Ночь над городом. Юнгер - одним файлом

ночь над городом – педагогическая вселенная – случай на Рейне

=====================================

НОЧЬ НАД ГОРОДОМ

голубая ночь над городом
над замком над пустошью
над тихо скользящими велосипедистами
и над рыбами чьи всплески доносятся из пруда

голубая ночь над Германией
и Европой
над половиной земного шара

тихо катят велосипедисты

тяжелые карпы плещутся во рву похожем
на залитую водой траншею

и две дамы на парковой скамейке
спокойно беседуют о судьбе

_____________________________
      «ЦЕЛЛЕ. 1 сентября 1939 года. – Окутанный матово-голубым мерцанием, замок возвышался, словно старый дворец в сказочном городе. Сквозь темноту, подобно невесомым танцорам, на велосипедах скользили люди. И время от времени из заполненного водой рва, окаймлявшего замковый парк, доносились всплески тяжелы карпов... Я миновал скамью, на которое сидели две пожилые дамы; одна из них сказала: «Тебе следует учесть, что при всем при том есть и судьба». – Э. Юнгер. «Сады и дороги».


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ

вселенная
не похожа на школьный глобус

и тот кто ее создал
не хотел нас ничему научить

но людям нравится думать
что космос устроен педагогически
и создан специально для них

им нравится думать
что где-то в его просторах
находится кабинет директора
а рядом учительская

даже маргиналы чувствуют себя
в этом мире учениками
за первой партой
школьниками
выпускного класса

и надеются что директор
вручая свидетельство
об окончании школы
отзовется о них
с похвалой

_______________________________________
       «Ночью я увидел во сне совершенно нелепое событие и услыхал, как чей-то голос произнес: “Зачем бы подобному вообще случаться, если оно не послужит поучительным уроком?” Это верно, когда даже космос в одной из своих перспектив устроен педагогически». – Э. Юнгер. «Сады и дороги». (Перевод последнего предложения сомнителен  – но оригинала нет...)


СЛУЧАЙ НА БЕРЕГУ РЕЙНА

не думай как написать об этом
просто напиши
как выйдет

представь что ты на линии огня
и пули впиваются в стволы деревьев
срезают ветви взметают пыль песок
из них одна перебивает кисть
погибшего которого ты должен
притащить в расположение роты
и ты припоминаешь Хема
и как он выносил солдата на себе
и что потом с ним стало
и вспомнив подгибаешь ногу
которая была вся на виду
удобная мишень для пулеметчика
засевшего в укрытии на берегу
а потом когда огонь стихает
подтягиваешь мертвого к себе

и позже в сумерках его приносят
в медчасть
где капитан медслужбы
осматривает раны
их немало
но причиной смерти
была одна
та что пропахала борозду в затылке

и как уже не раз в подобных
случаях
ты замечаешь что те кто помогает
при осмотре
находятся в каком-то странном
раздражении

ты чувствуешь его у всех
у тех кто
раздевал убитого и брал
на сохранение его вещи
и у тех кто
лишь смотрел на тело

и в голову тебе приходит что такое
раздражение бывает
в отношениях между заимодавцем
и должником

что-то глубинное
касающееся самой сути жизни

ну а теперь когда ты завершил рассказ и
сделал тонкое сравнение
вернись за стол
и объясни себе кто здесь должник
а кто заимодавец

для этого и начал ты
писать
по мере того как продвигался
твой рассказ
ты ближе подходил
к ответу
и сейчас уверен что кредитор
погибший
а те кто еще живы должники

но поначалу ты колебался
в выборе ответа
и думал не переставить ли
местами одолжившего
и тех кто взял

в такой перестановке
был свой резон
и лишь пересказав заметку
Юнгера
ты убедился
что поменять нельзя
местами должника и кредитора

а значит
этот стих ты написал
не без резона
и книгу ты читал не зря

удача
встретить автора
который
нас в тупик поставит и
вынудит
задуматься над чем-то

его благодарим мы искренне
от всей души
как одолживший благодарит
заимодавца

хотя и не без раздражения

___________________________________
        «Это что-то такое глубинное, в чем проявляются тайные обязательства между кредитором и должником». – Э. Юнгер. «Сады и дороги».


Рецензии