Евангелие от Матфея. Глава 14
--------------------------------
В то время уж про Иисуса
Четвертовластник Ирод* слышал.
Сказал он служащим при нем:
«Так это – Иоанн Креститель,
Воскрес из мертвых он, наверно,
Вот и творит он чудеса».
А было вот что перед этим:
Креститель Ироду сказал:
«Не должен ты Иродиаду,
Ту, кто была женой Филиппу,
Родному брату твоему,
Иметь – поскольку это грех».
За то Крестителя связал,
Его в темницу посадил,
Убить хотел, но побоялся
Царь Ирод своего народа:
Ведь почитали за пророка
Крестителя уже тогда.
И праздник был на дне рожденья
У Ирода. И дочь плясала
Иродиады, угодив
Своим искусством и царю.
Да так, что с клятвой обещал
Он дать, чего она попросит.
Она ж тогда по наущенью
От матери Иродиады
Сказала: «Дай тогда на блюде
Главу Крестители сейчас».
И опечалился тут царь,
Но ради клятвы, повелел он
Отсечь Крестителю главу.
Главу на блюде принесли,
Девице дали, а она
То блюдо матери снесла.
Ученики же Иоанна
Пришли и тело его взяли,
И погребли его достойно,
И возвестили Иисусу.
Услышав это, Иисус
Уплыл на лодке одиноко.
Народ за ним пошел пешком.
Когда Иисус из лодки вышел,
Увидел множество людей.
Он сжалился тогда над ними
И всех больных там исцелил.
А вечером ученики
Сказали: «Так как очень поздно
И так как здесь одна пустыня,
То отпусти народ в селенье,
Чтоб пищу там купить могли».
Иисус сказал им: «Нет, не нужно.
Вы дайте людям здесь поесть».
Они ж сказали: «Мы имеем
Лишь только пять хлебов на всех,
И две лишь только рыбы здесь».
Иисус сказал: «Так принесите
Мне эту рыбу и хлеба».
И он тогда велел народу
Возлечь спокойно на траву.
Он взял хлеба и взял две рыбы,
На небо Иисус воззрел,
Благословил и преломил
И дал ученикам своим,
А те ученики – народу.
И ели все, и сыты стали,
А из оставшихся кусков –
Двенадцать полных коробов
Набрали. А числом их было –
Пять тысяч человек, к тому же –
И женщины с детьми поели.
И тотчас понудил Иисус
Учеников войти на лодку
И на другую сторону
Уплыть вперед его. Народ
Он отпустил. Взошел на гору,
Молиться стал наедине.
А лодку посредине моря
Швыряло волнами большими:
Был очень сильный встречный ветер.
В четвертую же стражу ночи
Пошел к ним Иисус по морю.
Встревожились ученики
И говорили: «Это призрак».
От страха все они вскричали.
Иисус, заговорив, сказал:
«Ободритесь вы и не бойтесь –
Ведь это Я иду, Иисус».
И Петр сказал Ему в ответ:
«Коль Ты, Господь, вели и мне
Прийти водою точно так же!»
Сказал Христос тогда: «Иди».
Тогда из лодки выйдя, Петр
Пошел водою к Иисусу.
Но сильный ветер испугал
Петра и начал он тонуть,
И закричал: «Господь, спаси!».
Иисус, к Петру простерши руку,
Вмиг поддержал и говорит:
«Ты усумнился, маловерный!
Зачем, зачем ты усумнился?».
Вошли когда же в лодку оба,
То ветер в этот миг утих.
И подошли к ним те, кто в лодке,
И поклонилися Ему,
Сказали: «Истинно, сын Божий!»
И, переправившись, прибыли
В края Геннисаретские.
И жители из этих мест,
Его узнали и послали
Во всю окрестность эту весть.
И принесли к нему больных,
И те просили прикоснуться
К одежды краю у Него,
И, прикасаясь, исцелялись.
---------------------------------
*) Четвертовластник Ирод - это не ЦАРЬ, а тетрарх (владеющий четвертью страны) Ирод Антипа (сын царя Ирода Первого Великого), который правил Галилеей от 4 г. до н. э. до 39 г. н. э.
...В то же время в Евангелии от Матфея сказано: "Иисус родился... во дни ЦАРЯ Ирода" (Мтф 2:1).
...Время правления тщеславного, жестокого и деспотичного царя Иудеи Ирода Великого нам известно – (37 г. до н. э. – 4 г. до н. э.). Версия Матфея не проходит. Если ее придерживаться, то рождение Иисуса следует отодвинуть, как минимум, на 2- 3 года назад, к 7-му году до н. э. (в этот промежуток времени входит бегство в Египет, избиение младенцев, ожидание смерти царя Ирода, возвращение семьи в Hазарет). В таком случае, к 30-ому году н.э. Иисусу будет около сорока, а не около тридцати лет.
...Возможно, сын Марии родился все-таки во время другого Ирода – Антипы (4 г. до н. э. – 39 г. н. э.), четвертовластника, правителя Галилеи??? Тетрарх (четвертовластник) – властитель четвертой части страны. Обычно этот титул могущественный Рим присваивал подвластным князькам, управлявшим своими уделами и областями.
...То, что царя (Ирода Великого) и четвертовластника (Ирода Антипу) евангелисты обычно смешивали – хорошо известный факт.
...Так Марк в трагической сцене с усечением головы пророка неожиданно наделяет мужа Иродиады верховной властью в стране:
"ЦАРЬ Ирод... говорил: "Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых"...
«ЦАРЬ сказал девице: "Проси у меня чего хочешь... даже до половины моего царства"...
«ЦАРЬ опечалился...»
«ЦАРЬ повелел принести его голову" (6:14- 28).
...Матфей, казалось, не делает этой ошибки, он знает, что речь здесь идет именно об Ироде Антипе, сыне Ирода Великого:
"В то время Ирод четвертовластник... сказал служащим при нем: "Это – Иоанн Креститель, он воскрес из мертвых" (14:1- 2).
...Hо в заключительной строке своего рассказа Матфей вдруг оговаривается подобно Марку: "И опечалился ЦАРЬ... и послал отсечь Иоанну голову в темнице" (14:9- 10).
Значит, еще в устном арамейском (еврейском) предании, которое использовали в своей работе Марк и Матфей, по каким-то причинам четвертовластник Ирод наделялся атрибутами иудейского ЦАРЯ.
...Отсюда можно предположить, что и в других случаях при появлении в евангельских рассказах "ЦАРЯ Ирода" речь идет о СЫНЕ, а не об отце, с которым он отождествляется.
У Луки Ирод Антипа также назван среди участников суда (23:6- 11): Пилат, узнав, что Иисус – галилеянин, т. е. родом из Галилеи, отправил его к тетрарху, как одного из подданных мужа Иродиады. И в этом Евангелии сын Ирода Великого вновь назван верховным правителем Иудеи, – в чем же тут дело?
...Странную метаморфозу и замену одного исторического лица другим не объяснишь рассеяностью или невежеством кого-либо из евангелистов. Во всех этих случаях просматривается определенная закономерность: фигура "Царя" (Ирода Антипы) появляется всякий раз в ключевые моменты жизненной биографии Иисуса: крещение на Иордане, гибель Предтечи, суд и распятие. Иными словами, евангельский "царь Ирод" датирует весь жизненный путь Иисуса от рождения (крещения) до смерти.
...Можно предположить, что и верхнюю границу хронологии Христа – вифлеемское рождение у Матфея, первоначально фиксировал все тот же правитель из Галилеи – Ирод Антипа.
В подтверждение процитируем высказывание знаменитого Цельса – автора "Правдивого слова" –самого известного из критиков ранней церкви (II век). Hезаурядный философ, писатель и публицист, он был большим знатоком античной и христианской литературы.
...Так, обличая иудейские пророчества о появлении сына Божьего, Цельс называет убийцей вифлеемских детей не иудейского царя (Ирода Великого), как следовало ожидать, а четвертовластника Ирода Антипу, его сына:
..."Халдеи, побужденные его рождением, пришли, чтобы поклониться ему, еще младенцу, как Богу; что они об этом сообщили тетрарху – Ироду (!); последний послал перебить всех родившихся в одно время (с Иисусом), рассчитывая погубить и его вместе с ними, чтобы он, придя в надлежащий возраст, не стал царем".
...Заподозрить Цельса в плохом знании первой главы Евангелия Матфея и широко известной истории о вифлеемской звезде и царе Ироде – вещь безосновательная.
...Все это говорит о том, что у истоков евангельской традиции Иисусу из Hазарета противостоял не сильный и могущественный владыка страны – Ирод Великий, а маленький и незначительный управитель области – тетрарх (четвертовластник) Ирод Антипа, сын Ирода Великого.
...Появление в Евангелиях фольклорных сюжетов во многом обуславливается их сравнительно поздним созданием (по сравнению с другими книгами новозаветной литературы). Время их оформления относят к концу I века н. э., но не ранее окончания первого иудейского восстания (73 г. н.э.).
...Если авторов "благой вести" (т. е. Евангелий) отделяет от правления галилейского тетрарха одно поколение, то от царствования Ирода Великого – уже два. Отсюда различное изложение материала.
...Обстановка Иудеи 30-х годов н. э. рисуется евангелистами близко к подлинной. Упоминают они и круг лиц, действующих в тот период и исторически засвидетельствованных – Понтий Пилат, Иоанн Креститель, Иродиада, Каиафа, Ирод Антипа.
...А вот события столетней давности для них уже глубокая старина – время мифическое. Поэтому опираться в расчетах при составлении хронологии основателя христианства на фольклорного "убийцу младенцев" явно неоправданно.
...Это доказывает и сама история. Вскоре после смерти Ирода Великого в Рим прибыло посольство иудеев в составе 50-ти человек – представители всех слоев населения (4 г. до н. э.).
...Императору Августу были перечислены все беззакония и преступления, совершенные царем за время его правления в Иудее.
...Hо, что удивительно, никто даже не вспомнил о кровавом злодеянии в Вифлееме и его окрестностях над беззащитными младенцами, исполненном по приказу Ирода Великого???. Оно и понятно: драматический сюжет об избиении в одночасье всех новорожденных детей города – не исторический факт.
..."Феномен Ирода" в прошлом и настоящем (главный свидетель рождения Христа) определяется его ролью отрицательного героя – "злого царя". Ко времени письменной фиксации евангельских рассказов выражение "Царь Ирод" становится именем нарицательным, как обобщенно-собирательный и художественно-фольклорный образ жестокого и коварного правителя.
...Hесомненно одно: в евангельских сказаниях незначительный местный правитель – тетрарх (четвертовластник) Ирод Антипа, сын Ирода Великого (в правление которого, в подвластной ему Галилее родился Иисус) – наделяется званием великого царя и воплощает собой позднейших Антихриста, Сатану и "Князя мира сего", которых в смертельной борьбе должен низвергнуть Христос.
Данные сведения взяты из работы:
/"Когда родился Иисус Христос?" http://tzone.kulichki.com/anomal/civil/ad.html /
Свидетельство о публикации №108111704082