маленькая статья для большого психоделического экс
наша задача-выбрать из них психоделические
Для проведения исследования в первую очередь следует определиться с его предметом, а именно – с понятием психоделии и особенностью её проявления в искусстве, в поэзии в частности. В википедии предложено следующее определение:
«Психоделия (от греч. ;;;; — душа, ;;;;; — ясный) — термин, в общем случае обозначающий круг явлений, связанных с «изменением» и «расширением» сознания.»
В этом определении мы сталкиваемся с такими понятиями как сознание – то, что подлежит воздействию, и расширение(изменение). Таким образом, мы приходим к вопросу, а каково сознание до расширения, и что же происходит с этим самым сознанием в процессе расширения?
Если обратиться к той же википедии, мы получим:
«Сознание есть способность сознавать — отдавать себе отчёт о своём состоянии, действиях и месте в мире»
Кроме того, прибегнем к помощи википедии и в перечислении основных моментов проявления психоделии в культуре:
«Большинство артистов так или иначе затрагивают в своём творчестве образы, заимствованные в религиозных традициях Азии (буддизма, индуизма, кришнаизма), которые по современным представлениям тоже можно классифицировать как психоделичные.
К психоделической литературе, во-первых, можно отнести научные и околонаучные книги об исследованиях психоделиков, а также некоторые работы, затрагивающие тему психических расстройств, в первую очередь шизофрении (например, теории Станислава Грофа, Карлоса Кастанеды). Во-вторых, так можно охарактеризовать философские (визионерские) и художественные литературные интерпретации психоделических опытов. Из зарубежных авторов можно назвать тех же Лири, Хаксли и Кена Кизи, из русскоязычных — Виктора Пелевина, Дмитрия Гайдука (можно указать также на психоделические мотивы у литераторов «Серебряного века», у братьев Стругацких и других фантастов и т. п.).»
Поскольку подробное исследование сознания выходит за рамки исследования, определим как сознательное «обычное», механистическое понимание мира.
Выделим основные темы, имеющие отношение к психоделии. Они связаны с:
- (восточными) религиозными традициями
- образы, вызываемые употреблением психоделиков
- образы, возникающие в следствии психических расстройств
Естественно, речь должна идти о художественных интерпретациях данных образов.
Итак, нам предложена подборка текстов, некоторые из которых претендуют на звание психоделических, какие именно и предстоит узнать
Первое стихотворение я бы отнесла к эдаковой романтической лирике: квартирка в сердце, вдохновенье, припорошено глянцем. В общем НЕТ. Почему? Да потому что существует литературная традиция в романтической лирике употребления подобных образов, а значит восприятие связано с обычным для культуры пониманием, существующим явлением. Впрочем, если бы речь шла об истоках таковой традиции, можно было бы и поспорить с такой классификацией.
Второе стихотворение предлагает читателю приобщиться к созерцанию горящей свечи, используется метафора. НЕТ, свеча горела – погасла – обычное для сознания явление, не так ли?
Третье стихотворение, мне кажется, действительно напоминает лёгкое шизофреническое расстройство с видением розы в банке крови, художественно обрисованные мотивы жизни-смерти и их тесное переплетение, столь большое занимающие место в религиозных традициях. ДА, пусть будет психоделия
В четвёртом стихе центральным действием явилось обращение к памяти- естественной функции сознания, опять используются метафоры, это НЕТ, не психоделия ибо воспоминание не есть расширение сознания
В пятом судя по всему авторская интерпретация какого-то мифа, пройдёшь ад-себя осознаешь душой, в общем, ДА, психодель, ибо подходит под указанную в преамбуле классификацию
Мотив перерождения в дерево – ДА, психоделия. Кстати, хочу заметить, что многоточия в избытке не являются признаками психоделии. Странное совпадение, не так ли? Это что касается шестого стиха
Под номером семь странная душедробилка (в двух первых строках- и жизнь и смерть и судьба???- это уж слишком) сомнительной художественной ценности, НЕТ, ибо не отвечает критерию художественности
Восьмой стих кажется, это направление именуется символизм, запамятовала, НЕТ, потому что ээээ… нет многоточий? Шутка. Конечно, потому что вполне соответствует обыденному сознанию: говорим одно- подразумеваем другое.
То же можно сказать и про девятый стих, НЕТ, просто остроумный стишок
Десятый – воспоминания о любви, опять метафоры, НЕТ,не выходит за рамки обыденного сознания
11. НЕТ, лирический стих, описывающий наступающий вечер с использованием ёмких метафор
12 мерный шум волн наводит на глубокие философские размышление вполне в рамках сознания. Опять НЕТ
13 ну пусть будет ДА, психоделия, потому что отличный сюжет для галлюцинации. Хотя я не видела, какие они, эти галлюцинации, чесслово
14 НЕТ, подростковые комплексы: кем быть серым воробушком или прекрасным лебедем? Вполне такое обыденное сознание
15 думаю, автор старался написать психоделию, потому пишу ДА- трансцендентная такая тематика переживания клинической смерти
16 НЕТ, бытовая лирика, сознание в норме
17 не поняла
18 НЕТ
19 НЕТ, хотя всё мб
20 ДА, скорее попытка
21 ДА, но…
22 ДА, но всё равно непонятно
23 ДА, вроде
Последние уже по аналогии, чтоб не повторяться не комментила
end
в статье использованы материалы Википедии
Свидетельство о публикации №108111801343