Разговор о Толстом
– Поговорим о Толстом.
– Ну, не знаю, – сказал я. – У меня и мыслей-то о нем никаких нет.
– А я вот о нем часто думаю, – сказал Антон Палыч. – Замечательный в своем роде человек был и замечательный писатель.
– Чем же он замечателен как человек? – спросил я.
– Прежде всего тем, что оставил много документальных и литературных свидетельств, позволяющих проникнуть в суть его характера и его отношения к людям и Богу.
– Вы не первый Антон Палыч, – сказал я, – кто интересуется характером Льва Толстого. На днях у меня был Горький и тоже говорил о Толстом.
– Что же он вам наговорил? – спросил Чехов.
– По его мнению Толстой очень боялся смерти. Этот страх и был сутью его характера.
– Очень проницательно для Максимыча, – сказал Чехов. – Не ожидал от него такой прозорливости.
– Путаетесь, Антон Палыч, – сказал я. – Прозорливость есть способность предвидеть будущее, а проницать в суть характера – это совсем другое.
– Не ловите на слове, – сказал Антон Палыч. – Все равно не поймаете. Тот, кто проницает в суть характера имярек, предвидит поступки, которые тот будет совершать, и наоборот: предвидеть поступки имярек – значит понимать его характер.
– Согласен с вами. А вы согласны с Горьким? – спросил я Чехова.
– Отчасти, – сказал Чехов. – Потому что страх смерти в Толстом был эффектом производным, а изначальным эффектом, или, лучше сказать, аффектом, была его тревожность, неуверенность в себе. Отсюда и желание доказать свою смелость и стремление добиться расположения других, завоевать их любовь. Ведь что такое желание славы, о котором он так много писал? Это желание всеобщей любви. Отсюда же такая острая его реакция на «нелюбовное» отношение со стороны крестьян и лакеев. Ему хотелось бы, чтобы его все любили, даже сапожники, потому что он не чувствовал в себе права на существования – естественное чувство любого уверенного в себе человека.
– Интересно, – сказал я. – Не отсюда ли и его постоянное стремление к самосовершенствованию?
– Именно так. Он как будто все время чувствовал себя виноватым и хотел исправиться. И обратите внимание, с какой настойчивостью он стремился воспитать в себе равнодушие к тому, что думают о нем окружающие. Это потому, что его крайне заботило мнение о нем других людей.
– Антон Палыч, – сказал я, – вы – великий диагност.
– Я бы предпочел быть великим писателем, вроде Толстого, – сказал Чехов. – Но, как говорится, каждому свое.
– А что вы скажете об отношении Толстого к Богу?
– Оно соответствует всему, что я уже говорил. Не в силах добиться безусловной любви всех людей на планете, Толстой обратился к Богу и попытался добиться Его любви. Ведь такая любовь по определению была бы бесконечной и превзошла бы людскую любовь, и Толстому не нужно было бы думать о людях и их отношении к нему.
– Антон Палыч, – сказал , – почему бы вам не изложить эти мысли в большом биографическом труде о Толстом? Вы сравняетесь тогда с Радзинским и Быковым.
– Я – вроде Сократа, – сказал Чехов. – Предпочитаю устное слово письменному. К тому же мне мешает мой скептицизм: я никогда не уверен полностью в том, что говорю.
– Значит, и вам не хватает уверенности, – сказал я. – Ну что ж, у меня есть отличное лекарство от неуверенности.
– Неужто шампанское? – глаза Чехова заблестели.
– Да, – сказал я, – Veuve Clicquot. Вчера привезли из Франции.
– Так что же вы сразу не сказали! – воскликнул Чехов. – Столько времени потеряли.
– Почему же, – сказал я. – Мне ваши мысли показались занятными.
– Скорее звоните Максимычу, – сказал Чехов. – Пусть принесет икры и лимонов.
– Можно и Радзинскому позвонить, – сказал я, – или Быкову.
– Ну, это уж перебор будет, – сказал Чехов. – На троих – в самый раз.
Свидетельство о публикации №108102701422