письмо без тени
но эта метафора противоречива потому что солнце не только светит но и греет а «человек света» не хочет лгать именно потому что не чувствует в себе жара и там где от него ожидают патетических жестов может быть даже слез остается спокойным неподвижным не желая изображать чувства которых он не испытывает
по каким-то неясным причинам скрытым и от него самого он не плачет на похоронах матери и не сожалеет о том что застрелил человека предпочитая смерть фальшивому раскаянию
в письме он отказывается от прописных букв и знаков препинания потому что ощущает заложенную в них патетичность идею принудительного порядка
точно так же он отказывается от многих слов похожих по его мнению на консервные банки с чувствами
он следит за своей интонацией стараясь чтобы она походила на чистое небо а чтобы исключить эффект гладкости который тоже по-своему патетичен а значит фальшив он ломает строки и располагает обломки различной длины в виде ленты
затрудняя этим движение глаз читателя вот так он добивается того что из его слов уходят тень и ложь
вот так он создает фразы похожие на молчаливую воду море или озеро
и если ему это удается то лишь потому что в нем самом давно уже установился полный штиль
______________________________
1. «Для меня Мерсо – ...человек, нищий и гордый, поклонник солнца, уничтожающего любую тень». – А. Камю. Предисловие к американскому изданию «Постороннего».
2. «Новое нейтральное письмо располагается посреди этих эмоциональных выкриков и суждений, но сохраняет от них полную независимость; его суть состоит как раз в их отсутствии; и это отсутствие абсолютно, оно не предполагает никакого убежища, никакой тайны... Этот прозрачный язык, впервые использованный Камю в «Постороннем», создает стиль, основанный на идее отсутствия, которое оборачивается едва ли не полным отсутствием самого стиля». – Р. Барт. «Нулевая степень письма».
Свидетельство о публикации №108111704018