объективность

субъект есть лишь там где есть страсть говорит Кьеркегор а страсть есть лишь там где есть забота о вечном блаженстве и наоборот забота о вечном блаженстве это великая страсть и эта страсть создает субъект

но с чего начинается распадение этой цепи хотел бы я знать каким образом человек и даже эпоха лишается страсти становится объективной перестает думать о вечном блаженстве и вообще о вечности

не знаю как отвечает на этот вопрос Кьеркегор я лишь вчера начал читать его огромную книгу но мне кажется есть одно звено в экзистенциальной цепи не учтенное автором «Послесловия» есть один фактор который порождает все остальные психологи называют его «нарциссизмом»

по-моему только влюбленный в себя человек будет искать вечной жизни для своего «я» только в нем страх смерти породить страстную жажду бессмертия и только такой человек знает о чем говорит когда произносит «я»

но если эта любовь уходит вместе с ней уходит и чувство «я» и забота о вечном блаженстве исчезает страсть остается лишь холодное любопытство объективный интерес к прошлому настоящему и будущему

вот это и называется «вечерним часом» или «закатом» когда солнце самолюбования закатывается когда человек цивилизации перестает любить себя и смотрит в зеркало пристальным объективным взглядом не заблуждаясь относительно своего возраста своей внешности своей души и беспокоясь лишь о том чтобы зеркало оставалось чистым

________________________________
       «Субъективность по самой своей сути есть страсть, а максимум такой страсти является бесконечная, лично заинтересованная страсть, обращенная к собственному вечному блаженству... По какому праву мы тут смеемся – это иной вопрос, поскольку то обстоятельство, что целая эпоха совершенно утратила страсть, – это вовсе не предмет для смеха». – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие в “Философским крохам”».


Рецензии