

мы крошим свою жизнь
словно латук

давай же детка
разрушим хижины саламандр

СДЕЛАТЬ ВЫБОР

я хотел бы дорогая дарить тебе алмазы Сваровского
духи от Кляйна сумочки от Армани
но у меня нет денег
ты же знаешь крошка издатели
расплачиваются за мои стихи номерами журналов
и вряд ли будет иначе
все так и останется
дешевая квартира плохая выпивка и плохая еда
шмотки из секонхэнда поездки в троллейбусе
или на трамвае
ты ведь знала крошка за кого выходила
я не пишу романов
не сочиняю сценариев для сериалов
я всего лишь ловец слов
охотник на странную дичь
за которую никто никогда не платит
и если тебе хочется стричься в «Паризьен»
носить туфли от Живанши и платья от Версаче
найди себе кого-нибудь побогаче
например топ-менеджера норвежского банка
или совладельца Рижского порта
или президента строительной компании
этакого седовласого бизнесмена
который будет возить тебя на Мальдивы
водить в «Колумбайн»
а если будешь зайкой то подарит тебе «чероки»
вот так дорогая
свой выбор я сделал пора тебе сделать свой
в жизни ведь главное знать чего хочешь
знать свою цель
а если ты этого не знаешь
не имеешь об этом представления
то ни к чему тебе ни топ-менеджер
ни президент
ни поэт
ни стихи ни алмазы ни «чероки»

ЭТА БОЛЬ

эта боль
пролегает между мной и тобой
между мной и всем миром
возвращая в прошлое
в одиночество вечеров

давай же крошка
потанцуем немножко

а если не хочешь
если ты не в духе
если ты по-прежнему
считаешь меня полным лохом
неудачником
ну тогда
забирай свои шмотки
и вали отсюда
к мамочке папочке

я поставлю диск Animals
Believe to My Soul
и буду разговаривать
сам с собой

НАПРАСНЫЕ УСИЛИЯ «КВИН»

когда все скверно
все плохо
и жизнь достает меня по полной
я ставлю «Ночь в опере»
и слушаю глядя в потолок
и дальше сквозь перекрытия
на облака и звезды
Венера Марс Меркурий
мне кажется я блуждаю по галактикам
и возвращаюсь через сотни лет
покрытый звездной пылью
бесплотный как богемское стекло
решительный как барабаны Тэйлора
я возвращаюсь к жизни

а утром
проходя по островку асфальта
неподалеку от вокзала
я смотрю на плитку
где выбиты два слова
имя
Фредди Меркьюри

мой оберег
мой талисман

но вчера в субботу в дождливый вечер
поставив Rhapsody
я вспомнил о тебе малышка
вспомнил что прошел уж год с тех пор как
и «Квин» не помогла


====В ОЖИДАНИИ ТВОЕГО ЗВОНКА====

ПЬЮ ВИСКИ И СЛУШАЮ ДЖАЗ В ОДИНОЧЕСТВЕ

гудящие вертолеты
называются саммит НАТО

бесшумные истребители
называются саммит НАТО

военные корабли
называются саммит НАТО

три выходных подряд
называются саммит НАТО

необыкновенно чистые улицы
называются саммит НАТО

фильм с Джеймсом Бондом
называется саммит НАТО

бутылка ирландского виски
называется саммит НАТО

четвертый дубль These Foolish Things
Телониуса Монка
который я слушаю в одиночестве
потому что ты решила уехать
на эти дни к родственникам в деревню
называется саммит НАТО

ПОЗВОНИ

позвони
позвони
позвони
мне
чтобы я мог
схватить
эту трубку
похожую на
уснувшего
аллигатора
и сказать
алло

СНЕГОПАД

падает снег

на голове президента Ульманиса
маленькая шапочка вроде кипы
но белого цвета
шляпу президент держит в руке

падает снег

девушка в моей комнате
стоит у окна
и курит

она смотрит на Ульманиса
в белой кипе

мы познакомились этой ночью в «Депо»
где играла какая-то финская группа

ее зовут Лига
скоро она скажет «ата»
или «чао»
а может быть она скажет «пока»
ей девятнадцать

уходя
она забудет алую зажигалку
и не вернется за ней

падает
снег

В ОЖИДАНИИ ТВОЕГО ЗВОНКА

а вечер ловит свою длинную тень
и продает ее старьевщику за бесценок

кругом запреты
красные огни светофоров
мир ты похож на бордель

когда-то расстояние
до любого предмета
я измерял циркулем
одна игла которого
была воткнута
в мое сердце

детка
твоя улыбка похожа на танго
твоя улыбка похожа на румбу
твоя улыбка похожа на сальсу
твоя улыбка похожа на Венский вальс

сегодня утром я видел
как подстреленная утка падает
хватаясь крыльями за воздух

проходят годы
счет за жизнь
оплачивают
даже банкроты

ты понимаешь малышка
в этом нет никакого смысла
все это сшито на живую нитку
в ожидании твоего звонка


====РАСТАЯВШИЙ ТАЛИСМАН====

ПОЦЕЛУЙ

они долго целовались
у входа в здание
парламента
их снимала видеокамера
позади темнел
собор Святого Екаба
рядом не было
ни одного охранника

ПРИКОСНОВЕНИЕ В ДЗИНТАРИ

мое прикосновение
зачаровало ее
превратило в сомнамбулу

а может быть все было иначе
уснул весь мир
от самолетов до локомотивов
от полицейских Лас-Вегаса
до московских попрошаек
от норвежских рыбаков
плывущих в Северном море
до мадридских детей
собравшихся в церкви
на первое причастие

тысячи световых лет
пролегли между нами
и миром

мир спал
мы бодрствовали

или наоборот
мир бодрствовал
а мы спали

все произошло
внезапно

и так же внезапно
все кончилось

мы проснулись
проснулся мир

РАСТАЯВШИЙ ТАЛИСМАН

я оставил рыбу талисман
на тарелке и она
растаяла
словно медуза

дорогая
ты ведь не станешь
на меня сердиться

в самом деле
какая разница

иллюзией
больше

иллюзией
меньше

БОЛЬШЕ НИКОГДА

была минута когда мы
не любили друг друга

в эту минуту все сейсмографы
вышли из строя

птицы застыли в воздухе
а потом упали дождем

между Землей и Солнцем
пролегла глубокая трещина

черная молния пронеслась по вселенной
испепелив тысячу миллионов звезд

в эту минуту ты и я
мы оба были мертвы

давай больше никогда
не говорить таких слов

это чудо что мы воскресли
это чудо может не повториться

НЕВОЗМОЖНОСТЬ ЛЮБВИ

напомни дорогая
как назывался тот город
где мы встретили
невозможность нашей любви

она выглядела так приветливо
мы даже спросили у нее
дорогу

и она указала нам
самый короткий путь

СЛОВА

наждачная бумага твоих слов
снимает кожу
сбежавшим экспонатом
анатомички
брожу по городу
он кажется мне вывернутым
наизнанку
что делаешь ты с нашей жизнью
она похожа
на картину Тициана
«Убийство Марсия»
или на старый вольво
в грейферах большого крана
над прессом
превращающим металлолом
в брикеты

что стало с нами


====СНОВА ЦВЕТ====

ДЕРЕВО НА БЕРЕГУ

день распускается
горизонтом манящим

расступаются дома
и высокие башни

дверь открывается
в сердце моем

я по-прежнему озеро
в окружении
деревьев

высокое дерево
на берегу

ты приходишь
кататься на лодке

среди кувшинок
ты самая белая

среди облаков
ты самая смуглая

ты отражаешься
в воде

в облаках
и деревьях

отражаешься
в сердце моем

ВДВОЕМ

летний вечер
занавешен туманом
из звона кузнечиков
цветам
приходится говорить
ароматами
звездам лучами
мы говорим
прикосновениями
в этот медно-оранжевый
вечер похожий
на заходящее солнце
мы слышим и понимаем
друг друга

КОГДА ТЫ УСТАНЕШЬ

я сплету для тебя венок
соберу букет
нарисую твой портрет
напишу историю
великих географических
открытий
и когда ты скажешь
что устала танцевать
устала слушать
сидеть неподвижно
я положу кисть
закрою книгу
обниму тебя
и поцелую
в мягкие губы

ПОКОРНОЙ БУДЬ

покорной будь
прими свою корону из рук моих
не протестуй
будь гордой величавой
холодной будь
безмолвной как звезда
и появляйся только ночью
а днем
лишь тенью будь
моей тоски
будь шелком на копье
дыханием у щеки
прикосновением едва заметным
и помогай мне день прожить
до наступления ночи
когда смогу тебя обнять
и прошептать
люблю

ХОРОШАЯ ПОГОДА

я увидел тебя
на улице

справа
темнели припаркованные машины

слева
мигала реклама ночного клуба и
горели окна
художественной галереи

до начала спектакля оставалось
минут десять

кружились листья

ты раскинула руки и обняла меня

В НОВОМ ПЛАТЬЕ

в новом платье
она походила
на отражение мостика
в городском пруду
на тихое шуршание
с которым раздвигается
занавес Оперы
на маленькую рыбку
в домашнем аквариуме
на веселье детей
поймавших блестящую
стрекозу

ПЛАТЬЕ КОТОРЫМ ТЫ ХОТЕЛА МЕНЯ УДИВИТЬ

платье
которым ты хотела меня удивить
слова которые ты сказала
когда мы поднимались по ступенькам вокзала
твоя ладонь
прижатая к вагонному стеклу
горизонт
за который ты шагнула чтобы уйти навсегда

ЕСТЬ ВЕЩИ ВАЖНЕЕ

последний твой поцелуй

легкий
как взмах ресниц

и ты ушла
чтобы не возвращаться

затеряться
среди сновидений

остаться
в краю воспоминаний

я молчал
я тебя не удерживал

мы знали
есть вещи важнее любви

ДВА ПОЦЕЛУЯ

между ними
пропасть

расстояние
в тысячу лет
тысячу слов

тысячу камней
и цветов

а они так похожи
будто не
произошло
ничего

НЕПЛОХОЙ ПАРЕНЬ

ты рассказала мне что познакомилась
в интернете с американцем
что он приглашает тебя к себе
что ты наверное выйдешь за него замуж
потому что нечем платить за квартиру
не на что одевать детей
и я сказал «окей может быть он неплохой парень»
и ты улетела в Америку
и вышла там замуж за парня по имени Билл
твои дети теперь учатся в колледже
а ты работаешь секретарем в каком-то госпитале
все устроилось как нельзя лучше
так я говорю себе
все устроилось как нельзя лучше
лучше оно просто не могло устроиться
не могло
потому что Латвия это не Америка
и я не бизнесмен
у меня нет своего дома как у Билла
нет даже машины
я зарабатываю ровно столько
чтобы платить за еду одежду
и съемную квартиру
ни лата больше
ни сантима
так что поверь говорю я себе
и тебе
все устроилось как нельзя лучше
как нельзя лучше
лучше просто не могло устроиться
не могло поверь
это удача большая удача
говорю я себе
и тебе
что в Америке нашелся
неплохой парень
Билл

СНЫ

мои раненые сны
рано утром
как сигналы бедствия
отосланные
и не принятые

та что говорила
со мной на одном языке
ушла

РАССКАЖИ

расскажи как шумят сосны
и встает солнце

а я расскажу как шумит море
и восходит луна

давай обменяемся
рассказами

короткими
как крик умирающей чайки

чтобы узнать
что мы еще живы

СУДЬБА ОГНЯ

земля кровоточит
красная лава
раздирает земную кору
течет по склонам
живая как жизнь
испепеляя живое
вливается в море
шипя остывая
превращается
в черный базальт

СТОИТ ЗАБЫТЬСЯ

стоит забыться на минуту
и падают стены
уступая место другим стенам
замолкают бури
уступая место другим бурям
замолкают птицы
уступая место другим птицам
выцветают глаза
уступая место другим глазам

НЕДОСТАТОЧНЫЕ МЕРЫ

я решил сжечь письма
что мы писали друг другу

я был осторожен
вышел во двор
и бросил их в барбекю

но этого оказалось
мало

вместе с письмами
я спалил весь мир

ТИШИНА

по обе сторона океана
и всех морей

всей этой воды
не умеющей говорить

молчание
неистовое как огонь
крематория

горящая тишина

ТАК СТРАННО

так странно думать
что я живу и старею
так странно думать
что ты живешь и
стареешь

как много странного
в этом мире
который
как мне казалось
закончил
свое существование
много веков
назад

ЗАБУДЬ О РОЛИ

«смех сквозь слезы»
как нечто трагическое
достойное уважения
восхищения
все это чепуха
потертое клише
и пресловутый Арлекин
обычный клоун
и боль его
ничуть не больше той
что чувствуешь
когда теряешь кошелек
или тебя бросают
но есть другая боль
когда прищемишь
палец
или почуешь
что не вдохнуть
вот тут
не до игры
и не до смеха

сдавайся Арлекин

ЕСТЬ МЕСТА

есть места
которые я обхожу стороною
есть дни
о которых я стараюсь забыть
но те места
что я обхожу находят
меня cами
и те далекие дни что я
стараюсь
забыть сами напоминают
мне о себе
настойчивые как жажда

ВСПОМИНАЯ ТУ НОЧЬ

города
где они бывали
сливаются в один город

и слова что они говорили
друг другу сливаются
в одно слово

помнишь ту ночь которую
мы провели на берегу океана

шум волн и темный силуэт
парохода

вся эта соленая вода
меньше кольца на твоей руке

звезды все еще вращаются
карусель вертится

деревья взрослеют
и рыбы блестят в воде

до утра еще долго
будем же танцевать

СНОВА ЦВЕТ

нужно только снять боль
как снимают кожуру апельсина
когда у меня это получается
наши встречи снова обретают
в памяти нежность и цвет


==РИЖСКИЕ ХРОНИКИ==

ПОЭМА СОМНЕНИЙ

колокола на Ратуше играют незнакомую мелодию впервые они начали звонить в апреле и тогда это была старая латышская песня Riga dimd а что теперь не знаю какую из предложенных мелодий выбрал Мартиньш Браун не знаю стрелки башенных часов сошлись на двенадцати ветер треплет синие салфетки на столиках у Дома Черноголовых развевает волосы женщин опрокидывает пюпитр с нотами пожилой саксофонист в белой рубашке и темном жилете поднимает ноты и ставит пюпитр на место

та бомба что уничтожила Дом Черноголовых чья она была немецкая или русская не помню красный домик с замысловатыми украшениями и латинскими надписями маньеризм какого-то века его построили заново несмотря на противодействие главы инспекции по охране культурных памятников Юриса Дамбиса считающего что если памятник архитектуры уничтожен то восстанавливать его бессмысленно даже вредно ведь восстанавливая старое мы разрушаем что-то новое и не менее ценное так он сказал в интервью

я пытаюсь понять чью сторону я занимаю в вопросе о восстановлении разрушенных памятников но не могу придти ни к какому мнению я смотрю на здание Ратуши оно тоже было восстановлено и статую рыцаря с мечом и щитом он такой же дубликат как и Дом Черноголовых у стены которого я расположился с кружкой пива кроме того в центре у Бастионной горки стоит золотой рыцарь он тоже копия изготовлен на средства предпринимателя Евгения Гомберга оригинала больше не существует

мне кажется говорит Гомберг что в спорах о памятниках столкнулись два подхода цивилизованное общечеловеческое понимание истории как свершившегося факта и ограниченный местнический взгляд на историю как инструмент политической борьбы второй подход я бы назвал одним словом провинциальность это не обязательно наше специфическое латвийское на мой взгляд самые большие провинциалы американцы начиная от их гномиков и поросят на лужайке перед домом и заканчивая их полным безразличием ко всему что происходит вне Америки

я думаю о том прав ли Гомберг в своем мнении об американцах что такое провинциальность свойственна ли она американским обывателям или местным политикам мне трудно ответить увы я многого не знаю например пиво которое я пью возможно это хорошее пиво а может быть и не очень что поделаешь я и в этой области не знаток как будто есть другие области в которых я хорошо разбираюсь нет таких областей нет а вот многие люди имеют твердые убеждения и ясные мнения в отношении самых разных вопросов

я завидую тем кто разбирается в пиве завидую Юрису Дамбису который горячо борется против новостроя завидую его противникам завидую Мартиньшу Брауну точно знающему какая мелодия больше подходит для колоколов завидую членам общественной организации NoPride собравшимся сегодня здесь на площади чтобы протестовать против намеченного на двадцать второе парада сексуальных меньшинств они твердо убеждены что традиционная семья является основной ценностью каждого общества я смотрю на них с завистью

человек двадцать пришли сюда с государственным флагом и в белых майках с рисунком две черные фигурки составленные как бы из палочек заключены в красный круг перечеркнутый косой линией все вместе напоминает дорожный знак движение пешеходов запрещено поворот запрещен подача звукового сигнала запрещена обе фигурки изображают мужчин об этом свидетельствует маленькая черточка у одного из них стоит ли говорить на каком месте этот рисунок заменяет букву «о» в названии NoPride на сайте организации

я завидую этим людям собравшимся на Ратушной площади и тем кто соберется двадцать второго числа в каком-нибудь другом месте они соберутся даже если парад будет запрещен они соберутся потому что у них есть твердые убеждения ясные представления а я есть ли у меня какие-то твердые убеждения имею ли я хоть о чем-нибудь ясное представление увы я даже не знаю какого сорта пиво я пью

старушка роняет букет из роз я помогаю ей собрать цветы саксофонист заканчивает хит и начинает другой как же называются эти песни такие знакомые их пели Синатра и Твитти наконец вспоминаю вот так они называются в этом я совершенно уверен значит есть хоть что-то в чем я уверен о чем я готов спорить на что я могу поставить но это так мало почти ничего в этой жизни где требуется гораздо больше уверенности чтобы иметь возможность объединиться с другими

ПОЭМА ГОРОДОВ

на Привокзальной площади стоит высокая башня
часовой города слуга времени молчаливый но исполнительный
он поставлен здесь по заказу Linstow-Warner
благодаря этой компании вы можете выпить эспрессо
на высоте около сорока метров разглядывая панораму города
окна выходят на три стороны света

посмотрев на юго-запад вы увидите здание торгового центра
Stockmann и ангары Центрального рынка
когда-то еще в тридцатые годы их построили для дирижаблей
но теперь эти длинные строения с полукруглыми крышами
отданы под торговлю

южнее здание Академии
экспортный вариант сталинских небоскребов
задуманный как Дом колхозника но отданный академикам
колхозников больше нет академиков тоже
в здании размещаются многочисленные коммерческие структуры

на северо-западе башни церквей св. Петр и св. Екаба
еще севернее здание Оперы обелиск Свободы
башенка университетской обсерватории

а что видно с башни церкви св. Петра там находится смотровая
площадка место паломничества российских и скандинавских
туристов отсюда вы увидите Даугаву и здание Ханса-банка
называемое почему-то «Солнечным камнем» высокую телебашню
ряды рыночных павильонов здание мультиплекса Coca-Cola Plaza
тире четырнадцать кинозалов буфет попкорна и магазин
сладостей коробку универмага Stockmann и здания входящие в
торгово-развлекательный комплекс Origo вот это название выбрано
не случайно на языке древних оно означает центр и начало к тому же
оно сходно с названием столицы комплекс построен компанией
Linstow-Warner которой принадлежит и башня с часами

собор св. Петра недавно возвращен лютеранско-евангелической
церкви на нем есть часы и они показывают то же время что и
часы на башне Origo

часы торговцев и покупателей священников и прихожан движутся
синхронно их ритм совпадает разве это не странно

перспективы открывающиеся с обеих башен могут быть приведены
в соответствие посредством несложных вычислений
и это тоже кажется странным

кофе в баре «Neo» на башне Linstow-Warner стоит два лата и подъем на башню св. Петра тоже стоит два лата разве это не странно

в сущности нет никакой разницы с какой башни вы смотрите на
город

в сущности все города одинаковы

города которые стоит посещать
с которыми стоит знакомиться
скрыты в нас самих

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

твое внимание привлекает сначала белая паутина
на голубом фоне она похожа на сетку для волос
на трещины в остывающей лаве
на хирургические швы
на капилляры заполненные белой кровью
по краям сплетение черных и голубых линий
в них проступают очертания чудовищ
над паутиной пульсирует черное пятно
оно окружено замкнутыми линиями
такие узоры можно увидеть на некоторых полудрагоценных
камнях
пульсация зависит от твоего движения
ты приближаешься к паутине под углом приблизительно в
шестьдесят градусов
делаешь шаг и паутина неожиданно исчезает
на ее месте возникает женское лицо
с длинными вьющимися волосами
черные зрачки смотрят прямо в твои тонкие бесцветные
губы улыбаются но глаза печальны
следующий шаг и лицо пропадает на его месте снова
появляется паутина

так выглядит рекламный щит фильма «Девушка из воды»
установленный на втором этаже Coca-Cola Plaza
женщину зовут Брайс Даллас Говард она играет в фильме
загадочную нарфу или русалку обитающую в плавательном
бассейне рядом с большим жилым домом в Филадельфии

я рассказываю об этой рекламе потому что она
показалась мне ответом на вопрос заданный одним
сетевым поэтом «разделяет ли уважаемый коллега
искусство с действительностью и если да то где»
вероятно искусство отстоит от действительности
на шаг даже меньше на пол на треть на пятую часть
шага на полступни полмизинца может быть полногтя
чтобы увидеть женское лицо вместо паутины
достаточно переместиться всего на один градус по
окружности в центре которой находится рекламный щит
я долго исследовал этот эффект перенося вес тела
с одной ноги на другую и обнаружил что достаточно
совсем небольшого перемещения изменения угла
зрения чтобы вновь увидеть паутину или загадочное
лицо Брайс

не знаю удовлетворится ли мой собеседник таким ответом
но лучшего я не могу придумать мне кажется что реальность
действительность это некий рекламный щит созданный
неизвестным художником по заказу неизвестной компании
и то что мы на нем видим зависит от нас самих

и еще если считать исходным изображением лицо Брайс Говард
то произведением искусства вероятно будет изображение паутины
а если считать что исходной является паутина то произведением
искусства будет изображение лица Брайс Говард

ПОЭМА PENTHOUSE PETS

для того чтобы попасть в бассейн нужно пройти под полотном широкой дороги на бетонных стенах тоннеля огромные разноцветные граффити выполненные по заказу муниципалитета профессиональными художниками чтобы парни и девушки из студенческих общежитий не рисовали здесь что попало и они больше здесь не рисуют свое отношение к этой акции они выразили короткой надписью сделанной черной краской культура граффити изнасилована

в июле бассейн работает по сокращенному графику посетителей почти нет на первой дорожке три юные девушки и один мужчина он стоит в воде держась за поручни лестницы и глубоко дышит он так толст что взгляд приклеивается к нему на третьей дорожке двое парней плывут мощным брассом друг за другом я прикидываю сколько взмахов им нужно сделать чтобы проплыть эти полсотни метров средняя дорожка свободна

средняя дорожка это как раз для меня средний рост средние способности средний достаток увы я знаю мне никогда не перебраться на быструю дорожку не могу понять в чем дело что не так слабый удар ногами или неправильный гребок надо будет взять несколько уроков у профессионала впрочем зачем мне и здесь хорошо музыки сегодня нет тишина горит половина ламп дежурные куда-то ушли никто не следит за посетителями можно плавать хоть до закрытия

у белой стены столик и два пустых кресла я вспоминаю роман Кундеры самое начало сцена в спортивном клубе женщина лет шестидесяти выходит из бассейна улыбается и машет рукой инструктору ее улыбке и жесту лет двадцать не больше пишет автор какой-то частью своего существа мы все живем вне времени добавляет он это все что я помню странно от произведений Кундеры у меня в голове ничего не остается кроме нескольких фраз а ведь он известный писатель

вспоминаю еще фильм «Синий» знаменитый фильм но помню из него тоже немного только Жюльетт Бинош плавающую в пустом зале до изнеможения ее героиня внутренне мертва потому что ее муж и дочь погибли в автокатастрофе и она умерла вместе с ними она думает лишь о мертвых она не способна вернуться к жизни но в конце все-таки возвращается музыка ее мужа пробуждает в ней желание жить это все что я помню из фильма усталое дыхание Бинош и сюжет

и еще голубую воду бассейна где она плавает вода символ жизни я вглядываюсь в окружающую меня воду она ничем не отличается от той что снимал Кислевский такая же голубая и прозрачная опускаю взгляд и вижу на дне широкую черную линию проведенную посередине дорожки по это линии вероятно ориентируются пловцы на соревнованиях мне сразу приходит на ум сравнение оно напрашивается само собой эта черная линия в голубой воде линия судьбы линия смерти

полоса заканчивается в нескольких метрах от края бассейна короткой поперечной чертой тоже символ и тоже удачный вам как бы говорят плавание закончилось конец дистанции смерть притаилась в глубине жизни она прячется там с первого дня странно что Кислевский не использовал этот выразительный образ но ведь он хотел показать возрождение все равно он мог бы использовать этот символ ведь такие черные линии по-видимому есть в каждом бассейне

черная линия настраивает на философский лад я размышляю о смерти вернее о том что стало с представлением о смерти в нашей культуре у нас есть идея правильной жизни но где идея правильной смерти идея которая позволяла бы живым оставаться живыми а мертвым оставаться мертвыми и не терзать живых такой идеи нет все сводится к детской вере в то что доплыв до края дорожки ты поворачиваешь обратно или выбираешься из воды в любом случае ты не умираешь по-настоящему

либо перевоплощение либо вечная жизнь такая вот вера в начале двадцать первого века а если ты считаешь что ничего подобного не происходит что в конце ты просто тонешь и черная полоса увлекает тебя на дно словно черная звезда или щупальце какой-то ужасной подводной твари если ты так считаешь то оказываешься без всякого плана жизни и умирания один на один с водой и черной линией заканчивающейся за несколько метров до края бассейна поперечной черной чертой

мышцу левой ноги сводит судорога я хватаюсь за пластмассовые кольца разделяющие дорожки отчего бывают судороги доктор от недостатка магния оттого что мышцы не растянуты или не разогреты растирая ногу я вспоминаю фантастический по напряжению матч Энди Роддика и Йонаса Эль-Эйнауи в конце пятого сета юный американец едва мог ходить он резко сгибался от острой боли и хватался за мышцы бедра выиграл он этот матч или нет не помню а следовало бы если выиграл он герой

сводит и правую пожалуй придется вылезать до закрытия бассейна еще час но других посетителей нет толстяк и оба спортсмена уже в душевой я удивленно разглядываю гениталии толстяка они такие крохотные их едва видно под его огромным раздувшимся словно рекламный шар животом размеры живота и того что под животом не связаны отношением прямой зависимости я это знал и раньше но никогда еще свидетельство не было таким убедительным

а вот пловцам-спортсменам стесняться нечего впрочем и толстяк не стесняется может быть ему не до этого ведь это непросто ходить с таким животом я думаю о беременных вот бедняжки мои мысли бегут дальше я думаю о женских гениталиях они так же разнообразны как и мужские в этом я убедился на собственном опыте а также просматривая по ночам на канале TV1000 принадлежащем какой-то шведской компании эротические фильмы Penthouse Pets

где очень ухоженные и миловидные никакого сравнения с Adult Channel красотки медленно обнажаются нежно лаская себя и принимая самые замысловатые положения чтобы показать миллионам зрителей по обе стороны Атлантики что находится у них между ног зрелище поначалу захватывает но через несколько ночей приедается и все же факт остается фактом женские гениталии столь же разнообразны по форме и величине как и мужские

размышляя об этом я забываю что нуждаюсь в плане жизни и умирания без которого жизнь и смерть превращаются во что-то аморфное бесчеловечное забываю еще и потому что уверен мне никогда не найти подобного плана ведь я не герой какой из меня философ если интеллектуалы двух полушарий не могут предложить мне такого плана то значит его у меня и не будет моей жизни никогда не обрести направления и смерть будет всегда представляться мне широкой черной чертой с поперечиной на конце и только

я выхожу из бассейна спускаюсь в подземный переход с надписью культура граффити изнасилована поднимаюсь по ступенькам на другой стороне дороги переезжаю на троллейбусе через мост и иду в обратном направлении к Музею зарубежного искусства где сегодня по случаю юбилея четыреста лет со дня рождения выставлены офорты Рембрандта выставлены всего на шесть часов с 11 до 17 потому что старая графика чувствительна к свету и в следующий раз офорты можно будет увидеть лет через десять а то и больше

в маленьком зальчике лишь пара пожилых туристов из Нидерландов офорты размещены на витрине под стеклом пять с одной стороны и шесть с другой я долго рассматриваю автопортрет художника и портрет Питера Гаринга на автопортрете изображен молодой человек с твердым и даже несколько вызывающим взглядом Гаринг трогает своим благородно-меланхолическим видом глядя на эти портреты я думаю что у Рембрандта и Гаринга был план жизни и умирания план который позволил им правильно жить и правильно умереть

но с тех пор прошло триста пятьдесят лет и теперь этот план нелеп как и любой другой план кроме быть может того что предлагает Penthouse со своими восхитительно ухоженными pets все остальное испарения прошлых веков кто объяснит мне думаю я почему переводить каммингса более разумное занятие для человека моего да и любого другого возраста чем смотреть на этих красоток почему полет на космическом челноке более достойное занятие чем

в конце концов думаю я ведь так или приблизительно так изображал Рай
Иероним Босх

ПОЭМА XXL

мне снится сон
жаркое лето и я иду по улице Вальню
мой путь начинается от Пороховой башни
пара сотен шагов и вот я уже рядом с площадью Ливов
два парня в шляпах играют и поют что-то народное
прямо передо мной проезжает коляска
которую тащит пони
кто-то играет на саксофоне
в руках у меня мороженное TIO Goal
напоминающее по форме хоккейную шайбу
его придумали специально
к чемпионату мира по хоккею с шайбой
два шоколадных печенья и кремовое
мороженное между ними неужели слово
«мороженное» пишется с двумя «н» да именно
так в этом убеждает читателей портал Delfi
в своей новостной ленте яркая новинка
сезона и все же она похожа на ice cream
sandvich от mm’s мне кажется что по моему
подбородку течет кофейно-пломбирный крем
и снится мне что я слизываю его языком
а слева возвышается пятизвездочный Hotel de Rome

этот превосходный отель расположился в самом
центре столицы из окон его номеров открывается
вид на прекраснейшие парки и памятник Свободы
гостиница идеально подходит как туристам так и
деловым людям здесь созданы благоприятные
условия для проведения семинаров конференций
и презентаций об этом вас информирует турагентство
Latio

поворачиваю голову и вижу памятник Свободы
он огорожен щитами их поставили еще в марте
накануне марша легионеров в такой же весенний
день не помню какого года был создан легион
Waffen SS как к нему относиться об этом постоянно
идут дебаты работам по реставрации тоже
предшествовали споры в связи с упомянутой датой
светлый обелиск из травертина скрыт за лесами
видна только женская фигура с тремя звездами
в руках и все же я чувствую себя древним греком
с уважением глядящим на вознесенную над городом
статую Афины Паллады разочарованные туристы
ходят вокруг ограды в шортах и шляпах с кодаками
самсунгами сони а я думаю какое чувство уверенности
и покоя испытывали вероятно древние афиняне
глядя на статую богини-покровительницы
мою безопасность обеспечивают Стражи Отечества
высеченные из розового гранита Мать-Латвия
с дочерью и сыном смотрят на запад
к западу обращены и лица героев
пленники в цепях кланяются востоку
с востока скачут казаки над входом
в гостиницу «Рим» треплются
разноцветные флаги

справа надпись Casino Latvia
меня тянет зайти туда но я останавливаюсь
у здания Unibanka и облизываю мороженое
в виде хоккейной шайбы забавная новинка
Рижского молочного комбината
к открытию чемпионата мира по хоккею
с шайбой ох лучше не вспоминать
Латвия Финляндия 0:5

на углу улиц Вальню и Калькю находится
центр по обслуживанию клиентов Parex-банка
на другой стороне расположено здание банка
Hansa два конкурента и гаранты моей свободы
они первыми в стране открыли филиалы
работающие круглосуточно благодаря автоматам
которые не только выдают но и принимают купюры
что очень удобно для тех кто захочет в полночь
положить на свой счет пятьсот тысяч латов чтобы
через двадцать четыре часа получить прибыль
приблизительно в пятьдесят латов совсем немного
но такова ситуация с процентными ставками здесь
как и во многом другом мы уступаем американцам

на фоне небывало низких процентных ставок
по банковским вкладам латвийский филиал
Nordea Finland Plc решил скрестить классический
депозит с рынком акций на вчерашней пресс-
конференции руководитель филиала отметил что
латвийскому клиенту такой структурированный
депозит в новинку тогда как в Западной Европе
подобный способ размещения свободных средств
приобретает все большую популярность

я бы тоже хотел способствовать оживлению
рынка акций но это желание остается желанием
яркий цвет оранжевых покрывал на столиках
привлекает мое внимание когда-то здесь было
кафе Vecriga а теперь открылось новое кафе Opium
называемое почему-то в туристических буклетах
стильным внутри сумрачно как в лаборатории
фотографа прошлого века декор в фиолетовых
и красных тонах формирует настроение
фиксируя его на определенной ноте меню
предлагает блюда итальянской кухни под пение
Бьорк Гудмундсдоттир

а теперь мимо книжного магазина Valters un Rapa
конечно мимо чтобы не искушать себя перелистыванием
альбомов Кандинского Эрнста Варо Магритта

мимо клуба Depo увы тоже мимо что поделаешь
я уже не в том возрасте когда все что нужно
это выплеснуть эмоции оторваться можно правда
посидеть в расположенном там же кафе Hedonia
пообщаться да не с кем

мороженое в моих руках тает жара словно день
этот макушка лета спускаюсь в подземный переход
недавно покрашенный за счет муниципалитета
и снова разрисованный черными черепами
и надписями город видимо еще слишком беден
чтобы позволить себе WallGard Graffiti Remover
отличное средство для защиты мраморных гранитных
фасадов и фасадов из других типов природного камня
от нанесения подростками надписей с помощью краски
в баллончиках восковыми пастельными мелками
фломастерами и так далее применяется также для
защиты поверхностей с цементным наружным слоем
затем я оказываюсь под мостом по которому грохочет
то ли электричка то ли товарный поезд гудит трамвай
в ларьках торгуют одеждой газетами парфюмерией
дисками даже книгами Головачева Никитина Брауна
Марининой Коэльо Аристотеля Маккиавелли

сколько трамвайных маршрутов идет через рынок
похоже всего четыре все трамваи заворачивают
у рыбного павильона и катят потом к реке
но мне чтобы достигнуть цели нужно двигаться
сквозь толпу между лотками искусно лавируя
постоянно меняя галс чтобы избежать столкновения
с покупателями слив винограда яблок огурцов
кабачков груш томатов арбузов бананов

миновав ряды овощных и фруктовых прилавков
я приближаюсь к началу улицы Элияс и здесь
меня встречает улыбающаяся блондинка
прислонившаяся к большому черному мотоциклу
марки хонда кавасаки может быть харлей
не разбираюсь я в марках этих опасных машин
на которых меня катали когда-то в детстве
может быть поэтому я и боюсь так смерти
уцепившись за чью-то куртку я твердил себе
мне не страшно не страшно и теперь я говорю
о нет милашка ты ждешь не меня а черного
бунтаря отчаянного хулигана вроде Марлона
Брандо того самого что в фильме The Wild One
говорил погоди я вспомню его знаменитую
фразу What are you someone that makes sandwiches
or something

стройная девушка в нижнем белье и запах живых цветов
несколько скрашивают это многолюдное но унылое место
я иду между двумя кирпичными корпусами на первом
и втором этажах размещены лавки с одеждой мужской
и женской впрочем это не лавки а просто отсеки
вроде кабинок для душа которые я помню по фильму
«Титаник» не называть же их бутиками где ударение
какая разница я покидаю территорию рынка и выхожу
на прилегающую к нему территорию здесь бродят нищие
и бездомные от стен и асфальта поднимается вонь
но прохожие не обращают на это внимания возможно
у них врожденный или приобретенный дефект обоняния
просто удивительно какие ливни тут пролились какие
волны бились о стену тянущуюся вдоль улицы Элияс
когда-то бывшей Одесской мне вспоминается юный
проказник Гаргантюа восседающий на башнях Собора
Богоматери и орошающий сверху парижских обывателей
которым совсем не до смеха мне тоже я рижский прохожий
двадцать первого века мог бы рассчитывать на некоторое
улучшение породы человека по крайней мере по этой части

а вот и собор до него отсюда каких-нибудь двести
или триста метров бывшее здание Академии наук
осколок советской архитектуры вернее глыба
правильной четырехгранной формы середина
вроде бы выглядит гармонично устремлена ввысь
наподобие труб органа со стороны пропорций
в ней не найти изъяна а вот боковые строения
маловаты да и верхушка выглядит неказистой
в советское время здесь размещался Институт
философии вернее институт марксизма-ленинизма
философы трудились над созданием идеалов
и познанием диалектических законов бытия
и сознания есть какая-то глубокая диалектика
и утонченная ирония в том что Академию построили
за мостом отделив ее от центральной части города
рынком и прилегающими к нему территориями
где теперь обитают наркоманы и алкоголики

иду дальше по улице Элияс и здание где когда-то
размещалась Академия наук остается слева улица
упирается в деревянную церковь Христа Спасителя
памятник классицизма позапрошлого века такой же
нелепый как и памятник отошедшего в прошлое
сталинизма вместе с его уютными кабинетами
в которых цвели и размножались идеи марксизма-
ленинизма сердце мое стучит все громче как будто
я приближаюсь к цели своей прогулки поворачиваю
в какие-то переулки и открываю дверь книжного
магазина в три этажа а может быть и выше на
стеллажах теснятся книги так вот куда несли меня ноги
мой взгляд словно луч Рентгена пронизывает обложки
я читаю названия «Принц и нищий» «Гарри Поттер и
Орден Феникса» «Кондуит и Швамбрания» здесь
на первом этаже детская и юношеская литература
выше юридическая религиозная философская
эзотерическая а также литература по истории войн
цветоводству вязанию вождению автомобилей но это
не то что мне нужно вероятно я ищу отдел подарков
и сувениров он располагается под самой крышей словно
лунатик я поднимаюсь по ступенькам на последний
этаж передо мною столы и шкафы уставленные
и заполненные предметами прикладного искусства
меня охватывает странное волнение такое чувство
будто я возвратился на покинутую в детстве родину
слева виден вход в отдел художественной литературы
я чувствую холодок замирание в груди а потом мне
становится тепло и приятно будто я погружаюсь
в ванную с кофейными зернами нагретыми до
шестидесяти градусов Цельсия это райское ощущение
говорит мне что я у цели пересекаю зал и подхожу
к вертикальной стойке с книгами карманного формата
издательства «Азбука» беру одну из них кажется
Бротигана открываю посередине и читаю что-то очень
важное что-то такое что я должен знать непременно в чем
объясняется смысл моего собственного существования
и существования вселенной

в это время звенит звонок я думаю магазин
закрывается но нет это сон кончается начинается
обычный рабочий день я варю кофе размышляя
над приснившимися картинами очевидно
что в моем сне было много перпендикулярно
поставленных предметов башен памятников
небоскребов соборов разделенных кофейнями
игровыми заведениями филиалами банков
железнодорожными путями рыночными
прилавками с фруктами и овощами прогулка
началась у Пороховой башни а закончилась
у стойки книжного магазина которая была чуть
выше моего роста истолковать такое уменьшение
размеров довольно просто последовательность
вертикальных строений включая стойку возможно
имеет отношение к эволюции моих взглядов на
природу общество человека но возможно она
указывает на утреннюю эрекцию я не успеваю
перебрать все варианты поскольку уже и так
опаздываю на службу уходя беру с собой
Бротигана а в трамвае обнаруживаю что прихватил
Керуака открыв книгу примерно по середине
попадаю на раздел «Американские хайку»
и читаю стих Nightfall boy smashing dandelions
with a stick что переводится как «Сумерки мальчик
сбивает одуванчики палкой» любопытно каков
тайный смысл этого хайку или как говорили
раньше хокку
я так сосредоточенно раздумываю
над этим что пропускаю свою остановку

ОСЕНЬ – ОФЕЛИЯ

среди желтых и красных листьев лип и кленов
на темной воде городского канала
приглядевшись можно увидеть лицо Офелии
бледное словно цветок асфоделии

или облако над площадью Ливов
где в этот осенний день играет музыка
и люди бродят неторопливо
лицо Офелии хорошо видно с мостика

в виде арки на котором вступающие в брак
оставляют маленькие замочки бросая ключи в воду
но похоже это лицо вижу только я чудак
ранней осенью думающий о конце года

ДИНОЗАВР НА ДОРОГЕ

дева в черном шлеме черных чулках
и желтых штанах до колен
как модно в этом сезоне
поет о Валгалле светловолосому парню
он слушает ее думая об отце и любимой
та лежит рядом с ним неподвижно
в серой куртке и простых башмаках
все трое похожи на сквоттеров выселенных
из Молодежного дома в столице Дании
сюжет новостей
полицейские рабочие в масках
юная пара он обнимает ее за плечо
и запрокинув голову пьет пиво из банки
им грустно полдома уже снесено
над руинами высится кран
словно боевая машина пришельцев
или посланец судьбы
Национальный суд оставил в силе
решение Городского суда
протестовать бесполезно
на месте Дома детей будет выстроен Дом Отца
Добро пожаловать на сайт Faderhuset
Velkommen til Menigheden Faderhusets hjemmeside
тем временем дева поет о Валгалле
и светловолосый парень
скинув зеленую куртку взяв меч
готовится сразиться с врагом
пустые скамьи поднимаются амфитеатром
в темноте сияет огромный плоский экран
по нему медленно движется надпись
Willkommen im Tod
Добро пожаловать в смерть
черные буквы ползут по зеленому фону
зеленые по черному
золотые по черному золотые по красному
бесшумное движение этих букв в вышине
над головами героев
порождает неслышимый обертон
женщина справа не таясь утирает слезы
лейтмотив судьбы повторяется
и странное дело во мне тоже поднимается
обжигающая волна
я сочувствую этому светловолосому парню
которого бог-отец предал
во имя справедливости и закона
чтобы сдержаться я поднимаю глаза
к вершине портальной арки и читаю перевод
на латышский он дается компьютерной
строкой чуть ниже перевод на английский
я думаю что Вагнер
ей-богу неплохой композитор
а Блумбергс отличный художник
что сопрано и тенор
замечательно ведут эту сцену
что оркестранты сегодня в ударе
но этого мало чтобы волна отступила
и тогда я снова смотрю на экран
читаю ползущую строчку
Willkommen im Tod Willkommen im Tod
Willkommen im Tod
пусть звучит обертон
пусть меня захлестнет эта волна
та кого я люблю жива и мои поединки
больше похожи на партии в теннис
вместо волшебного меча я размахиваю
теннисной ракеткой
никто не призывает меня в Дом Отца
никто не спорит обо мне там наверху
Добро пожаловать в счастливую жизнь
Laipni ludzam nave Welcome to death
звучит рог на арену выходит
высокий крепкий мужчина с копьем
в рубашке и брюках на помочах
вместо надписи Willkommen im Tod
на экране загораются знаки 0:0
бог-отец является в решающий миг
и ломает меч своего сына
копье пронзает Зигмунду грудь
он медленно падает ноль на экране
сменяется часто мигающим крестом Х:0
под взглядом бога скорбящего
о смерти сына на землю валится
и победитель теперь мигают
два креста Х:Х
схватка окончена аплодисменты
аплодисменты аплодисменты
третий акт начнется через двадцать минут
но валькирии будут хохотать без меня
обнаженные тела героев
они будут подбирать без меня
в машине я включаю плеер
и переезжая через Вантовый мост
слушаю как Адриан Белью признается
тенором который кажется мне
то золотым то рубиновым
I'm a dinosaur somebody is digging my bones
я тоже стал чьей-то жертвой
он отхватил от меня изрядный кусок
да немалый кусок
а то что осталось частью сгнило
частью окаменело
я не выжил нет
и наверное потому не могу разглядеть
что горит там впереди
светофоры
предупреждающие огни
дорожного механизма
катка асфальтоукладчика
автогрейдера
или надпись на четырех языках
Laipni ludzam Welcome Willkommen
Добро пожаловать
в смерть

_______________________
1. Молодежный дом в Копенгагене, служивший пристанищем для маргинальных молодежных движений, был продан городскими властями евангельской церкви «Дом Отца». Многомесячное противостояние молодежи и полиции закончилось выселением обитателей дома в марте 2007г.
2. I'm a dinosaur – из песни Адриана Белью «Динозавр» (Adrian Belew, «Dinosaur»).

ПОЭМА ДОЖДЯ

знакомая музыка
скрипка рондо
кто это
Чайковский Венявский
нет это Мендельсон
так изящно трогательно
особенно после Black Rain
Осборна
новый диск
Великого и Ужасного
одиннадцать с чем-то латов
в пересчете на рубли
примерно шестьсот
но я скачал его бесплатно
есть еще сайты
где не требуют центов
а тридцать первого мая
я слушал Оззи в Arena Riga
месяц почти прошел
но ничего не забылось
все в памяти и потому финал
мендельсоновского концерта
кажется экзотическим цветком
здесь в книжном магазине
куда я зашел по случаю проливного
дождя Оззи показывает голый зад
Феликсу Мендельсону
но тот не смущается
нет нисколько
его ми мажор цветет
словно редкая орхидея
и все же она недостаточно
очаровательна
чтобы отвлечь меня
от «Надличностного видения» Грофа
цветок складывает лепестки
оркестр умолкает
секунды тишины
которых я не замечаю
читая об измененных
состояниях сознания
открывающих нам Надличностное
а затем начинается пытка
трансцендентальным
палача зовут Амадей
Иоганнес Хризостомус
Вольфгангус Теофилус
для своих опытов он
в этот раз выбрал кларнет
чудесное изобретение
Иоганнеса Деннера
жившего в Нюрнберге
думая об изобретателе
я отвлекаюсь от боли
которую осознаю
лишь когда кларнет заменяют
струнные
простая секвенция
но этого достаточно чтобы дух
воспользуюсь этим словом
тоже устремился ввысь
за пределы своего регистра
будто прикасаясь
к Надличностному
но оставаясь вдали от него
в такой далекой дали
что чувство этого неизмеримого
расстояния
превращается в боль
боль такой сладости и остроты
что мне позавидовал бы
де Сад
но для меня это слишком
я возвращаю книгу на полку
и поднимаюсь на третий этаж
чтобы убедиться
что музыка слышна и здесь
постояв у стенда
с переводной литературой
беру «Некрофила»
«Книги Витткоп поражают
смертельным великолепием стиля»
так пишет Le Temps
но я не боюсь погибнуть
от этого великолепия
слова даже самые великолепные
не ранят смертельно
в отличие от музыки
которая часто подводит к границе
к самой границе
как это Адажио музыка порой
уводит далеко
так далеко
что и вернувшись
из этого опасного путешествия
еще долго ощущаешь
надличностные вибрации
чувствуешь себя
безумным скрипачем
Иоганнесом Крейслером
сумасшедшим визионером
Уильямом Блейком а чаще
живым мертвецом
из фильма Джармуша
превосходно сыгранным
Джонни Деппом

ДЕЛА ЛЮДСКИЕ

что делают малыши
на детской площадке
Верманского парка
в теплый июльский день

качаются на качелях
«досках» и «диванчиках»
поднимаются в домик
похожий на паровоз
и спускаются вниз
забираются в другой
похожий на избушку
и съезжают на своих
маленьких задиках
по блестящему желобу
качаются на лошадках
ищут что-то в земле
посыпанной стружками
бегают друг за другом

кричат плачут смеются
живут

что делают подростки
в Риге и других городах
Латвии в этот теплый
июльский день

катаются на великах
едят мороженое
пьют колу и пиво
торгуют пивом
и мороженым
доставляют почту
тусуются у часов
смотрят фильм
«Крепкий орешек-4»
рисуют на стене краской
обмениваются
эсэмэсками треплются
покупают диски
и плееры
целуют своих девчонок
или парней

говорят смеются плачут
живут

что делают взрослые
в Латвии и других
странах Европы
этим теплым июльским днем

составляют отчеты
ведомости
берут и выдают
кредиты
покупают и продают
движимость
и недвижимость
управляют
автомобилями
в трезвом
и нетрезвом виде
платят штрафы
выдают квитанции
арестовывают
судят
приговаривают
пишут просьбы
о помиловании
женятся
разводятся
зачинают детей
снимают фильмы
летят в самолетах
едут на поездах

говорят смеются плачут
живут

что делают старики
по обе стороны
Атлантики
в этот теплый
июльский день

смотрят телевизор
принимают лекарства
рассматривают
фотографии
гуляют вокруг дома
дремлют
читают газету
выговаривают детям
ищут потерянную вещь
вспоминают
имя своего первого учителя
вспоминают
день своей свадьбы
вспоминают
поездку в Китай
Индию или Канаду

говорят молчат плачут
живут

что делаю
в этот теплый
июльский день
я

верчу в руках
маркер Schneider 244
пью кофе Paulig Prezident
смотрю на часы Luch
сделанные в Белоруссии
между прочим надежные
сижу в черном оффисном
кресле у старого Celeron’a
HDD 38.3 Used 26.6
Free 11.6
и пишу этот текст

ОСТАТЬСЯ

скверное было утро
я не знал куда себя деть
и отправился в центр
выпить пива
и поглазеть на туристов

у Дома Черноголовых
немцы финны
датчане норвежцы

проходя мимо
я встретился взглядом
с девчонкой-шведкой
и подумал что завтра
она вернется
в свой Хельсингборг
или Вильхельмину
а мой образ останется
на сетчатке ее голубых
глаз

останется даже если
она забудет обо мне
о статуе Роланда
колоколах на Ратуше
Ратушной площади
и вообще о Риге

некоторые ученые
говорят что в нашей
подсознательной памяти
хранится все что мы
увидели и пережили

и это мнение кажется
мне правдоподобным

ОБЛАКО

когда смотришь вдоль улицы
Кришьяна Барона

то чудится будто рельсы
уходят в самые небеса

господин вагоновожатый
повелитель трамвая
отвезите меня
вон к тому большому
белому облаку

и учтите мне положен
бесплатный проезд

УЛЫБНИСЬ

я иду по улице
и мне встречается человек
несущий на плече крест
к нижнему концу креста
приделано колесо
и человек не то чтобы тащит
а катит крест по тротуару
при этом он весело улыбается
и даже что-то напевает

рядом идет мальчик
он сует мне в руку желтый листок

«Cetri iemesli kapec Tu vari SMAIDIT -
Четыре причины чтобы УЛЫБНУТЬСЯ»

смайл 1 Бог действительно любит Тебя
смайл 2 Иисус умер за Тебя
смайл 3 Бог создал Тебя
для особой цели известной только Ему
смайл 4 сегодня Твой день

он станет днем Твоего спасения
если Ты не откладывая
призовешь имя Господа

я оглядываюсь на человека
в желтой рубашке
он бодро катит свой крест

может быть моя беда в том
что я так и не нашел для себя
подходящего креста

живу тихо без проблем
мои неприятности сводятся
к заморочкам на работе
воскресной скуке
и воспоминаниям о детских обидах

через пару минут
я выпью кофе
в доме с башенкой
это чуть-чуть взбодрит
меня но и только

может быть позвонить
по телефону указанному
на листочке и спросить
не нужен ли «Благой вести»
еще один крестоносец

я представляю себя
с крестом на плече
молча шагающим
по улицам
смайл 1

я представляю себя
читающим молитву
в одиночестве или вместе
с членами «Благой вести»
смайл 2

я представляю себя
кающимся в грехах
верящим в смерть
воскресение и спасение
смайл 3

я вспоминаю об этой странной встрече
вечером сидя у компьютера и скачивая
в папку Metallica альбом Garage Inc.

на панели внизу мигает
окошечко Download
записан последний трек

щелкаю наугад и попадаю
на Mercyful Fate

take this white cross
and go to the center of the ring
come come into my coven
and become Lucifer’s child

возьми этот белый крест
и войди в круг
стань моим сыном
исчадием Сатаны

вот так совпадение
мы живем в странном мире
как сказал бы герой
«Синего бархата»

«“прекрасно но странно”
эти два слова пожалуй
самые употребительные
в его лексиконе»

так написано в предисловии
к интервью с Дэвидом Линчем

вчера было воскресенье
и я посмотрел по видику
три фильма подряд

улыбнись

БЕССТРАШНЫЙ

башенка одного из домов
похожа на шлем в виде
перевернутой оловянной
тарелки какие носили
средневековые воины

что-то тревожащее есть
в этой башенке
хотя весь дом выстроен
в спокойном неоклассическом
стиле

о я догадался там за домом
стоит боевой треножник марсиан
готовый испепелить
все вокруг

в этот июльский полдень
во мне просыпается
семилетний ребенок
но лишь на минуту

давно уже ничто не может меня
по-настоящему взволновать

я не торопясь иду к домику с башенкой
глядя по сторонам на пяти- и
шестиэтажные здания в классическом
и национально-романтическом духе

я часто бываю
в кафе на первом этаже
пью виски и размышляю

здесь тихо посетителей мало
удобно наговаривать тексты
на диктофон

как бы я хотел сказать что мы все
наследники своего детства
или его пленники

но мое отношение к этой башенке
показывает что это не так

я заказываю улыбчивой официантке
виски и двойной кофе

похоже день
пройдет впустую

что ж пусть
с тех пор как я перестал бояться марсиан
я перестал бояться чего-либо вообще
я не боюсь пустоты

я бесстрашен
как остывший кофе
как фантик из-под сахара
как разрядившийся диктофон
как сердце которому исполнилось тридцать пять

«все проходит мой милый Августин»
да все проходит и надежды и страхи

диктофон и вправду разрядился
и я засовываю его в карман

латышское кантри в колонках
сменяет английский поп

вот так я веду время
по воскресеньям
на первом этаже
дома с марсианской
башенкой
за чашкой кофе
и стаканом виски
обычно это Illy Espresso
и Tullamore Dew

ПОЭМА РАННЕГО УТРА

бывает
просыпаешься в половине шестого
а кофейная банка пуста
одеваешь джинсы туфли и спешишь на заправку
успевая по пути удивиться утренней тишине непривычной резвости соседского кота
запаху скошенной травы пустым полосам дороги
и оранжевому сиянию между кронами
далекому краю земли похожему на прилавок с лососем
думая о себе как о рыбаке вернувшимся без улова
китобое отказавшемся от мысли поймать кита
и о том что цвет рассвета можно сравнить с цветом цифр на электронном табло и найти что они различаются только яркостью
осматриваешь полки в поисках пачки Paulig Prezident
за отсутствием Paulig покупаешь молотый Merrild
посередине упаковки алый круг с оранжевыми разводами
и надписями Douwe Egberts и Anno 1753
внутри круга женское лицо
всматриваясь понимаешь что по замыслу художника
это лицо возникает как бы из пара понимающегося над чашкой кофе
из ароматной дымки или тумана
а может быть из грез кофемана
вот что нужно пить меньше кофе
да меньше кофе печенья сахара и никакого шоколада
утро заметно повзрослело
прилавок горизонта опустел
небо там вдалеке холодного голубого цвета
но цифры на табло горят все так же ярко
95Е – 0.639
DD – 0.629
увы в моей маленькой стране на все непомерно большие цены
а ведь было время когда никакая цена не казалась мне чрезмерно большой за оранжевое филе лосося
как давно это было

ФОНТАН НА ЭСПЛАНАДЕ

из открытого окна Академии
я услышал звуки скрипки
кто-то разучивал баховскую Чакону
и в сердце вонзился шип
как в повести Конан-Дойля
невидимый враг отравил меня ядом
оставшиеся два часа я бродил по городу
мертвецом с пулей в сердце
как Джонни Депп в фильме Джармуша
я пытался отвлечься глядя на женщин
заходил в кафе и книжные магазины
но в сердце у меня сидел шип
и когда я пришел на Эспланаду
он все еще там сидел
длинный и острый как вязальная спица
я сел за столик взял пиво
и принялся смотреть по сторонам
на Reval Hotel Ridzene где я был
всего лишь однажды на каком-то мероприятии
на библиотеку университета там я бывал чаще
на памятник Райнису меланхолический
как все местные памятники
на фонтан который часто менял режим
струи то поднимались то опадали
иногда почти исчезали
я вспомнил тютчевский водомет
и подумав на что похожа
центральная струя фонтана
в окружении более тонких решил
что она напоминает
извержение спермы из члена
какого-то подземного бога
и даже не бога а из какой-то трубы
я представил подземные коммуникации
сотни километров труб проводов
колодцев тоннелей заполненных
питьевыми и сточными водами
всяким дерьмом
включая дерьмо информации
и успокоился
боль ушла иглы как не бывало
у православного храма Рождества Христова
я сел в маршрутку
и всю дорогу слушал русскую попсу
спокойно слушал без напряга
я чувствовал себя живым
живее Крейслера
живее Баха

56° 6' СЕВЕРНОЙ ШИРОТЫ

через Ратушную площадь и Двор Конвента бросая мимоходом взгляды на витрины антикварных магазинов и магазинчиков книги янтарь резные украшения и вот уже улица Вагнера а ничего примечательного в голову не пришло

час который можно назвать дневным или вечерним рассеянный свет отсутствие тени безуспешные попытки зацепить себя изнутри и вытащить словно глубоководную рыбу все крючки без наживки удача покинула рыболова

обескураженный он спешит к искусственному водоему заселенному животными разных родов и размеров их можно трогать руками заглядывать им в глаза расправлять плавники они божественно неподвижны и молчаливы как бог

ничто не шевелится в глубине воздух вода превратились в кварц или сурик ты можешь развлечься за чашкой эспрессо вспоминая названия минералов но ничто не заставит их говорить или слушать

рождественские мелодии запах горячего кофе и шоколада свечи на прилавке медлительный день Танги его же сумрачный сад сорок четвертый год Матты дети испугавшиеся маленького соловья

а вот и Гарри в правой руке метла в левой рыжеватые «Дары смерти» он стоит прислонившись спиной к высокому фикусу он здесь вместо Санты вместо волхвов с их дарами после короткой паузы «зеленые рукава» сменяются «джингл беллз»

«обращаясь то к низовым пластам языка персонажам и образам дна то к вершинам мировой культуры автор создает убедительную модель мышления и чувствования постсоветского подпольного интеллигента»

удача откровение милость как всегда неожиданно и требуется некоторое время чтобы проникнуть в смысл фразы обдумать каждое слово и проследить тайные значения но когда это сделано

все оживает колышутся листья раскрываются рты и на поверхности и в глубине там и тут рождаются вихри водовороты очнувшийся Гарри Поттер снимает и протирает свои очки

благая весть в год две тысячи седьмой от РХ еще можно мыслить чувствовать говорить что-то убедительное быть подпольным постсоветским интеллигентом а это конечно лучше чем остаться без определения

это замечательно прокладывать штольни взбираться на кручи почему бы и мне не попробовать вот они мои инструменты мое снаряжение знание жизни и эрудиция

но стоит перелистнуть страницу и все умирает все становится еще мертвее чем было звезды гаснут глаза Гарри тускнеют его метла становится легкой и плоской словно кусок картона скрипачка у входа делает перерыв

постсоветский подпольный интеллигент прост как недовольство погодой песенка «Новой волны» или использованный талон на поездку в трамвае

я выхожу на улицу в начале декабря темнеет рано Рига на широте Ольборга и Данди севернее одни только скандинавы как им живется среди снегов

а там в глубине похоже воцарилась вечная ночь

ВСЕ ПРЕЗИДЕНТЫ РАЗОМ

слушая звезду
мировой оперной сцены
чудесное сопрано
в замечательной арии
из оперы Чилеа
посматривая изредка
на президента республики
в его президентской ложе
и на двух бывших президентов
в первом ряду бельэтажа
отмечаешь неслаженную игру
оркестра дефекты акустики
неудобство спинки кресла
шум вентиляции
затрудненное дыхание соседа
беспокойное шевеление соседки
и гадаешь какие матчи
показывает сегодня вечером
Eurosport из Ньюпорта
а в перерыве
проходя с бокалом шампанского
по залу между столиками
за которыми молча сидят
президентские пары
думаешь
«еще можно успеть
к концу вечерней трансляции»
но уйти не удается
тебя останавливает знакомый
с которым ты не виделся
бог знает сколько дней
вы долго обсуждаете
солистов оркестр
программу концерта
и выпив по дороге еще бокал
ты возвращаешься
на свое место
вино согревает сердце
кружит голову
и когда скрипач
театральным жестом
отрывает смычок от скрипки
ты с жаром аплодируешь
думая «славный концерт
игристое тоже недурно
завтра у меня свободный день
и я все равно увижу
что-нибудь интересное
из Welsh Open
сяду с «туборгом»
перед ящиком
проставлю Beach Boys
может в этот раз повезет
и покажут матч
с участием
Хиггинса или Салливана»

ВОСПОМИНАНИЕ О ПОЕЗДКАХ В ТРАМВАЕ

на улицах горел лишь каждый второй фонарь
бензин масло крупы сахар стиральный порошок сигареты продавались по талонам
в автобусах и трамваях на полу и сиденьях лежала серая пыль
в морозы салон изнутри покрывался инеем
работники получали зарплату произведенным товаром
ткачи рубашками чулочники чулками электрики лампочками металлисты гвоздями гробовщики гробами
в то время я работал учителем
каждое утро я брел по темному и грязному переулку садился в трамвай и трамвай вез меня сначала вдоль берега потом через мост потом снова вдоль берега но уже в обратном направлении
поездка была долгой
какое-то время трамвай громыхал по центру города а остальную часть пути по заводским районам
глухие стены грязные окна трубопроводы трубы железный хлам
понятно почему трамвайно-троллейбусное управление ставило на этот маршрут самые старые изношенные вагоны
в салоне обычно горело всего несколько ламп
сиденья были погнуты покорежены многие с порванной обивкой некоторые вообще без нее
двери не закрывались под ногами что-то гремело и лязгало
штанга трамвая то и дело падала
трамвай останавливался
водитель не меняя застывшего выражения лица открывал дверь натягивал рукавицы выходил пристраивал штангу возвращался
и трамвай полз дальше летом в клубах пыли зимой весь в инее среди сугробов
потом я узнал что примерно в это же время Карло Куинтерио снял фильм «Поездка в Ад» с Хью Грантом и Тани Уэлш в главных ролях
я посмотрел его позднее когда у меня появился Athlon XP с DVD-RW от Еpson direct
город в то время освещался уже как положено салоны автобусов трамваев отапливались талоны исчезли а школа где я когда-то работал закрылась из-за недостатка учеников

НА ПЛОЩАДИ ЛИВОВ

теплый майский день
редкость для Риги
о чем вряд ли знают
туристы пьющие пиво
под тентом «Алдариса»
на площади Ливов
но знает старушка
в латышском народном
костюме танцующая
там где начинается
улица Вагнера

она поворачивается
вправо и влево
кружится
с приятной улыбкой
ветер треплет
ее легкий платок
из красного
однокассетника
несется веселая
музыка

я бросаю ей
никелевую монетку
в пятьдесят сантимов
и думаю «черт возьми
нужно почаще
упражняться на скрипке»

ОПРОС НА УЛИЦЕ

я шел по улице
теплым осенним днем
и слушал передачу Бориса Гребенщикова
про «битлов» которую я недавно
закачал в свою флэшку
она мне нравилась
нравился голос БГ
нравились песни которые
он включил в передачу
красивые песни ранних «жуков»
про любовь love love love
и вдруг
меня останавливает паренек с микрофоном
и тут же подходит другой
с кинокамерой
и первый говорит по-латышски
«Labdien Добрый день
Латвийское телевидение проводит опрос
как вы относитесь к отмене запрета
на смертную казнь
если хотите можете отвечать по-русски»
и второй направляет камеру мне прямо
в лицо
бог ты мой не хватает только софитов
мимо шли люди и некоторые
задержались чтобы посмотреть
послушать и узнать мое мнение об отмене
запрета на смертную казнь
и я растерянно произнес отвернувшись
от камеры
«мужики я про это не думал просто не
знаю что вам сказать извините»
«ничего» сказал мне тот с микрофоном
«всего доброго»
и они пошли дальше и вскоре остановили
девчонку лет двадцати в черных
колготках и светло-серых бриджах
и она охотно им рассказала
что она думает по поводу отмены
запрета на смертную казнь
и о предложении кастрировать педофилов


Рецензии