Почем нынче клюква
не знает как она на болоте появилась.
Кричать благим матом на болоте нельзя, тем более без толку. Не потому, что это может кому-то надоесть, и он может подумать мысленно или сказать потихоньку про себя страшную для этих мест фразу – "чтоб ты провалился", а еще и потому, что живет на "Болоте" чудище – Бабаёз Третий Болотный.
Раньше, до него, Второй жил, а до этого, до Второго – Первый. Бабаёзы тогда моду такую взяли – ребятишек, что на Болоте кричат без толку, только из озорства одного – хватать и к себе в Болото утаскивать. Ладно бы только озорников, так они и хороших потом таскать намылились. Намылятся и тащат! |
Бабаёза понять надо. Он тварь ночная. Днем в Болоте спит. А тут кричат, спать мешают вот он и… Потому как – тварь! С виду-то он как человек, только тем и отличается, что под водой дышать может. Жабры у него есть. Ну и легкие конечно, чтобы посуху ходить. Когда Бабаёз под воду лезет у него жаберные щели открываются, а нос тут же специальными клапанами закрывается. Вот так и дышит, под водой жабрами, а на суше легкими.
Бабаёза Первого, "Три Никиты" извели. "Три Никиты", это три мужика, а не один как вы могли бы подумать. Старший - дед Никита, средний - сын деда Никиты, а младший - внук деда Никиты. И все трое Никиты.
У них в роду давно так повелось. Если родится мальчик, то обязательно Никитой – Микиткой, стало быть, называть. Ну, да у них окромя мальцов никто и не родился. Была правда у них одна девочка, но теперь никто толком и не знает где она. О ней и разговор особый будет.
Повелось это у них с пра - пра - прадеда. Он еще в "То Время" жил. Мужик он здоровый был, да у них никогда на здоровье никто не жаловался, а вот поди ж ты захворал и помер. Дело-то зимой было. Морозы тогда стояли такие, что и подпирать не надо было. Сами стояли. Дед в город поехал, а транспорт и в "То Время" плохо отапливался, то дров нет, то денег. Экономика и тогда была не лучше нынешней. Да и с чего ей хорошей-то быть. Она вместе с государством закладывается. Какое государство – такая и экономика. Вот из-за такой никудышной экономической ситуации и энергетического кризиса дед и застудился. Застудился, а потом и помер. Но до того как помереть успел как водится наказ потомкам дать. Чтобы всех мальцов непременно Никитами называли.
Мужики у них в роду, все как один, своевольные были. Неслухи. А тут как заколодило и даже помыслить, по-другому не смеют. Называют всех мальцов народившихся Никитами и все тут. Этому и еще одна причина была. В "Наших Местах" обычай такой есть. Давать имя еще не родившемуся ребенку. Без нелепостей конечно не обходилось. Представьте себе такое имя как Даздраперма. Растолковывается это так – ДАЗД-РАвствует ПЕРвый МАгазин. Ну и что с того, что магазин построили? Разве это повод что бы такое имя давать? Событие конечно приятное, но не до такой, же степени. Представляете, с таким именем, какое прозвище мальцу могут дать. Не дай бог никому.
Дед хоть голову и приморозил, но отморозком все-таки не стал. Догадался все же, чтобы какого ни будь, конфуза не случилось – лучше уж всех мальцов, которые народятся, одним именем называть. Так и повелось.
Конфуз не конфуз, но у среднего Никиты первый ребенок девкой уродился, а имя-то уже дали – Никита. Она, эта Никита, как и все в их роду с сумашедшенкой была. Пока была маленькой еще ничего, а как подросла чудить начала. На родителей обижаться стала. Зачем имя мужское дали. Уеду, говорит от вас. И уехала. За море уехала.
Суматоха она и за морем суматоха. Она и там чего-то учудила. Про нее многие теперь и у нас знают. По телевизору ее показывали. Кино еще про нее там сняли. "Ее звали Никита" – называется.
Между прочим, в "Наших Местах" женщинам доставались и другие мужские имена. Например: Василиса - от Василия; Сашенька - от Александра; Антонина - от Антона; Валерия, Серафима, да и мало ли их ещё. Их и теперь немало, а мода на такие имена из "Наших Мест" пошла.
Так вот, когда мужики наши, Никиты, а у нас их просто Микитками звали, Бебаёза Первого поймали и в Болоте топить стали, смикитили, что он чем-то под водой дышит. Слово это – "Смикитили" от Микиток наших и пошло. Смикитили – догадались, значит! Смикитили они, пригляделись и нашли у него жаберные щели. У Никиты – у внучка, в кармане рулончик скотча нашелся – лента такая липучая. Этой лентой и заклеили Бабаёзу жабры и с головой в Болото сунули. Там он и задохнулся, и утонул. Со Вторым проще поступили. Его в зоопарк сдали. Говорят, он там директором стал. Все может статься. Фамилия-то у директора – Бабаёзов....
Сначала все радовались, что от Бабаёз избавились, а потом поняли – с Бабаёзами худо, а без них и того хуже. Роднички, что Болото водой питают, без Бабаёз заиливаются и Болото высыхать начинает и клюква на нем родится перестает. Ну а потом и реки мелеют, и рыба в них пропадает... В общем, куда ни кинь, всюду клин.
Первые Бабаёзы хоть и злыдни были, станешь тут злыднем, когда спать мешают, а этот «Третий» вообще зверь. Детишек, которых в Болото утащили, по ночам по Болоту гоняет, и кочки днем потоптанные править заставляет. Правят детишки эти кочки и горючими слезами заливаются, а из каждой слезинки ягодка – клюквинка потом родится. Горе людское ее родит!
Замечено уж, что чем больше горя у народа, тем больше клюквы на «Болоте» родится. В хорошие времена ее и в продаже-то не бывает. А если горя много, то и на рынке клюква дешевле. Бабаёзы этим горем и питаются. Горе оно горе и есть. У народа нашего этого добра всегда хватало. Мода даже тогда такая была – горе ложками хлебать. Вот Бабаёз к нему и пристрастился. Неизвестно, как и с чем он его ест, но те, кто его видел, говорят, что он довольно упитанный.
В "Те Времена" в народе поверье появилось. Чем больше клюквы наберешь, тем у тебя горя меньше будет. С тех пор и ездит народ горемычный на "Болото" за клюквой – ягодой. У кого горя больше, тот и ездит чаще. Кому ехать не на чем, сбрасываются и нанимают водителя автомобиля. Чаще легкового.
Некоторые утверждают, что правильно, это когда говорят - скидываются или складываются. Неправильно. Правильно говорить – сбрасываются. Скидываться или складываться можно тогда, когда время есть, а тут не до того. Будешь складываться или скидываться без тебя уедут, а ты дома останешься. Складывайся тогда.
Сбрасываются, чтобы купить бензина, литров двадцать – тридцать для автомобиля и водителю пол-литра. И едут. Верст за сто едут. И все потому, что Бабаёзы ближе не живут и клюква, стало быть, не родится.
И все бы ничего, если бы Бабаёз Третий, злыдень поганый, на ягоду заклятье не наложил. Чтобы у него горе не переводилось, и он чего доброго не похудел, сделал так... Теперь, чтобы ягод набрать, нужно каждой ягодке в пояс поклониться, а еще лучше на колени встать. Иначе ни одной ягодки не возьмешь. Не дается она. В «Те Времена» она сама в лукошко запрыгивала. А теперь вот мается народ, кланяется до лютой боли в спине, Бабаёз же, тварь болотная, горе пригоршнями собирает и радуется, что зимой голодать не будет.
Вот поэтому кричать благим матом на Болоте нельзя, а натуральным тем более, особенно без толку. Потому как неприятности могут быть. Или Бабаёз утащит, или клюквы меньше наберешь. Зимой без нее... горе!
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №108100804267