Блиц-марафон экспромтов 82. Этап-4. 16 30-18 00
Время проведения - 9 ноября 2008.
Размещение экспромтов с 16:30 по 17:30.
Размещение шорт-листов с 17:30 по 18:00.
Ведёт этап Нателла Климанова.
Устали? То ли еще будет!
Нателла посмотрела на нашу игру и без сожаления подкинула две такие одинокие фигуры, сидящие у спокойного моря, которое ещё волнуется:
ТЕМА: Поэт и Муза
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
".. если блекнет Муза – блекнет и поэт".
(Роберт Грейвс "Белая Богиня")
В русской поэзии уже не первое столетие традиционна тема "Поэт и Муза".
Чем она так привлекает русских поэтов?
Израильский поэт Ян Коганов так в прозе описывает музу:
Поэт ждал Музу. Муза не шла. Поэт нервничал, бросался к столу, судорожно рифмовал "блаженства окись" с "дневником на подпись", злился, рвал написанное в клочья, склеивал разорванное, шел на кухню, жарил себе яичницу с колбасой и съедал, запивая кефиром. Музы всё не было. Поэт готовил уроки, бежал к репетиторам, возвращался, снимал с полки томик, бормотал "как знать, быть может, те мгновенья, что я провел у ног твоих, я отнимал у вдохновенья, а чем ты заменила их?" и застывал в блаженном ступоре...
Муза не приходила. Поэт чесал в затылке, бросался к столу, рифмовал "фаэтон" с "протоном", но дальше дело не шло, и он злился. Штудировал, шипя на фамилии, Лотмана и Эткинда, мужал с бабами, защищал кандидатскую. На собственной свадьбе обратился к невесте и гостям со стихотворным тостом-экспромтом, написанным на салфетке, был неверно понят, с трудом избежал увечий. Бегал на кухню, жарил себе яичницу с помидорами, запивал ее ряженкой и ждал...
Муза запаздывала. Поэт овладел техникой стихосложения и научился отделять женскую рифму от мужской. Иногда ему приходили в голову строчки типа "на черном фоне серость сияет белизной", он бросался к столу, записывал, осатанело искал достойное продолжение, не находя, добивал стихи, чем придется, злился, плелся на кухню, жарил себе яичницу с луком и запивал ее молоком. Просиживал штаны на Ученом совете и родительских собраниях, в поисках ощущений изменял жене, Бог знает с кем, дома вытаскивал из шкафа потрепанную книгу, недоумевал над строчкой "а ты прекрасна без извилин" и невидяще глядел в темный угол комнаты...
А Муза где-то шлялась. Поэт наваял всё-таки сборник стихов, нашел спившегося приятеля-однокурсника и с его помощью издал книжку "Хомяк на плахе" в издательстве "Кеглино" одноименного райцентра. Книга вышла на серой бумаге, тиражом в пять тысяч никому не проданных экземпляров с теплым предисловием самого Евсея Кошолотова. Поэт читал из нее стихи внукам перед сном, бахвалился книгой перед коллегами по институту, но в глубине души оставался чем-то недоволен. Всё реже и реже он бросался к столу, записывая приходящие на ум метафоры, подолгу погружался в себя, бормотал "когда судьба по следу шла за нами, как сумасшедший, с бритвою в руке" и дрожал от ненависти. Шаркая шлепанцами, брел на кухню, жарил себе яичницу-болтунью с молоком и запивал ее водкой. А Муза...
И тут в дверь позвонили. Поэт открыл, и в темном подъезде ему явилась Муза в слабом собственном свечении. Стройная, зеленоглазая, она смотрела на поэта и улыбалась. "Извини, - сказала она, - я немного подзадержалась, но, ты же видишь, я все-таки пришла к тебе!" Поэт долго смотрел на Музу, не веря своим глазам, и, наконец, с трудом открыв пересохший от волнения рот, сказал ей: "Да пошла ты знаешь, куда!" Захлопнул дверь прямо перед ошалевшей от неожиданности Музой и громко, по-детски, заплакал.
А вот как поэты прошлого и настоящего творили и творят на тему:"Поэт и Муза":
Юрий Домбровский. Поэт и муза:
Взгляни - и мимо, около окна,
Стоит поэт твой - прост, многотелесен, {*}
С улыбкою он смотрит с полотна
В тот скорбный мир, где не хватает песен.
А рядом Муза - край ее плаща
Касается зеленого хвоща;
И море, недоступное для бури,
Несется здесь из тюбика лазури.
{* Картина "Поэт и Муза".}
" "Она красавица, а я урод -
Какой все это примет оборот?
Я крив и ряб. Я очень, очень болен.
Она легка, как золотая пыль..."
"Однажды, поднимаясь от залива,
На памятник наткнулся я красивый:
Средь горных сосен в узком их кругу
Стоял он, ангел отрешенный, белый,
И девушка в хитоне, паче мела,
Грустила на высоком берегу.
Ее лицо, бровей ее дугу,
Все для полета собранное тело
И эту невесомость без предела -
Власть мрамора и розы на снегу.
Воспоминанье общее об этом
Я сохранил доныне. Пьедестал
Тяжеловесным золотом блистал
И отдан был лирическим поэтам:
Некрасов, Майков, Тютчев, Пушкин, Блок,
Конечно, Надсон, Лермонтов, Плещеев...
Кто притащил строку, кто десять строк,
Невесту провожая в дом Кащеев."
"..одноглазая муза Бурлюка со сдвинутыми набок грудями
костлявая муза символиста с черепаховым мундштуком и кокаиновым
блеском в глазах
вертлявый муз Кузмина с напомаженным коком и в наглаженных белых брюках
прокуренная муза классика всех измучившая мемуарами
почёсывает пожелтелым ногтём мездру под крашеными волосами
коренастые музы деревенщиков целой бригадой
муза Пушкина в атласных туфельках и с задранным кружевным подолом
физкультурницы комсомольских поэтов: все вышли в советские дамы
спелая литинститутская муза из тех что не носят лифчиков под блузкой
и ходят с обгрызенными ногтями.."
...................................(Алексей Алехин )
"Если я расскажу, какие у тебя волосы,
Все язычники мира захотят окропить себя ими
Вместо вод Иордана, и, кто знает,
Не суждено ли мне обернуться твоими власами,
Чтобы стать новым Иоаном Крестителем
У начала новой религии,
Начинающейся с твоего имени."
..................(Владислав Ирхин)
Желаю удачи в раскрытии вечной темы "Поэт и Муза"!
Свидетельство о публикации №108110804227