Константин кедров в прологе
от 30 июня 2007 года №367-рп
Константин Кедров
г.Москва
"А бабочка летела, как хотела"
Никто не знает, что такое поэзия. Для меня это страсть, запечатленная в слове и звуке. Я не случайно разделяю слово и звук. Большинство слов произносятся и воспринимаются так, словно они беззвучны. Но как только слово начинает звучать - это уже поэзия.
Поэзия сегодня
Уже ни с кем не сводня.
Политика, религия, идеология могут быть предметом поэзии, но не самой поэзией. Даже любовь в поэзии должна подчиняться звуку.
Ну, а звук в поэзии? Чему или кому он подвластен? Только интонации. Никто не знает, что такое интонация, но когда человек или даже животное кричит, все знают: это крик радости, а это крик боли. Не обязательно крик. Лучше всего шепот, но такой, чтобы мурашки по коже.
Мое имя часто связывают со словом "метаметафора". Действительно я придумал это слово, но, самое главное, я провел первый вечер метаметафоры в ЦДРИ в 1976 году.
"Внутри деревьев падает листва" - у Жданова.
"Я загляделся в тридевять зеркал,
несовпаденье лиц и совпаденье" - у Парщикова.
"Я сидел на горе, нарисованный там, где гора", - у Еременко.
Моя метаметафора появилась еще в 1961 году:
"Никогда не приближусь к тебе ближе,
чем цветок приближается к солнцу.
Я вышел к себе через-навстречу-от
и ушел под воздвигая над".
Метаметафористом надо родиться. Для кого-то это естественно, а кому-то, как корове седло.
Несколько лет спустя появился М.Эпштейн со своим метреализмом. Но, по-моему, метареализм годится для определения любой поэзии. Если это не "мета", то зачем читать?
"Все живое особой метой
отмечается с давних пор" - Есенин.
Сегодня на первый план выходит не "мета", а "мини" -
"Минимум дум,
максимум ум".
В конце концов, заповедь данная Богом Моисею, тоже минимальна:
"Не убий!"
Хорошо сказано!
Но это не метаметафора. Метаметафора есть у Христа:
"Люби ближнего, как самого себя"
или
"Царство Божие внутри вас есть".
Или у апостолов
"Для Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день".
Самое смешное определение, какое я слышал, это "свободный стих". Можно подумать, что стих может быть не свободным. Если не свободный, то и не стих.
Образцом несвободного стиха для меня является Ахматова. Не нахожу в ней поэзии. Зато гениальное чутьё языка, и во всем видна незаурядная личность.
Палиндром:
"А во там, ха, - Ахматова".
Сейчас работаю над совмещением метаметафоры с минимализмом:
"Е = mc
даже в мертвеце".
Сегодня понимаю, что мой "Компьютер любви", ставший манифестом метаметафоры, возник на стыке мета и мини.
"Человек - это изнанка неба
Небо - это изнанка человека
Расстояние между людьми заполняют звезды
Расстояние между звездами заполняют люди".
Нужна ли поэту теория? Есенин написал гениальную статью "Ключи Марии". Она намного интересней его стихов. Но:
"Не каждому дано петь,
не каждому дано яблоком
падать к чужим ногам".
Лично я предпочитаю не падать, а летать. У меня много теоретических книг: "Поэтический космос", "Метаметафора", "Энциклопедия метаметафоры","Параллельные миры", "За чертой апокалипсиса", "Эйнштейн без формул", - но вряд ли они все вместе перетянут на весах поэзии главное четверостишие:
"Земля летела
по законам тела,
а бабочка летела,
как хотела".
Чего и вам желаю.
Оставить комментарий
поиск
Кедров Константин Александрович
Поэт, филолог, критик.
Родился в 1942 году .Коренной москвич. Закончил историко-филологический факультет и аспирантуру Литературного института Союза Писателей. Кандидат филологических наук, доктор философских наук. Преподавал в Литературном институте (1973-1986). С 1991 г. - литературный обозреватель газеты "Известия".
Издатель "Газеты По...
Публикации в журнале ПРОЛОГ:
" А БАБОЧКА ЛЕТЕЛА, КАК ХОТЕЛА"
© Москва, Интернет-журнал "ПРОЛОГ".
При использовании материалов сервера ссылка на источник обязательна тел. +7 (495) 682-90-85 e-mail: prolog@ijp.ru
Свидетельство о публикации №108101604436