Дакар

ДАКАР.

Благословенной памяти
Израильских моряков.

Над водой опустился туман,
Да на дно прилегла субмарина.
Растворился во мгле талисман,
И вскипела крутая пучина.
Бортовые погасли огни,
Перископ вмиг от взрыва сломался,
Против грозной стихии одни,
Вот и связи сеанс оборвался…

Тенью черной покрылся «Дакар»,
Рядом риф, пиком острым маячит,
По экрану блуждает радар…
А морячка у берега плачет.
Безысходность всех сводит с ума,
Ведь боролись матросы упрямо…
Как пугает всегда глубина,
А над рейдом колышется знамя.

Все вокруг и ворчит и штормит,
Мы беду ощущаем сердцами,
Где-то рядом таинственный Крит,
И взлетают цветы над волнами.
Затерялась в пучине подлодка,
И не слышно ее позывных…
Новостей неприятная сводка…
Светла память друзей боевых.

Был последний спасительный SOS…
Жаль, надежда погасла как пламя,
Вот и в бронзовой робе матрос,
Здесь на пирсе встречается с нами.
Оружейный салют прозвучал,
Кружат белые чайки над морем,
Вот и Хайфы бетонный причал,
Корабли он встречает и зори.

27 июня 1999 года.
Автор Геннадий Сивак.



Гибель «Дакара»
9 января 1968 года «Дакар» без вооружения, с 69 членами экипажа на борту, вышел из Портсмута в Хайфу. 15 января была дозаправка в Гибралтаре. Торжественная встреча «Дакара» была назначена на 29 января 1968 года. В мероприятии должен был принимать участие премьер-министр Израиля Леви Эшкол.

В 10:00 утра 24 января «Дакар» проследовал мимо острова Крит, о чём командир лодки Яков Ранаан сообщил на базу в Хайфу, указав точные координаты нахождения лодки на тот момент. 25 января в 00:02 Ранаан сообщил, что он следует с опережением графика и может прийти в Хайфу на сутки раньше. Переносить торжества не было необходимости, поэтому на «Дакар» передали приказ прибыть в порт точно в установленный срок. Через 6 часов должен был состояться следующий сеанс связи, но «Дакар» на него уже не вышел.

Поиски пропавшей лодки продолжались больше двух месяцев — официально об их прекращении было заявлено 6 марта 1968 года. В Израиле был объявлен траур по погибшим морякам.

Однако спустя год рыбак из израильского посёлка Хан-Юнес обнаружил на берегу аварийный буй с «Дакара». Буй был послан на экспертизу в Англию, где на его поверхности были обнаружены морские организмы, характерные для определённого района в северной части Средиземного моря. Кроме того, установили, что буй всплыл с глубины 300 метров, из чего сделали вывод, что лодка должна лежать недалеко от побережья.

Поиски были возновлены, однако опять не принесли результатов.


Обнаружение «Дакара»
 
Аварийный буй с погибшей лодки.
Рубка «Дакара» в Военно-морском музее, ХайфаИзраиль искал «Дакар» с помощью различных международных организаций долгие 30 лет. Было снаряжено 25 поисковых экспедиций, не достигших результата. Израильскими ВМС был обещан приз в $300 000 тому, кто предоставит информацию о возможном местонахождении «Дакара». Когда все предпринятые меры результата не принесли, было решено обратиться к услугам частной поисковой фирмы.

Ей оказалась «Неотикус» — небольшая американская фирма обладающая современным оборудованием и огромным опытом ведения подобных работ. На её счёту обнаружение «Титаника», а также множества кораблей, затонувших во время Второй мировой войны. Между «Неотикус» и ВМС Израиля был подписан контракт стоимостью в полтора миллиона долларов и было решено вести поиски по маршруту следования «Дакара». Работы начались в середине апреля 1999 года и за несколько недель был просканирован участок размером 150 на 10 километров. Утром 29 мая 1999 года между Критом и Кипром на глубине 3 000 метров был обнаружен подозрительный предмет. Глубоководный робот был спущен на морское дно и передал первые снимки находки — ей оказалась затонувшая подводная лодка. При более детальном изучении снимков, а также при повторном использовании глубоководного робота израильские специалисты пришли к выводу, что это «Дакар».

В дальнейшем на поверхность удалось поднять фрагмент рубки погибшей лодки — теперь он экспонируется в Музее Военно-морского флота Израиля в Хайфе.


Версии гибели «Дакара»
Атака сил ПЛО ВМФ СССР
Ещё во время первых поисков было предположено, что «Дакар» погиб в результате атаки советских противолодочных кораблей — как раз в январе 1968 года в восточной части Средиземного моря проходили совместные учения 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР и соединения кораблей египетских ВМС. Однако в результате исследования корпуса лодки данная версия была окончательно опровергнута.

Столкновение с морской миной
На том же основании была отвергнута версия о столкновении лодки с морской миной времён Второй мировой войны.

Наиболее вероятными версиями на текущий момент являются версии о гибели лодки в результате технической неисправности (лодка находилась в строю 25 лет), либо из-за ошибки экипажа.
Каждый год 25 января происходит траурная церемония с участием моряков-подводников и членов семей экипажа.


Рецензии
Геннадий, спасибо за память и за то, что познакомили нас с трагической страницей жизни моряков-подводников.

Вера Кухарук   17.03.2013 12:21     Заявить о нарушении
Благодарю Вас!

Геннадий Сивак   17.03.2013 15:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.