Константин кедров в прологе

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации
от 30 июня 2007 года №367-рп
       Константин Кедров

г.Москва


"А бабочка летела, как хотела"


Никто не знает, что такое поэзия. Для меня это страсть, запечатленная в слове и звуке. Я не случайно разделяю слово и звук. Большинство слов произносятся и воспринимаются так, словно они беззвучны. Но как только слово начинает звучать - это уже поэзия.

Поэзия сегодня

Уже ни с кем не сводня.

Политика, религия, идеология могут быть предметом поэзии, но не самой поэзией. Даже любовь в поэзии должна подчиняться звуку.

Ну, а звук в поэзии? Чему или кому он подвластен? Только интонации. Никто не знает, что такое интонация, но когда человек или даже животное кричит, все знают: это крик радости, а это крик боли. Не обязательно крик. Лучше всего шепот, но такой, чтобы мурашки по коже.

Мое имя часто связывают со словом "метаметафора". Действительно я придумал это слово, но, самое главное, я провел первый вечер метаметафоры в ЦДРИ в 1976 году.

"Внутри деревьев падает листва" - у Жданова.

"Я загляделся в тридевять зеркал,

несовпаденье лиц и совпаденье" - у Парщикова.

"Я сидел на горе, нарисованный там, где гора", - у Еременко.

Моя метаметафора появилась еще в 1961 году:

"Никогда не приближусь к тебе ближе,

чем цветок приближается к солнцу.

Я вышел к себе через-навстречу-от

и ушел под воздвигая над".

Метаметафористом надо родиться. Для кого-то это естественно, а кому-то, как корове седло.

Несколько лет спустя появился М.Эпштейн со своим метреализмом. Но, по-моему, метареализм годится для определения любой поэзии. Если это не "мета", то зачем читать?

"Все живое особой метой

отмечается с давних пор" - Есенин.

Сегодня на первый план выходит не "мета", а "мини" -

"Минимум дум,

максимум ум".

В конце концов, заповедь данная Богом Моисею, тоже минимальна:

"Не убий!"

Хорошо сказано!

Но это не метаметафора. Метаметафора есть у Христа:

"Люби ближнего, как самого себя"

или

"Царство Божие внутри вас есть".

Или у апостолов

"Для Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день".

Самое смешное определение, какое я слышал, это "свободный стих". Можно подумать, что стих может быть не свободным. Если не свободный, то и не стих.

Образцом несвободного стиха для меня является Ахматова. Не нахожу в ней поэзии. Зато гениальное чутьё языка, и во всем видна незаурядная личность.

Палиндром:

"А во там, ха, - Ахматова".

Сейчас работаю над совмещением метаметафоры с минимализмом:

"Е = mc

даже в мертвеце".

Сегодня понимаю, что мой "Компьютер любви", ставший манифестом метаметафоры, возник на стыке мета и мини.

"Человек - это изнанка неба

Небо - это изнанка человека

Расстояние между людьми заполняют звезды

Расстояние между звездами заполняют люди".

Нужна ли поэту теория? Есенин написал гениальную статью "Ключи Марии". Она намного интересней его стихов. Но:

"Не каждому дано петь,

не каждому дано яблоком

падать к чужим ногам".

Лично я предпочитаю не падать, а летать. У меня много теоретических книг: "Поэтический космос", "Метаметафора", "Энциклопедия метаметафоры","Параллельные миры", "За чертой апокалипсиса", "Эйнштейн без формул", - но вряд ли они все вместе перетянут на весах поэзии главное четверостишие:

"Земля летела

по законам тела,

а бабочка летела,

как хотела".

Чего и вам желаю.


       
 
 
Оставить комментарий
       поиск
       
 
       Кедров Константин Александрович
 
Поэт, филолог, критик.

Родился в 1942 году .Коренной москвич. Закончил историко-филологический факультет и аспирантуру Литературного института Союза Писателей. Кандидат филологических наук, доктор философских наук. Преподавал в Литературном институте (1973-1986). С 1991 г. - литературный обозреватель газеты "Известия".

Издатель "Газеты По...
 
       
Публикации в журнале ПРОЛОГ:
 
" А БАБОЧКА ЛЕТЕЛА, КАК ХОТЕЛА"
 
 
 
 
 


 
© Москва, Интернет-журнал "ПРОЛОГ".
При использовании материалов сервера ссылка на источник обязательна тел. +7 (495) 682-90-85 e-mail: prolog@ijp.ru
 
 
 


Рецензии