Просить только у Господа

Сон: всю ночь по улицам Парижа, схватившись за руки, мы прятались и расставались. Ты плакала, и разлука была неизбежной, а мы так трепетно любили друг друга, что на части рвалось сердце! И эта неизбежность, и удивительное притяжение чувств, и почему-то ажурный Париж, и ты, лица которой я не видел, и я, на пределе любви, которой не испытывал даже в юности,.. — но реальность драмы разбудила меня, и я долго лежал, трудно переходя в нашу жизнь. Неужели я способен так сильно любить? И почему Париж? А кто она?.. Непослушливая душа опять вернулась из своего полета и нехотя успокаивалась на привычном месте. Это был просто сон…

СТАРИК
Под старость лет, забыв святое,
Сухим вниманьем я живу.
Когда-то — там — нас было двое,
Но не во сне — не наяву.

Смотрю на бледный цвет осенний,
О чем-то память шепчет мне…
Но разве можно верить тени,
Мелькнувшей в юношеском сне?

Все это было, или мнилось?
В часы забвенья старых ран
Мне иногда подолгу снилась
Мечта, ушедшая в туман.

Но глупым сказкам я не верю,
Больной, под игом седины.
Пускай другой отыщет двери,
Какие мне не суждены.
Александр Блок, †1921

Человек тянется к красоте в природе, архитектуре, музыке, живописи, но главное — в самом человеке. Женская красота высоко ценилась во все времена человеческого жития. И где-то далеко-далеко шевелилось: приносит ли красота счастье, которого жаждет любая женщина, а стать ее обладателем — мужчина? Я разыскал два стихотворения, чтобы вы сами ответили на этот вопрос. Желательно, чтобы в книге стихи стояли рядом, на развороте, — так легче размышлять:

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, —
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Николай Заболоцкий †1958

КРАСАВИЦА
На тесной будничной тропе —
Красавица из русских сказок.
И вот стоит она в толпе
Такая! — что боишься сглазить.
О, эта светлая краса!
В ней строгость кроткая послушниц.
Такими были небеса,
Еще не знавшие удушья.
Очей сосновый колорит,
Водою озера умытый,
Где чары женские таит
Ресниц трепещущая свита.
Ее пока не увезли
Владельцы сытого комфорта —
Любаву северной земли —
К устоям бизнеса и спорта.
Теперь и красоту везут
Отсюда, славя дни косые.
И льет сиротскую слезу
По дочкам матушка-Россия,
Как в те лихие времена,
Когда девиц ловили в поле,
А эту обрекла страна
На добровольную неволю.
И будет где-то подрастать
Побег невинного младенца
Без православного креста,
Но с безутешным русским сердцем.

Татиана Шорохова, СПб


Двадцать лет потребовалось мне, чтобы увидеть и понять неповторимую красоту моей жены. «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы»(Притч.31,30).

Пустяк: церковными орденами и медалями награждают только живых, а государственными — и живых, и почивших. А к чему ушедшему в тот мир орден вдогонку? Его даже прицепить не к чему…

— Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.
Буду жив еще? — Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне тогда ее подай.
Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое —
Человек пришел с войны.
И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна…
И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!
 Александр Твардовский †1971 «Василий Теркин»

А к маминой могиле уже не подойти: ноябрьские кладбищенские лужи превращаются в маленькие болотца. Но если пересилить себя, то мокрые ноги не пугают и сами ведут к кресту. Да и синичкам в кормушку набросать крошек. Чуть дальше могила отца и близких; теперь уже нечего терять и можно смело лавировать среди полузаброшенных захоронений. На папиной могиле мама с трудом и за большие деньги в 1981 году поставила огромный гранитный камень, на нем укрепили фото папы в форме полковника и выбили пятиконечную звезду. Не так давно с другой стороны памятника, над изображениями деда с бабушкой — а бабушка точно была верующей — выбили восьмиконечный православный крест. Я хотел было убрать звезду, но старший брат не дал — «не трогай прошлого!» — и, думаю, был прав. Я часто бываю на кладбище; такую картину повсюду встретишь. Да не нам судить… Сейчас, правда,

Все меньше звезд на кладбище,
Все более крестов,
Живым напоминающим,
Что мы народ Христов.
Игорь Сойкин, Переславль-Залесский

Я давно перестал интересоваться политикой — не читаю светских газет, в партиях не состою, а если и смотрел предвыборные дебаты — так это больше стыдливое развлечение от не сдерживающих эмоции партийцев, чем возможность выбрать, за кого завтра голосовать в Госдуму.

И все же обида есть: две партии выдвинули православных кандидатов: Николая Державина, референта Святейшего, и Валентина Лебедева, председателя Союза православных граждан и редактора журнала «Православная беседа» — от «Народной партии»; партию «За Русь Святую» представлял Сергей Попов, который намекал, что есть у него благословение Старцев, а каких — неизвестно. Не нужно есть хлеб аналитика, чтобы предсказать поражение православных претендентов: партии не создаются перед выборами; о Державине православный люд знает только то, что он комментирует Рождественские и Пасхальные богослужения по ТВ.

Вот когда мог бы оказаться полезным Союз православных журналистов, предложенный в 1998 году нашей редакцией и столь недальновидно отвергнутый Конгрессом православной прессы в 2000 году! А последовавший изнутри раскол православных СМИ на «наших» и «ненаших» и вовсе угробил идею. Как бы пригодились сейчас сотни небольших изданий во всех уголках России для знакомства с кандидатами и их программой! Жаль, что Москва не желает слышать мнение «низов», вернее, нас просто не спрашивают. Но, к слову, даже такая «мелочь», как дефект речи, могут стать непреодолимой преградой для депутатства в Думе. Что ж, до завтра немного времени. От души хотелось бы ошибиться…

…А теперь осталось только проставить цифры: «Народная партия» — 1,2%; «За Русь Святую» — 0,5%… Победила проправительственная «Единая Россия» — 37%…
       
       «О, друзья мои! Вы представить себе не можете, какая грусть и злость охватывает вашу душу, когда великую идею, вами давно уже и свято чтимую, подхватят неумелые и вытащат… на улицу, и вы вдруг встречаете ее уже на толкучем, неузнаваемую, в грязи, поставленную нелепо, углом, без пропорции, без гармо-нии, игрушкой у глупых ребят!» Ф.М.Достоевский «Бесы».

А вчера мы — привычно? — пережили очередной террористический акт со множеством невинных жертв: в Ессентуках была взорвана электричка, везущая людей на работу. 45 убитых и около 200 раненных от взрывчатки, напичканной гвоздями и пулями. И опять в очередной раз слышатся обещания найти и примерно наказать заказчиков (исполнители мертвы). Опять милиция и армия не будет спать сутками, обыскивая прохожих и транспорт, усилит охрану всего, что возможно охранить. Но скажите, как бороться с женщиной, готовой разорвать собственное тело на части взрывчаткой ради мести? Чечня, этот кровавый молох, требует все больше и больше жертв.
       
Страшно говорить эти слова, но Чечня уже давно не Россия, и наши попытки — от войсковых операций до мирных переговоров с бандитами — ничего не дают. И это будет не единственная территориальная утрата страны в ближайшем будущем; Сибирь мы практически потеряли, Дальний Восток становится еще дальше, а США все ближе…

Что делать? — извечно русский вопрос: положиться на волю Божию и смиренно принимать заушения? Сказано в пророчествах: через многие испытания пройдет наше Отечество, прежде чем начнется истинное возрождение…

Теперь тебе не до стихов,
О слово русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное…

Ложь воплотилася в булат;
Каким-то Божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем…

Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!

Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье, —
Ты — лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье!

О, в этом испытанье строгом,
В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед Богом…
Федор Тютчев †1873

У прп.Серафима Ракитянского(Тяпочкина †1982) читаем: «Захват Сибири Китаем произойдет не военным путем: китайцы, вследствие открытия границ, станут массами переселяться в Сибирь, скупать землю, недвижимость, предприятия, квартиры. Все произойдет так, что в одно утро русские люди, живущие в Сибири, проснутся в Китайском государстве». Далее старец говорит о том, что китайцы попытаются военной силой захватить Урал, но «Россия выстоит в этой битве, после страданий и полного обнищания она найдет в себе силы воспрянуть.

В это время Господь оставит за Россией те земли, которые стали колыбелью русского народа и были основой Великорусского государства. Это территория Великого Московского княжества ХVI века с выходами к Черному, Балтийскому и Северным морям». Ю.Артемьев, Л.Смирнов. Последние времена: апокалиптические пророчества в современном рассмотрении. «Усмань православная», 2003,№15
 
ВОЗВРАЩЕНИЕ
В песок уходила вода.
Ползла саранча по округе.
Народ покидал города,
И друг разуверился в друге.
А нечисть ползла и ползла —
Душа цепенела от страха.
И вот ни двора, ни кола.
И русские верят в Аллаха.
Откуда свалилась беда?
Кого ожидать на подмогу?
Пока догорала звезда,
Господь указал мне дорогу.
Владимир Шемшученко, СПб
 
Знаю, что не любит старца Сампсона (Сиверса †1979) часть священства, и причины знаю… Но что вы сможете возразить на его пророчество, сказанные незадолго до смерти в 1979 году: «Россия станет маленькой, в пределах Московского государства. На западе ее граница пройдет по Печорам». Уже частично сбылись слова старца.
       
«Не важно от добра произвести добро; но весьма удивительно злое обратить в добро: «На спокойном море всяк может быть кормчим». Невелика мудрость, когда море не волнуется и пристань видна, — и направить к ней корабль. Но иное дело, когда бушует буря, корабль поврежден, ночь темная; и при всем этом капитан корабля так искусно распорядился, что безбедно избежал опасности. Подобное замечаем мы и в мироправлении Божием: кажущееся нам попущение воли Божией не ведущим к добру, Бог приводит к наилучшему концу по Своей неизреченной премуд-рости и правде». Остановлюсь на этом, ибо я не богослов и, хотя прочитал «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей» свт.Иоанна(Максимовича), митрополита Тобольского и Сибирского, мало что понял. При случае спрошу у батюшки — так-то оно лучше будет…
       
Помогите тому, кто слабее.
Русский русского да не покинет,
И в беде своего пожалеет,
Не забудет и не отринет.
Ни за то, что он стал безродным,
Ни за то, что он пьет да курит,
Ни за то, что он стал неугодным,
Что его только бьют да дурят.
Все простим. Перестанем считаться
И друг другу руки протянем,
Не забудем родства и братства.
Все стеной друг за друга встанем.
А иначе возьмут всех даром,
А иначе России не будет,
Продадут всех дешевым товаром…
И пусть Бог нас за это судит.
        Нина Карташева, Москва

Один из величайших столпов греческого монашества, знаменитый Паисий Святогорец †1994, говоривший, что читать библейские пророчества «столь же просто, как и газету», описывал грядущую судьбу мира так: «Помысел говорит мне, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок станет христианами, треть погибнет на войне и треть уйдет в Месопотамию.

Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольется много крови, китайцы перейдут реку Евфрат, имея двухсотмиллионную армию, и дойдут до Иерусалима. Характерной приметой, что эти события приближаются, будет разрушение мечети Омара, т.к. это будет означать начало работ по воссозданию евреями храма Соломона, который был построен именно на этом месте.

В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть в этой войне первенствующую роль, но ей отдадут Константинополь. Не потому, что русские будут благоговеть перед греками, но потому, что лучшего решения найти не удастся…

Евреи, поскольку будут иметь силу и помощь европейского руководства, обнаглеют и поведут себя с безстыдством и гордостью, и постараются управлять Европой…

Они будут строить многие козни, но через гонение, которое последует, христианство всецело объединится. Однако объединится не так, как хотят те, кто различными махинациями устраивает всемирное «объединение церквей», желая иметь во главе одно религиозное руководство. Христиане объединятся, потому что при создавшемся положении произойдет отделение овец от козлов. Тогда осуществится на деле «едино стадо и един Пастырь»… «Духовное пробуждение», 2001.
       
Когда я был в Иерусалиме еще в 1995 году, монахини Горнего монастыря говорили с уверенностью, что уже подвезен материал для возведения храма Соломона…

Братия и сестры! Время коротко.
Мир плотской состарился во зле.
Тишина и мир — перед иконами,
Нет другой отрады на земле.
Русь еще стоит — молитвой праведных.
Все обильней скорбь и теснота.
Но сильна не силою, а правдою
Русь, не позабывшая Христа.
Что пытать о сроках? То — неведомо.
У всего земного — краткий век…
Крестный путь! Иной не заповедан нам,
Лишь Крестом спасется человек.
Лариса Кудряшова, СПб


Рецензии