Палатинская капелла в Палермо. Сицилия

Палермо – город-порт в Южной Италии, на северном побережье острова Сицилия, расположенный на береговой равнине и окружённый невысокими горами, полукольцом обхватывает лагуну Конка-д’Оро.
Город был основан финикийцами.… В 1130 году Палермо становится резиденцией королей Сицилийского королевства. В старой части города находятся средневековые здания, сочетающие в себе черты романского стиля или готики с элементами арабской и византийской архитектуры.
Капелла – от позднелатинского “capella” – католическая часовня, небольшое отдельное сооружение или помещение в храме, в боковом нефе, в обходе хора, предназначенная для молитв одной семьи, хранения семейных реликвий и прочее.
Одним из главных видов искусства в Южной Италии (Сицилии) по праву считается архитектура. И в этой сицилийской архитектуре обнаруживаются такие явления как стремление сицилийских правителей к пышному великолепию зданий, а также, непреодолимое желание сравниться с Византией в великолепии убранства своих архитектурных сооружений, что получило несомненный отклик в художественном творчестве. Поэтому сицилийская живопись также занимала не последнее место в Южно-итальянской истории искусства.
В 12 веке был создан целый ряд мозаичных циклов. Один из них – памятник сицилийского искусства – Палатинской капеллы, мозаичный цикл которой создавался в два этапа.
В 1129-1143 годах король Рожер Второй строит в Палермо дворцовую Палатинскую капеллу. Это сооружение имеет много общего с архитектурными памятниками Византии. Небольшая, интимного характера, капелла была рассчитана на узкий круг посетителей. Из полутёмного среднего нефа открывается освещённое пространство алтаря, и совершаемый священнослужителем обряд, предстаёт пред глазами молящегося как торжественное зрелище. Интерьер воздействует на вошедшего общей гармонией основных элементов.
Горизонтальные и вертикальные ритмы взаимно уравновешены. Широкие стрельчатые арки, позаимствованные из арабской архитектуры, не соединяются в непрерывный ряд, убегающий к алтарю, как это было в раннехристианских базиликах: колонны здесь стоят далеко друг от друга, и их капители не образуют единой зрительной горизонтали. Горизонталь стены над арками, а также – чётко обозначенная полоса карниза, как бы препятствуют развитию движения вверх. Белые мраморные стены и мерцающие золотистые мозаики нейтрализуют тяжесть стены, что давит на колонны. Общий образный строй Палатинской капеллы несёт на себе отпечаток утончённого спиритуализма, отличающий памятники византийского круга. При свече свечей чудесно переливаются мрамор и смальта, растворяя в полумраке сложные формы сталактитового арабского потолка, со стен на зрителей величественно взирают одухотворённые лики святых.
Первую серию мозаик целиком и полностью выполнили греческие мастера. Вторая серия была создана в 1154-1160 годах уже при участии местных сицилийских мастеров. На мозаиках изображаются сцены из жизни святых Петра и Павла, представляя собой отход от византийской традиции в сторону экспрессивности образов. Эхо западноевропейского искусства ярко прослеживается в сцене «Пётр исцеляет Тавифу» - фигуры на этой мозаике как бы обретают объём, а жесты людей – движения и реальный смысл происходящего.


Список использованной литературы.
1. Аркин Д.Е. Образы архитектуры. – М.: 1956.
2. Бартенев И.А. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. – М.: 1983.
3. Большая Советская Энциклопедия. Том 19, 3-е издание. – М.: 1975.
4. Всеобщая история искусств в 6 томах. Том 2; Книга 1/Под ред. Б.В. Веймарна. – М.: 1960.

28.10.08.


Рецензии