16. 11. 08. Глава 3. Мой 1 урок физики
… Сентябрь, 1963 г., Семипалатинск (Каз. ССР).
Трудно сказать, я просто волновался или волнение захлестнуло всего меня, но то, что я не был спокоен, можно было сказать однозначно. Сейчас мне предстояло идти на урок физики в 6 класс с хорошей буквой Г. В средней школе №6, которая находилась в четырёхэтажном здании в центре города, рядом с краеведческим музеем ( занявшим здание бывшего губернатора, в котором в 1855г на балу танцевал солдат Фёдор Михайлович Достоевский), так вот, в этой школе было около тысячи учащихся. Девятых классов было семь, а вот шестых только четыре, а как заведено было ещё во времена Архимеда, лучшие ученики обычно комплектовались в классы «а»,»б» и т.д. Не трудно представить, какие ученики были в классе «Г».Некоторые учителя постарались меня успокоить или настроить на конструктивный лад, чтобы я, направленный сюда по линии ОблОНО, не сбежал после первых уроков, как это сделали два предыдущих преподавателя физики, не выдержав шумно-ватаговой дисциплины в этом классе.
-Постарайся, Ваня, не зациклиться на каком –нибудь ученике. Там есть два ученика, Саня Варшанин и Витя Белов, им по 16 лет, они уже по два года сидят в этом классе, оба из неблагополучных семей, родители никакого влияния на них уже не оказывают, так что помощи нам ждать неоткуда, а закон о всеобуче надо выполнять. Постарайся как-то не сорваться и поставить себя именно учителем в этом классе,- так напутствовал меня шестидесятилетний учитель математики Карл Эдуардович Вагнер, отличник Просвещения, подготовивший многих победителей городских олимпиад. Он в скором времени собирался уходить на пенсию, тем более, что пенсия будет составлять 120 рублей, что в общем-то немного меньше той зарплаты, которую он сейчас получал. Учась ранее в педагогическом институте имени Н.К.Крупской на физмате, я приходил к девушке, которая жила на одной лестничной площадке с Вагнерами, я здоровался с ними- и с Карлом Эдуардовичем и с его женой Валентиной Фёдоровной, которая была директором какой- то школы на окраине города, так что Карл Эдуардович уже давно называл меня Ваня.
Прозвенел звонок, я взял журнал и направился в 6 класс «Г». В голове крутились совсем некстати какие-то мысли: «Много слов начинаются на букву «Г»: глобус, голова, горилла, галош и … Неужели меня именно это и ожидает сейчас?»
Открываю дверь. Ученики встали. «Здравствуйте, садитесь! Будем теперь знакомиться, меня зовут Иван Александрович, а с вами мы познакомимся по мере изучения нашего нового предмета – физики. Запишите тему урока «Физика – наука о природе». Дежурные – молодцы, рапортичку вижу на столе».
…Урок вроде начался нормально, но уже с задних парт слышались негромкие выкрики:
- А мы как будем знакомиться, по ручке или по карандашу? Чувствую, что класс очень «продвинутый» и с ним действительно нужно держать руку постоянно на пульсе, ни на секунду не расслабляясь.
- Будем знакомиться и по ручке, и по карандашу, и по портфелю, и по фотомордочке, и по многим предметам, которые мы теперь будем называть физическими телами. Например, медь, сталь стекло – это вещества, из которых состоят физические тела: линейка, гайка, графин и другие тела. Кто мне приведёт пример трёх тел, выполненных из одного и того же вещества, например, из стекла?
Почти мгновенно взлетает рука Вити Белова. Остальные ещё обдумывают ответ на мой вопрос.
- Ну, хорошо, пожалуйста, говори, Витя Белов.
- Из стекла сделаны стакан, рюмка, стопка. А как Вы узнали моё имя?
- Да, молодец, правильно. Вероятно ,подсказка у тебя находится на кухне в твоём доме, где со стола не убираются эти так необходимые для взрослых три физических тела. Похвально, но немножко тревожно за твой домашний уют. Физического тела «стопка» нет.Так говорят большие дяди на кухне. Запишем следующее предложение: «Физическим явлением называется..», я повернулся и стал это записывать на доске. Вдруг слышу какой – то странный скрип или даже некоторое повизгивание., как будто напильником работают по металлу ( помню, в мастерской пединститута на занятиях по слесарному делу в период учёбы такой звук часто был слышен, на что преподаватель всегда говорил: «Ну, кто там неправильно в тисах закрепил деталь и пытается нас порадовать кошачьим визгом?». Поворачиваюсь к классу лицом и вижу на последней парте, рядом с Витей Беловым , конечно, это Саня Варшанин, напильником обрабатывает какое – то кольцо. На меня и на все мои записи на доске он уже не обращает никого внимания, период первого знакомства закончился и ему уже стало скучно; так как учиться он не хотел уже года два, то занимался в учебное время полезным для себя делом. Так, на предыдущем уроке слесарного дела в мастерской , пока другие нормальные ученики выполняли те операции по опиливанию деталей, которые задал учитель, Саня из медного пятака начал выпиливать себе кольцо, но на уроке не успел, прихватил с собой напильник. Чтобы в свободное время закончить эту работу. И вот такое время наступило.
- Убери, пожалуйста, всё лишнее,- обращаюсь я к нему. Но Саня, как будто меня не слышит и продолжает увлечённо пилить. Я направляюсь от доски к нему, совершенно забывая предупреждение Карла Эдуардовича, который говорил, если я поддамся своим эмоциям и начну говорить с Саней или Витей, можно считать , что урок пропал, так как весь урок придётся только с ними и разговаривать , а все учащиеся будут только наблюдать за этим интересным сюжетом на сцене. Нет, я не мог позволить такого открытого хамства и поэтому бросился в омут разворачивающихся событий.
Я шёл к Сане, а он продолжал скрипеть напильником. И лишь тогда, когда осталось каких –то полтора метра до него, он быстро спрятал кольцо и напильник во внутренний нагрудный карман, скрестил обе руки в ладошках, вращая большие пальцы друг около друга и направив взор куда- то в сторону от меня. Я подошёл и говорю ему: «Дай-ка сюда этот напильник». Совершенно не обращая на меня никакого внимания и на моё требование, Саня поворачивается к Вите Белову и задаёт ему вопрос: «Витя, это он говорит мне?». Говорят, есть выражение, если человек очень сердится, то в его жилах закипает кровь. Не знаю, по-моему в моих жилах кровь забурлила. Я из последних сил сдерживал себя , чтобы не выбросить этого нахала из класса вместе с партой. А в это время, когда я немного наклонился с протянутой рукой, в которую мне должен был отдать Саня напильник, Витя непроизвольно глянул на мой значок, который оказался у Витя прямо под носом, и в ужасе стал шептать своему другу: «Саня, у него
Свидетельство о публикации №108111602729