о повторах
Услышав упрёк в злоупотреблении повторами в своих стихах, я задумался. Порою мне нравится какая-то строчка, или пара строк, они прекрасны, они остроумны и многозначны- а остальное просто шлак, обрамление этих слов, или даже одного слова
Вначале было слово
Вначале было слово
Вначале было слово
Нужно ли что-то ещё, если одна фраза уже несёт в себе всё необходимое для вероятного (невероятного?) слушателя?
На самом деле, любое стихотворение должно бы состоять всего лишь одной строчки, простой и прекрасной, которая отражала бы то, что хочет сказать автор на настоящий момент. Может быть, её нужно бы повторить несколько раз, для того, чтобы лишь подчеркнуть силу и красоту заключённого в ней высказывания- например:
"я люблю тебя
я люблю тебя
я люблю тебя
я люблю тебя..."
Вопрос о количестве повторов нельзя считать таким уж и второстепенным, ибо если числа и имеют некую власть над миром вещей, то над миром слов и неприкосновенных образов они тем более властны. В сущности, главное,- согласиться, что многократное повторение- это всё, что нам осталось. И если мы хотим написать стихотворение, сравнимое по силе с заклинанием древних, с непонятными и чудесными вещами из прошлого, тогда, возможно, всё, что остаётся- всего лишь решить, сколько раз повторить своё необыкновенное стихотворение. Три? Четыре? Семь строк?
"я больше не люблю тебя
я больше не люблю тебя
я больше не люблю тебя..."
А может быть, десять тысяч раз? —
"Каково будет число избранных? — Пророк сразу взял быка за рога. — Быть может, оно будет равняться 1.729, наименьшему из чисел, которые можно представить в виде суммы двух кубов двумя различными способами? Или же оно будет равно 9.240, числу с 64 делителями? Или 40.755, числу, являющемуся одновременно треугольным, пятиугольным и шестиугольным? Или же оно будет равняться 144.000, как считают наши друзья свидетели Иеговы — вот уж действительно опасная секта, к слову сказать.
Как профессионал, не могу не признать: на сцене он смотрелся великолепно. Кофе в гостинице был отвратный, я не выспался — но он меня увлёк.
— Будет ли оно равно 698.896, палиндрому и точному квадрату? — продолжал он. — Или 12.960.000, числу, воплощающему «квадратную гармонию» у Платона? Или же 33.550.336, пятому совершенному числу, начертанному в одном анонимном средневековом манускрипте?"
-
Боюсь, что иронизирующий Уэльбек нам не поможет, ведь если мы, сжимая в руках трубку телефона, ждём звонка, то наше стихотворение может иметь единственно одну строчку, что-то вроде:
"ну почему ты не звонишь? я так жду
ну почему ты не звонишь? я так жду
ну почему ты не звонишь? я так жду..."
конечно же, надо понимать, что мы срываемся в кич, в глянцевую бессмысленность, и оставив массовому искусству (или искусству для масс?) все хоть сколько-нибудь значимые эмоции, что мы оставили себе? разве только бесконечную игру в бисер, строку за строкой, хождение вокруг да около, иносказание и намёки издохшего постмодерна?
Нет, нет, ведь мы же не роботы.
Возможно, если написать:
Я так одинок
Я так одинок
Я так одинок
что-то изменится? Или нужно сказать об этом четыре, или сто четыре раза, прежде чем тот, к кому обращено это послание, вдруг смог бы прочитать его?
Я так одинок
Я так одинок
Я так одинок
Я так одинок
Разве стало легче? Ужас нарастает с каждой строкой, и я не буду больше повторять этого-
...
...
...
Скорее всего, нужно просто не писать об этом, и эти строки, они наверняка накапливаются в нас предлинной поэмой, бесконечным рефреном, рефреном, рефреном...
кто может прочесть их
кто может прочесть их
кто может прочесть их
кто может прочесть их
Свидетельство о публикации №108092800746