На перроне

На перроне было много людей. Детей оправляли в детский оздоровительный лагерь. Взволнованные родители давали наставления своим детям, а дети томились от ожидания, когда же уже объявят посадку. Те, что постарше, с нетерпением ждали свободы. Свободы от родителей. А дети поменьше с испуганными глазами смотрели по сторонам. Целых 18 дней без мамы!

Когда приедете, обязательно сразу позвони мне. Как доехали, в каком отряде, как погода, хорошо? – говорила мама маленькой девочке. Девочке было лет 7, скорее всего, она в первый раз ехала в лагерь. Через плечо висела спортивная сумка, а рядом стоял небольшой чемодан с вещами.

И вещи развесишь на плечики. Там должен быть утюг, попросишь. Чтобы я не волновалась, что ты в помятой одежде ходишь, хорошо?

Телефон без присмотра не оставляй, а ночью ложи под подушку, или отдавай воспитателю на хранение – говорила мама сыну. Сын был чуть-чуть полноватым мальчиком, в джинсовом костюме и наушниками на шее. Да не будет он прятать телефон под подушку, и отдавать воспитателю на хранение не будет. Его же все мальчишки засмеют!

Кушай побольше, если будет мало, попроси добавку. Я тебе положила в дорогу курочку, две отбивные и колбасу – говорила бабушка внуку. Внук был сутулым и, на вид, болезненным мальчиком.
И если море холодное, то лучше не купайся. А то заболеешь и пролежишь всю смену в изоляторе.

Ой, а наш, второй раз едет в этот лагерь. Ему так понравилось! Мы с Васей их вдвоем отправили прошлым летом. А в этом году Васю на все лето отправили к бабушке в Крым, а наш не захотел с ним ехать.

Ты сколько денег взял с собой? О, а я больше. Не скажу. А у тебя в мобильном Blue Tooth есть? О, а покажи, какие игры? Класс! Сядем в вагоне вместе.

Это разговаривали два мальчика лет 13-14. Их родители работали вместе, решили детей вместе отправить – так спокойнее им. Т.е. родителям. Один мальчик стоял себе спокойно, опрятно одетый, с челкой на бок. Руки он положил в карманы и тихонько стоял рядом с родителями. А второй был понаглее. Он то выхватывал у другого мобильный, чтобы показать, как он разбирается в мобильной технике, то доставал свой, чтобы похвастаться, какая супер-новая игра у него есть в телефоне.

Вадик, веди себя прилично. А то нам стыдно за тебя. Мы ему мобильный новый купили недавно, самой последней модели! Так он теперь все деньги на него и тратит! А нам то что, главное, чтобы по улицам не шастал. Ты зарядное взял? А кроссовки какие – Adidas или Nike? Он у нас такой невнимательный.

Уважаемые родители, пожалуйста, приготовьте путевки ваших детей. Через 5 минут начинается посадка.

Все зашумели, засобирались. У всех на путевке было указано место в вагоне, но родители то и дело подходили с детьми все ближе и ближе к вагону. То ли от этого их детям могло достаться место получше (т.е. кто первый, того и место?), то ли они так хотели побыстрее сдать детей воспитателю и забыть на какое-то время, что они родители.
Не торопитесь, и отойдите на полметра назад! – скомандовала одна из вагоновожатых.

Я буду называть фамилию ребенка, а родители вместе с ребенком должны будут подойти ко мне. Только после того, как я проверю все документы, ребенок заходит в вагон один. Повторяю, один. Без родителей. Все сумки отдаете возле вагона.

А во сколько отправление? Поезд должен был отправиться еще 10 минут назад.

Поезд отправляется в 18.28. Так, Армолов Денис, есть? Ага, давайте свою путевку. Хорошо, проходи.

Мамам с папой обняли Армолова Дениса, папа передал ему сумку с вещами, мама поцеловала сына. Денис начал подниматься по ступенькам. Лицо его было серьезным. Чтобы не расплакаться. Без мамы и папы – 18 дней! Но Он же мужчина!

Так, дальше Беркова Елена. Беркова Елена, есть? Давайте побыстрее.

Рядом с родителями шла девочка лет 16 на вид. В светлых коротеньких шортиках, белой футболке и спортивной курточке она была похожа на юную теннисистку. Точно, эта девочка не согласится на 2 отряд. Только 1. Там же мальчишки постарше.

Милая, я прошу тебя, береги себя. И веди себя хорошо.

Девочка поцеловала родителей, взяла у папы рюкзак и прошла в вагон.

Следующий, ….

Родители детей, которые уже расположились в вагонах, стояли под окнами и давали указания. Дети радостно кивали, обещали все-все-все выполнять.

Знаете, за ними так интересно наблюдать со стороны. Даже взрослые дети старались выглянуть в окно и сказать что-то своим родителям. Пусть это мелочь, но и они понимают, что целых 18 дней они будут без родителей. Да, свобода очень манит, но где-то в глубине души они чувствует то, что испытает каждый по отношению к своим родителям. Никто не будет ждать их возвращения с таким нетерпением, как это будут делать их родители. И даже парни и девушки - студенты, отправляющиеся в лагерь работать вожатыми, тоже выглядывают из окон, тоже машут руками и улыбаются. А как они все будут радоваться, когда приедут обратно, через 18 дней на этот вокзал, как будут светиться их глаза!

Тебя встречать завтра или нет?

Пап, я думаю не надо, меня Сережа проведет, поможет донести сумку до маршрутки. Не надо, мы приезжаем рано, лучше выспись.

Вроде бы взрослый человек, и умом понимаешь, что все в принципе правильно сказала. А когда подъезжаешь к вокзалу, всматриваешься в лица встречающих, нет ли среди них знакомых. А когда видишь папу, или маму, все равно кого-то из родных, близких или друзей – пределы счастья разрастаются до размеров Вселенной! Тебя ждали, о тебе думали, по тебе соскучились!

Мой отряд получился на удивление сплоченным. Это я могу сказать в конце смены. А вот в самом её начале к моему отряду нельзя было «дотронуться» - раскаленная лампочка. Значит, нужно или знать, что с ней делать, чтобы не обжечься, или подождать, пока она остынет. Ждать было некогда – каждый день на вес золота. И мероприятия начинались буквально на первый день приезда. Знакомить детей в обычной обстановке – дело проще простого. А вы попробуйте сплотить ничем не связанных детей и при этом незнакомых всего за 18 дней. Да еще и так, чтобы они остались друзьями и общались после окончания смены? Ага, это вам не конфеты заворачивать на конфетной фабрике! И стандартные методики здесь не пройдут.
Опишите себя, используя буквы своего имени. Т.е. каждое описание должно начинаться с буквы вашего имени. Например, меня зовут Оля: О – оптимистка, л – ласковая, я – яркая.
Понятно?
О! Подействовало! Дети притихли, задумались. Попробуй успокоить их хотя бы на 10 минут. Они же переполнены энергией, как заводные апельсины с неиссякаемым апельсиновым сладким соком. А если брызнет?
С кого начнем? А потом поиграем в игру. А вот когда все познакомимся, тогда и узнаете правила игры. Так, условия здесь ставлю я, понятно?

Сначала нельзя определить, кто станет лидером, кто серым кардиналом, кто будет тихоней, а кого придется «воспитывать». Лучшее средство – дать возможность детям самим определить своего командира, кто кем будет.

А вы когда-нибудь принимали участие в каком-нибудь детском мероприятии? Я, да. Расскажу пример. Мы ставили сказку. Нужно было определиться с ролями – король, королева, шейх с 3 женами, заморский принц, охранники, деревья, птички. Главное – выбрать короля и королеву. Всех девочек попросила я произнести с интонацией пару строк из слов королевы. Все старались, как могли, лучшую определить не получилось. Тогда я решила выбрать сначала жен для шейха. Они должны были танцевать танец с шейхом, поэтому попросила их повторить за мной пару движений. Получилось отобрать трех девочек, а четвертая, оставшаяся девочка, автоматически получала роль королевы. Со стороны это выглядело так: три девочки стараются изо всех сил, а четвертая делает движения как бы в пол силы, «специально» делая их неправильно. Вот хитрющая какая! Такая маленькая, а как хочет быть королевой!

А попробуйте произнести слово «абабахаламага». А наш отряд не только произнес его, но и сделал его названием своей планеты, на каждую букву придумал четверостишие о нашей планете. Вот какие они целеустремленные. Какая вожатая, такой и отряд.

Это сейчас я уже чуть-чуть разбираюсь в детях, по внешнему виду можно определить, что каждый конкретный ребенок представляет. Интуиция не подводит. А раньше. Вот как определить действительно ли он хочет в туалет или просто решил сбегать на турнике покувыркаться? Без присмотра взрослого? И так жалостливо смотрит на тебя, и такую рожицу скривит, да еще и друга с собой подговорит, чтобы одному не так скучно было. А я ему отвечаю так спокойненько: «По очереди пойдете. Сначала ты, потом он. И когда придешь, подойдешь и скажешь – я пришел. Хорошо?» Желающих идти в туалет уменьшается на два. Отлично.


А что ты делаешь, когда едешь в поезде? Что ты делаешь в поездке? Спишь? Слушаешь музыку? Читаешь книгу? ЧТО?

Я смотрю в окно. На деревья, пробегающие мимо вагона. На поля, покрытые покрывалом из подсолнухов, пшеницы и винограда. На облака, которые не двигаются, а лишь изменяют свою форму. Вот то облако похоже на стремящуюся вперед птицу с огромным клювом. А вот то облако похоже на замок, который стоит на постаменте. Видны только его верхушки башен. Что там делается, кто там живет?
А ночью, когда вокзальные станции зажигают огоньки, мне нравится проезжать мимо таких станций. Другой город, другие люди, а ты как - будто здесь был, в этом городе. У людей своя жизнь, но ты стал её частичкой, а они стали частью на секунду твоей жизни. И пить горячий чай. В стакане. А стакан – в подстаканнике.

Через 10 минут мы приезжаем. Домой. На тот же перрон, на котором 3 недели назад родители отправляли детей на отдых. Те же скамейки, те же дорожки, и дети те же. Но какие-то не такие. Родные все, что ли? Ты замечаешь, как меняется отношение к человеку после всего одной поездки вместе в вагоне? А если еще и в одном купе? Почему-то нигде нельзя этого почувствовать как в поезде. Ты этого человека видишь первый раз в жизни, но говоришь с ним ночь напролет обо все на свете – на утро ты уже знаешь о нем все. Как будто знакомы 100 лет. И вот настает время прощания. Кажется, что ты не досказал этому человеку чего-то самого главного, не успел. Вот если бы еще хотя бы 10 минут…

А когда это маленькие дети, которые всю смену были под твоим руководством? Вы вместе ЖИЛИ – одна большая команда. Одна большая семья. Поезд останавливается. Он как будто сам не хочет совершать этот подлый поступок и тянется еще долго по инерции по рельсам. Но вот он остановился. Дети толпятся в тамбуре, хотят побыстрее обнять своих родителей. А они все такие родные…

Мама, я шорты порвал. Мы играли в футбол, я упал и они порвались. Но мы заняли 2ое место. Я грамоту привез! Ты кричать не будешь?

Ничего страшного. Мы тебе купим новые. Дай я на тебя посмотрю. Как ты загорел. Подрос.

Мама, а я забыла в лагере зубную щетку.

Значит, вернешься туда еще раз. Я тебе взяла путевку на 2ую смену.

Спасибо, мамочка!

Девочка от счастья хлопает в ладоши, вешается маме на шею и они долго стоят так обнявшись.

И уже не важно, кто как кушал, слушался или нет, был активным или тихоней. Главное – они прожили эти дни одной командой.

И становится грустно. Грустно, потому что хорошее закончилось. Потому что начинаешь ценить тогда, когда теряешь. А как во время смены иногда уставала по сто раз кричать «Отряд, строимся на пляж!», «Отряд, идем в столовую!». Как бы сейчас хотела остаться еще на недельку с ними. Может быть, мне было легко с ними, потому что я была такой же девчонкой и мне родители тоже брали путевку в детский оздоровительный лагерь.… И я прекрасно понимала, что они делают и почему…
Последний раз, когда я была вожатой, я детей в конце смены попросила написать мне пожелания, а я соответственно каждому написала свои пожелания. Каждому индивидуальные… Таких искренних и наивных пожеланий я еще не читала! Они у меня хранятся в письменном столе в среднем ящичке. В файле. Когда очередной раз убираю у себя в столе, раскрываю их и окунаюсь в воспоминания… «Первая десяточка, построилась!»

Любое воспоминание дорого. Они составляют наше богатство. А если есть с кем разделить эти воспоминания – то ты самый богатый человек на свете! Деньги можно заработать, а воспоминания…. надо прожить, ощутить, прочувствовать. Вот тогда они становятся дорогими для нас. Вот и стараюсь (не всегда это получается) каждый день сделать особенным. Пусть не для себя, но кому-то это важнее и нужнее, чем мне, именно сегодня. Эти дети, даже если взять их пример, будут вспоминать эту смену с улыбкой на лице. Это оставит яркий след в их памяти. А в моей? И в моей тоже.
А сколько ярких «следов» в твоих сокровищницах? И есть ли твой «вклад» в чьи-то воспоминания? Я думаю, что…..


Рецензии