Школа поэта
(1856-1916)
Перевод с украинского
(Оригинал см. в сборнике «Чим пісня жива?», изд-во «Дніпро», Киев, 1978)
Школа поэта
(по Ибсену)
Ты знаешь, брат, как учат
танцевать медведя?
Его ведут на железный лист,
а он того не ведает,
что под плитою той огонь
горит мало-помалу,
и скрипка наполняет дух
любовью к идеалу.
Медведь ревёт, видать, любовь
в сердце его уж тлеет,
но лапы бедные огонь
сильней всё снизу греет.
Медведь ревёт, а скрипка в тон,
но вот снизу пригрело,
на лапы задние встал он,
возводит своё тело.
Играет скрипка адский вальс,
Потапыч вверх головку
и то одну лапу, то другую
поднимает, ревёт без умолку.
Всё чаще, всё бойчей игра,
скрипка смеётся-плачет,
а плита всё горячей, и он всё быстрей,
всё громче ревёт и скачет.
Запомнит танец адский тот
бедняга вплоть до смерти,
и скрипки тон и жар плиты
слились неразлучно вместе.
Слились неразрывно навеки так,
что скрипку едва учует,
так сразу в лапах огонь запечёт,
и тут же он скачет-танцует.
Но не один ведь он так вот. Нет!
Многих судьба так водит,
и каждый из нас, и певец-поэт
такую же школу проходит.
Ведёт судьба-ирония
звоночками да скрипками
стать на плиту железную
неопытными лапками.
И вот разведен уж огонь,
на скрипке страсть играет,
и скачет бедный он, поёт,
от боли умирает.
Хоть не умрёт, то так в душе
сольются неразрывно
те впечатленья, страсть и боль,
что дивно, просто дивно!
И только лишь услышит он
любви слова святые,
то пробуждаются в душе
те муки роковые.
Горит под ним пол-железяка,
огонь коснулся стоп,
и возвышается бедняга
до стихотворных строф.
Судьба-ирония на скрипке
играет болью-буйством,
поёт, танцует и рыдает –
и это зовётся искусством…
Свидетельство о публикации №108110301761