Критика не совсем чистого разума

Может странен мой менталитет,
Но любых злодеев, взятых разом,
Для меня в сто раз гнуснее те,
Кто всего превыше ставят разум.

Разум – эта странная черта
Так скупа, сурова и бесстрастна,
Так несокрушима и тверда,
Что порой бывает безобразна.

Расчет – вот ее безотказный принцип.
Расход без отдачи не будет признан.
Рыдать над волнующим слух рассказом
Не станет холодный и трезвый разум.

Разум одинаково силен
В роли чудотворца и убийцы.
Цезарь, Ришелье, Наполеон –
Разум их всего лишь раб амбиций.

Разум так легко поймать в силки,
Точно джинна в лампу Аладдина.
Из ливреи доброго слуги
В мантию тирана-господина

Переоблачается легко
Чуждый предрассудкам моды разум.
В нем, к несчастью, равновелико
Рвение и к просьбам, и к приказам.

Он не знает боли и страстей,
Он сухой эстет, хирург Природы.
Он готов любить своих детей
Только ради продолженья рода.

Для него ничто, никто не свят
(Термин «святость» для него загадка).
Он так обреченно непредвзят,
Что порой бывает просто гадко.

Он бремя, награда, эпоха, веха,
Хозяин холодного, едкого смеха,
Предвестник несчастий, свидетель всех бедствий,
Борец против необратимых последствий.

Разум – гениальный инструмент
Для любого рода изощрений.
Он – как вездесущий спецагент,
Ловко поражающий мишени.

Разуму до жути все равно,
Что избрать предметом размышленья:
Разлагать на атомы говно
Или же штудировать Эйнштейна.

Кто разум вознес – без сомненья болен.
Болен отсутствием ДОБРОЙ воли.
Тому наплевать – пусть узнают дети! –
На всё и на всех на всём белом свете.

Что творится!? Белый свет, проснись же,
Посмотри, ведь ты давно не бел!..
Торжествует злобный карлик Ницше –
В целом, он достиг, чего хотел.

Интеллект выходит нынче в дамки,
Мир вращает ловко и хитрО,
Погребая во вселенской давке
Глупое, наивное ДОБРО.


Рецензии
"Бог мертв" Ницше,1886
"Ницше Мертв" Бог,1900

Вроде бы года не спутал,но суть одна и та же.Разум дан для того,чтобы управлять своим поведением и изучать происходящее.А религия дана,чтобы отличать добро и зло.Только все это ДАНО понимаете))и дано вместе.Это я со стороны религиозно-моральной.
Когда я читал стих,он был не на один лад. Ритм менялся очень часто,хотя много сюжетных линий и нет,только одна. Но рифма подобрана очень хорошо,по моему мнению.Довольно интересно было читать и предсказывать следующий аргумент.Это с точки зрения построения.
Если говорить о разуме,то там и логика недалеко,а эти великие люди,которых ты перечислил являются яркими представили жесткой политики и идеологий,но при этом они логически верны и просто удивительны,если вдаваться в то,какими умными они должны были быть.К ним еще можно и Гитлера со Сталиным отнести (не говорю о моральности). В плане логичности и сильности идей,произведение мне понравилось. В целом моя оценка положительная.

Мансур Дагаев   03.01.2012 04:56     Заявить о нарушении
Мансур, спасибо за отзыв. Вы правильно заметили, что у стихотворения два ритмических рисунка, которые поочередно сменяют друг друга. Наверное, это больше похоже на песню (запев/припев)... правда, без музыки, к сожалению.
А насчет идейной составляющей - я ведь нигде не обмолвился, что разум это нечто вредное и безусловно отрицательное. Я хотел показать, что сам по себе разум безотносителен к понятиям добра и зла, и сокрушался именно по поводу того, что так называемые "морально-религиозные" ценности чем дальше, тем меньше имеют влияния на этот самый разум.
А Ницше хоть и мертв, но его идеи поразительным образом воплотились в мировоззрении современного общества: индивидуализм, отрицание всеобщих ценностей и признание ценностей индивидуальных. По крайней мере для человека, который чувствует в себе определенную силу. Силу, которую он получает благодаря своему... интеллекту, разуму, мыслительным способностям - для меня это все суть одно и то же. Вот, собственно говоря, какими мыслями я хотел поделиться, когда писал стихо.

Еще раз спасибо за интересный отзыв.

Александр Алешко   04.01.2012 21:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.