Гон о Вирте Нуна 2007г
Бритва вонзилась в меня.
Нет! Выброситься невозможно! Я просек ситуацию. Отсюда выброситься невозможно. Тебе только покажется, что ты вышел, но все начнется по-новой.
Это Изысканное Желтое. И это не мой отец. Это моя сестра. Дездемона! Это просто отец, сотворенный Виртом. Он живет внутри Дездемоны. И пути назад нет. Выброситься невозможно. Можно идти только вперед». При чтении романа создается впечатление, что описываемая реальность предстает в нескольких вариантах. Виртовое пространство Нун делает более реалистичным, словно оно и является тем самым истинным миром - размытым, параллельным, но тем не менее таким же реальным и значимым. Тогда как вневиртовое пространство становится условностью, декорацией и оболочкой, лишенной внутренностей. Многие зарисовки Нуна похожи на перемещающиеся по экрану трехмерные нарисованные кадры 3-d реальности, смоделированной искусственным разумом. И лишь тогда, когда они покидают реальность, они обретают природную органичность, наполняются жизнью. «Короче говоря, слова сначала являются не объектами, а символами объектов. Суть не в том, нравятся они нам или нет сами по себе, а в том, правильно ли они обозначают некую вещь в настоящем мире или некое понятие. Поэтому часто получается, что мы понимаем идею, которую нам объяснили словами, но совершенно не помним, в каких именно словах она была дана». В соотнесении того о чем рассуждает Сартр, «Вирт» Нуна сам по себе являет нечто, о чем рассказали словами, которые номинально утратив свой привычный смысл утвердились в новом образном качестве, тем самым достигнув полноты своей относительности по качественному признаку. Привычное нам понятие «пера» в «Вирте» приобретает новое значение, становится метафорой перехода на другую сторону образного значения реальности, ее признаков, предметно-материальных и абстрактных значений: жизни, любви, агрессии, страха, надежды, отчаяния, смерти.
Джеф Нун рассказал нам о настоящем. Даже само понятие Вирта в тексте не является метафорой. Вирт настолько же реален, насколько и реален кинематограф и 3-d графика. Нун пишет свой роман о стирании границ, о переходах и перетекании реальности и Вирта друг в друга, об их слиянии и верховенстве Вирта. В тексте под Виртом угадывается тема преломленного сознания, отделении границ сознании в реальности и сознания в Вирте, максимально наполненного вполне реальными образами и предметами, несколько исказившими свой первозданный смысл. Виртовое пространство это зазеркалье современного разума, стремящегося отразить самого в себе, наслоив представления о привычной реальности и раздвинув границы бытия, ее привычного восприятия. Джефф Нун делает слоеный пирог современных реалий, в его романе можно угадать присутствие многих актуальных тем современности, таких как искусственный разум, высокотехнологические тенденции (роболюди), наркотики. Нун микширует актуальные темы, связанные в равной степени с виртуальностью, тем самым получая новый синтезированный мир иллюзорной реальности, многоуровневой реальности, перетекающей из одной в другую. В некоторых моментах повествования описываемая реальность похожа на бутерброд из игры для Sony-playstation, съемок в инфракрасном свете и черно-белого кино. Нун пишет о праве выбора современного разума. О том, что у разума появляется все больше и больше возможностей заблудиться или найти себя в реальности и в самом себе. «Я никак не могу избавиться от ощущения, Скриббл... Словно меня что-то зовет, я не знаю... Словно там, снаружи, есть другой мир, но я не могу туда попасть».
О чем роман Нуна, помимо того, что он о реальности? Он о любви. Об инцесте сестры и брата, Дездемоны и молодого паренька Скриббла, который положил перо в рот и попав в Вирт привел в него свою сестру и любил ее в Вирте, и видел в ней отца и потерял ее в Вирте, получив взамен инопланетного мутанта, желейное тело.
Нуном затронута важная тема концов и начал. Нун создает свой универсум, который склеен из реала и Вирта, в котором даже есть свой Бог – мисс Хобарт:
- А что за Хобарт?
- Лучше в это не лезть, Скрибб. Какая-то безумная религия, вот и все.
Они считают, что Вирт- это больше, чем он есть на самом деле, ты понимаешь? Словно это какой-то высший путь, или что-то в этом роде. Но все не так. Вирт- просто коллективные сновидения. Вот и все. Господи! Неужели этого им недостаточно?!
В мире мисс Хобарт существует очень справедливый, жестокий, но мудрый закон обмена, перекачки: R=V или H, где R - реал, V – Вирт, а H – постоянная Хоббарт. На любом обычном языке: любой данный срез реальности может быть заменен только эквивалентным по ценности срезом Вирта, плюс-минус 0,267125 оригинальной ценности. Да, мои котятки, речь идет не о весе или объеме, или площади поверхности. Речь идет о ценности, о том, как много стоит потерянный в высшей схеме вещей. Обратная перекачка возможна, но обмен совершается только тогда, когда разница в ценности обмениваемых объектов лежит в пределах постоянной Хоббарт. Око за око, если берешь, то отдай те же 0,267125». По-моему это гениальная философско-жизненная концепция. Что может быть точнее этого? Так оно и есть.
«Вирт» Нуна отнюдь не фантастическая сага, хотя в ней и присутствуют такие элементы как «теневые люди», «роболюди», робособака Карли. Схватки и потасовки больше напоминают игру Мортал Комбат, чем привычно кадрированное и детализированное действие нескольких
людей. В тексте Нуна присутствует нечто непривычное читателю, больше ориентированного на классическую литературу и жизнь. Если говорить о жанровых критериях «Вирта», то это глубоко психологический роман с элементами фантастики, но можно ли считать фантастикой
то, то настолько же очевидно существует в реале, как и в «Вирте»? Главное, читателю ничто не угрожает: «Наоборот, читатель обретает все большую безопасность.
Как бы далеко он ни забрался, автор проделал еще больший путь дальше».
Мной выбран аполитичный, альтернативный роман начала 21 века о нескольких подсознательных слоях реальности, из которых к завершению романа выстраивается целая космогоническая теория, со своим верховным богом в лице пожилой дамы мисс Хобарт. Вот вас и новорожденный миф нового времени : « - А что будет, если она проснется?
- Мы все там, Скриббл. У нее в голове, у мисс
Хобарт. Весь Вирт. Понимаешь?»
Свидетельство о публикации №108092902472