2-я лекция по метакоду в институте истории культур

1-ю лекцию см http://www.stihi.ru/cgi-bin/login/page.pl

 

ЛЕКЦИЯ N2

1 декабря 93 года


 

Тема сегодняшней лекции лежит между культуpологией pелигии и метакодом. Я пытался всячески разделить их, но, видимо, не удастся разделить эти темы.

Сегодня мы будем говорить о жизни после жизни. Дело в том, что на эту тему достаточно много сейчас появляется масскультуpных брошюрок и всякого рода метафизических спекуляций. И хотя сегодня каждый, кто ставит вопрос об этом, очень рискует оказаться либо в сетях масскультуpы, либо стать всего лишь пересказчиком того, что до него говорилось тысячу раз, и все-таки я вынужден посвятить этому вопросу лекцию по той простой причине, что я хочу вам сообщить то, что я нигде по-настоящему не встречал. Поэтому я просил бы вас обратить особое внимание на те моменты в нашем сегодняшнем разговоре, которые резко отличаются от традиционных представлений и взглядов, установившихся, с одной стороны, в теософских, в буддистских, в ортодоксально христианских кругах, но, с другой стороны, мне хотелось бы, чтобы вы заметили, что ни одна из концепций, которая существует в традиционных религиях, не может быть отброшена и объявлена либо несостоятельной, либо единственно верной.

Ведь в общем-то, если посмотреть взором непредвзятого человека, человека свободного, то мы увидим, что нет ни одной лишней религии, ни одной лишней концепции, которая бы приближала нас к заветной цели, когда мы говорим о смерти. Может показаться несколько загадочным сам интерес человека к этой теме. Ведь все живое, что есть на земле, всячески стремится к жизни. Не только стремится к жизни, но у нас есть заградительный инстинкт, запрещающий думать о смерти, поскольку жизнь становится невыносимой для людей, которые о ней помнят. Хотя « memento mori» , « помни о смерти» является одной из ступеней посвящения, и само это высказывание достаточно хорошо известно, оно, переведенное на латынь, взято из элевсинских мистерий, и существовало в древнегреческой традиции. И тем не менее, легко сказать и совершенно невозможно помнить, потому что, если помнить, то невозможно жить. В этом отношении чрезвычайно интересен опыт буддийского и православного монашества, который в этом смысле весьма сходится. Дело в том, что монашеская жизнь в православии является ничем иным, как « погребением заживо» . Черные одежды, которые надевает на себя монах, черный клобук на голове, именно и означает (здесь я от себя ничего не вношу) как бы погребение заживо, причем если кто-нибудь из вас побывает в Киево-Печеpской или Псково-Печеpской Лавре, то вы сможете увидеть, что в православии это погребение осуществлялось вполне вещественно. То есть сначала это была пещера, которую монах выбирал себе для жизни, затем эта пещера им постепенно замуровывалась, и не извне, а он сам закрывал в нее вход, оставляя только маленькое отверстие для того, чтобы ему могли подать пищу, и чтобы он мог передать наружу то, что не нужно, сводя к минимальным свои биологические потребности. В конечном итоге это превращалось как бы в погребение заживо. И наступал такой момент, когда человек при жизни мог обрести нетление. Многие совершенно неправильно представляют себе, что такое мощи. Некоторые думают, что мощи - это то, что может произойти с человеком после смерти. В действительности, настоящие мощи в православной и буддийской традициях - это те, которые возникают, пока человек еще живет. То есть при жизни. его тело высыхает по внешним признакам. Оно совершенно как бы не потребляет воды, оно усыхает, и от человека при жизни начинает исходить некоторое тонкое благоухание, которое замечено не только вокруг старцев и подвижников, но, вообще, многих святых людей. Большинство непосвященные думают, что это результат втирания каких-то бальзамов, снадобий, трав и т. д. Ну, не знаю, как в буддизме: в буддизме существует целый ряд отваров, трав, которые носят монахи, желающие обрести нетленность. Недавно была обнаружена нетленная буддийская живая статуя: один из буддийских монахов в позе сидящего человека без малейших следов тления, без малейших следов разложения. Чисто внешне это выглядит, словно человек становится почти прозрачным, восковым, и от него исходит некий тонкий аромат. И я вам очень советую прочитать у Достоевского главу о старце Зосиме, ту главу, которая является преткновением соблазна. Когда Зосима скончался, то думали, что он будет канонизирован как человек праведной жизни, как святой. А прототип Зосимы - это Амвpосий Оптинский. Но - соблазн для всех присутствующих: Зосима не только не приобрел при жизни каких-то качеств нетления, но наоборот, его тело стало разлагаться раньше, чем это положено по природным законам. Обратите внимание, что тут есть некоторое отклонение, но только в другую сторону. Ожидали, что будет нетление, а он напротив, даже раньше как-то начал подвергаться природным процессам. И хотя многие из монахов были достаточно образованы, был монах непросвещенный, который прибежал с криком: « Провонял! ...Пусто место сие, пусто» , - и даже плюнул. Почему? Потому что по его каноническим представлениям святой - это тот, кто изнуряет себя аскетическим подвигом, тот, кто почти не потребляет человеческую пищу, заживо себя погребает и т. д.

Зосима же вел совершенно противоположный образ жизни. Он творенья любил, дамам ручки целовал! Вот и провонял. Для Алеши, ученика Зосимы, это очень большой соблазн. И не то - соблазн, что Зосима, как все смертные люди, подвержен тлению. Лазарь, друг Христа, которого Иисус воскресил, настолько « провонял» , что, когда на четвертый день отодвинули камень, оттуда пошел такой смрадный запах, что все апостолы отринули, носы позакрывали. Тем не менее, Христос сказал: « Лазарь, иди вон!» , и Лазарь вышел из гроба, увитый пеленами. Но не в этом дело; Алеша думает, почему Господь допускает такое поругание праведного? Что вот этот монах, Ферапонт, глумится над ним, зачем попустился такой позор? Вот что было для Алеши большим соблазном. И вот в это время, когда Алеша стоит столь смущенный, он слышит разговор старых монахов о том, что такое могло случиться. Ведь от многих праведных не только не осталось каких-нибудь материальных следов, а какой-нибудь кусочек материи мы и то почитаем, или ноготь какой-нибудь, или зуб один. Почитается и в буддизме Зуб Будды, сохраненный на Цейлоне. В православии вы можете увидеть иконы с мощами: икона, а в ней много-много таких маленьких отделов, и в каждом покоятся чьи-то останки. И все равно почитается как источник благодати и ни в коей мере не считается, что человек не святой. Просто: у одних есть благодать нетления, а у других этой благодати нету. И вот Алеше, для того, чтобы понять святость Зосимы, нужно перешагнуть через традиционные представления о святости, которая воплощается материально, которая наглядна, видима и зрима. Образ вот такой святости мы видели совсем недавно, когда показывали по телевизору: обретение мощей патриарха Тихона. Это случилось несколько неожиданно, даже многие не были уверены, что он в этом месте погребен, так как там комиссары свирепствовали и говорили, что он перезахоронен и т. д. Но тут случился пожар, 19 ноября (в тот день, когда был назначен жребием патриарх Тихон), кто-то бросил факел, и гробница сгорела. Но когда ее вскрыли, обнаружили то, что хотели - : мощи Тихона. И было отмечено, в частности, тонкое благоухание исходившее от них, и полную сохранность фигуры, после чего Тихон, именно по этому признаку, был канонизировал православной церковью.

Но Зосима, тоже православный святой, канонизированный святой Амвpосий Оптинский. Его прообраз не был достоин вот этого нетления. Тело его подверглось очень быстрому разложению, и, кстати говоря, нечто подобное

очень смутило при обретении мощей Серафима Саровского. Когда его мощи были обретены, когда его могила была вскрыта, то все считали, что там будет сохранившееся что-то, но ничего подобного не произошло: там были кости, подверженные тлению. И даже появилась такая кощунственная эпиграмма:

« Чтобы спасти исконные начала,

Решили обрести нетленные мочала» .

Но надо заметить, что для православия нетление не является признаком святости, а может быть и наоборот: гниение, тление, разложение, и тем не менее человек признается святым.

Очень интересно проследить, как такая нетленность приобреталась в древних цивилизациях. Например, в религии древнего Египта. Обратите внимание, религия древнего Египта вся посвящена одному, одной цели: все ритуалы, все обряды, все мистерии направлены на то, чтобы тело, именно тело,

после смерти не подвергалось тлению. Причем, если хотите, это был сугубо материалистический подход. В отличие от православного монаха, египетский фараон или жрец вовсе не ожидал, что его тело будет сохранено в результате духовного совершенства. Ничего подобного: ставка была сугубо материалистической. Никто не сомневался, что оно истлеет, поэтому после смерти из фараона вынимались внутренности, специальным крючком через нос доставали мозг, вынимали каждую часть его тела и клали в особую банку, и каждая из этих частей символизировала одно из созвездий зодиака: отдельно сердце, отдельно печень, отдельно кишечник. Это очень ярко отразилось в мистериях Озириса. Когда Изида собирает Озиpиса, то она (это она собирает весь Зодиак) обходит все его части: одни - на западе, другие - на востоке, одни - на севере, другие - на юге. Ей надо собрать все зодиакальное тело Озиpиса. Дальше он бальзамируется. Его тело наполняется специальным составом: туда входил мед как основной элемент. Это бальзамирование несколько похоже на то, которое сохранилось до наших дней, вплоть до материалистической религии коммунистов, когда они бальзамировали Ленина. Это того же типа мистика - мистика материализма. Они хотят, чтобы тело было нетленным, но не очень хорошо понимают, почему и зачем это нужно. Нетленность тела в древнем Египте, которую стремились достичь, мотивировалась тем, что Изида

рано или поздно соберет разрозненные части, ибо всему свое время под солнцем: время разбрасывать камни и время собирать камни. И в частности, вот эта знаменитая метафора Христа, когда Он говорит: « Разрушьте этот храм,

и я в три дня воздвигну его» . И тут же язвительное замечание: « Они думали, что Он говорит о храме внешнем, а Он говорил о храме Своего тела» . Вот это разрушение храма - тела, его разъятие на части, было основано на твердом представлении древнего египтянина, что все процессы, какие в происходят в мироздании, имеют обязательно круглую форму. И если в этом месте тело фараона было подвержено разложению, то рано или поздно круг замкнется, и эти части будут собраны воедино. Совершенно другое нетление обреталось православным подвижником, православным схимником. Он вовсе не ставил себе целью, чтобы тело обратилось в мумию. Он не думал ни о какой сохранности своего тела после смерти. Единственное, к чему он стремился: здесь, при жизни пережить свою смерть. Вот переживание смерти при жизни есть самая главная мистерия, пронизывающая все религиозные системы. Особенно это характерно для Элевсинских мистерий, в которые были посвящены Эсхил, Платон и в той или иной мере все великие деятели эпохи античного мира или знали очень много об этом от посвященных. Главным моментом Элевсинской мистерий был момент перехода через собственную смерть. Разумеется, здесь есть нечто противоестественное. Нужно сказать, что вся культура как таковая есть явление противоестественное, ведь если бы мы довольствовались просто естественным, то культура была бы не нужна. А зачем она нужна? Для того, чтобы были обычные природные процессы, вполне достаточно питаться, размножаться и еще кое-что, всякие радости. Культура является даже некой помехой, даже, как говорили, надстройкой. Даже Лев Николаевич Толстой, который пытался чисто рационально понять, для чего нужна культура, совершенно ни к чему не пришел. Крестьянину, для того, чтобы выращивать хлеб, это не нужно, миллионы лет миллионы людей живут себе спокойно в этом круговороте, и все идет нормально. У него в романе « Воскресение» (я об этом говорил, несколько, правда, в другом контексте) есть такой человек Набатов, который твердо верил в бессмертие, но его бессмертие было весьма своеобразным. Он просто видел, что в крестьянском хозяйстве ни одна крупинка не пропадает: крошки от еды дают курам, они эти крошки склевывают, затем курицу зарезали, съели, то, что после съедения, идет на удобрение земли, из земли произрастает урожай, ну и т. д.. Но раз так на крестьянском дворе устроено, рассуждал Набатов, то во вселенском божьем хозяйстве - тем более. Конечно же, никакой смерти нет. И человек им рассматривался как некое зерно, которое склевала курица, в свою очередь попавшая на стол и т.д. То есть представление о вечности в этом смысле ему тоже не чуждо. И должен вам сказать, что в древнеегипетском представлении - сугубо телесное понятие. Фараон должен обрести свое тело; для того, чтобы он обрел свое тело (тут надо отдать должное древнеегипетской мистической мысли: они знали, что достаточно одной части фараона, чтобы обрести всего фараона). И в этом смысле мистерии Озиpиса, когда Изида собирает по частям его тело, отдельно сердце, отдельно печень и т.д. - в принципе имелось в виду, что все - во всем, как матрешка в матрешку вкладывается, и в конечном итоге по отдельной частице можно восстановить все, что довольно точно соответствует сегодняшним представлениям. И у нас даже был философ в XIX в., о котором написан сейчас столь язвительный роман, напечатанный в « Новом мире» о незаконнорожденном отпрыске князя Гагарина, который был виновником смерти Александра Сергеевича Пушкина, поскольку записку ему написал о рогоносце и т.д. Позднее князь Гагарин принял монашество, стал иезуитом, основал под Парижем в Медоне иезуитскую школу, где служат по православному обряду, но тем не менее это иезуитская школа. Так вот: незаконнорожденный сын этого князя Гагарина, под фамилией Федоров, пришел к такой философии, что Воскресение - это вовсе не какой-то такой духовный процесс, а в полном соответствии с характерным для конца XIX в. материалистическим подходом, - это есть самое прямое материальное действие. Он считал, что весь мир и все, что мы видим вокруг, является частью тех, кто умер, и он был абсолютно прав - с точки зрения научной мысли, это так оно и есть на самом деле. Будь то кислород, который мы вдыхаем, будь то земля, по которой мы ходим, - это все останки умерших. Следовательно, мы все являемся людоедами, каннибалами, мы поедаем своих отцов и за этот счет живем. Но если мы каннибалы, то мы недостойны существования, мы - нравственные чудовища, мы - поедатели трупов, поэтому, чтобы не быть каннибалами, нам надо стать людьми. Но для того, чтобы стать людьми, мы должны вернуть то, что забираем, мы должны воскресить своих отцов, и также как мы материально состоим из них, мы должны также материально их воскресить. Поэтому главная задача человечества, как считал Федоров, понять, что православие заблуждается, когда считает Воскресение неким финальным процессом, который в свое время произойдет независимо от человека, когда будет второе пришествие. Он утверждал, что каждый из людей должен в этом процессе очень активно участвовать, не столько даже на духовном, сколько на уровне созидательном, материальном. А именно: нужно собирать биографии отцов, посередине города должно быть кладбище, в церкви должен быть музей умерших с их именами, биографиями, с их историями болезней. Для чего? Чтобы рано или поздно по этим остаткам можно было восстановить то, что разрушено. Не знаю, в какой степени Федоров сознавал или не сознавал свою причастность к древнеегипетской религии, или ему это в голову просто не приходило, но фактически Федоров был не столько православным философом, сколько это был рецидив древнеегипетской религии в современном мире. Он привел в очень большое смущение Льва Николаевича Толстого, прежде всего тем, что так материалистически понимал Воскресение. Но, с другой стороны, Толстого притянула к Федорову одна мысль, которую Толстой называл гениальной, бесспорной и несомненной. И здесь, пожалуй, надо отдать должное проницательности Толстого, потому что утверждение Федорова, если нет Воскресения, то жизнь безнравственна, - это гениальное открытие. Да, Федоров открыл это, с точки зрения материалистической науки, не как религиозный философ, а как честный ученый - материалист, последовательный материалист: раз мы - людоеды, надо сделать так, чтобы мы не были людоедами, а для этого, мы должны трудиться над Воскресением. Другое дело, что Воскресение у него людоедское получилось. Потому что у него всех мобилизуют в армию, существует всеобщая воинская повинность, батальоны, взводы и роты, между людьми распределены обязанности, значит, кто-то там копает, кто-то овладевает силой молнии, кто еще что-то, люди трудятся на передовой, но трудятся не ради убийства, а ради всеобщего воскрешения. Объявляется трудовая мобилизация. Так прямо у Федорова и сказано. Строятся заводы, фабрики. Ну ужас: все это полностью воплотилось. Больше того. Я не знаю, в какой мере вы это застали, но мое поколение еще застало смутно выраженную религиозную систему, в которой, во-первых, большую роль играл институт геронтологии. Этот институт был построен специально для Сталина. Фактически он занимался проблемой воскресения из мертвых: как продлить жизнь вождя. Подобный же институт появился в Китае. Геронтология - геронтологией, но она не скрывала, что имеется в виду жизнь Сталина. Подобный же институт был учрежден сразу после смерти Ленина; он так и назывался: Институт мозга Ленина. И это было не простое действие. Сейчас все как-то упрощают, иронизируют, никак не могут понять, что мы имеем дело с религией. Это научная, но это религия, и она имела свои обряды, свои ритуалы. Поэтому вдруг понадобился мавзолей, поэтому понадобилось бальзамировать его тело. И это не бессмысленные действа. Они хранили заспиртованный мозг, который еще изучают. В первое время даже публиковались отчеты. Был ежегодник мозга Ленина; так он и назывался « Ежегодник мозга Ленина» . Там сообщаются чрезвычайно интересные сведения. В частности, такое: мозг вождя был настолько сработанным, так он отдал себя пролетариату, что, когда притрагивались к нему ложкой, он издавал стук. заизвестковался. Ну, действительно, вождь фактически был инвалидом, у него было полностью заизвестковано полушарие, которое заведует эмоциями. То есть его чудовищная жестокость, совершенно нечеловеческая, странная для человека образованного, - со Сталина спросу нет, но Ленин воспитывался в образованной, интеллигентной семье, где нормально воспитывали, - его чудовищная, нечеловеческая нечувствительность объясняется тем, что то полушарие, которое заведует эмоциональным миром, у него было фактически отключено. Он был просто монстром.

Вскоре после смерти Сталина, где-то в 55 году, я застал постановление о

строительстве пантеона на Красной площади. Вдруг сообразили, что в Мавзолее тесновато становится. В то же время материалистическая литургия бессмертия требует, чтобы у каждого была своя ниша. Но ниша, которая оставляет только горсточку пепла в Кремлевской стене, не устраивала, поскольку желательно, чтобы от фараона оставались все части. Поэтому они готовились построить гигантский пантеон; по постановлению ЦК КПСС это было широко разрекламировано, и, в частности, они говорили, что и трудящимся от этого тоже кое-что перепадет что как только начнут воскрешать вождей, после этого и трудящихся будут.

Вы можете сейчас над этим сколько угодно смеяться, но эти проблемы вполне серьезно обсуждались. И даже возник вопрос очередности воскрешения. И говорили, что первым, несомненно, воскресят вождя мирового пролетариата. Но это для нас, так сказать, близкая тематика, но как бы ушедшая. Скажем, в Корее это не является чем-то ушедшим, в там живой Ким Иp Сен, и триста девушек, которые добровольно отдают свою кровь вождю, эту кровь перекачивают в Ким Иp Сена. Все это носит ритуальны теологический характер. Есть такая религия бессмертия: это - религия тела. А в современной транскрипции это звучит так: в Америке, американское бессмертие. Лет пять назад весь мир облетело открытие, что, если человека замораживать, то кристаллики льда разрывают клетки, на клеточном уровне. И если он пролежит лет двести замороженным, а к этому времени научатся лечить заболевание, от которого он умер, то никого толку не будет, потому что у него разорваны клетки. Но тут какой-то виртуоз выдвинул гипотезу, что если замораживать не таким, а другим образом, то можно заморозить так, чтобы клетки не разрушались. И сейчас в Америке ведутся гигантские исследования по разработке вот такого мгновенного замораживания. И как только эти работы завершатся успехом, вы увидите, как возникнут новые пирамиды и новые фараоны. Сначала это будет дорого стоить, это будет доступно для миллиардеров, потом - для миллионеров и т.д. Появится новая разновидность язычества.

Но пока суд да дело, умирать никому не хочется, всем хочется бессмертия, и поэтому появился черт, который сказал: ну, пока научатся эти клетки штопать! - И он взялся замораживать, построил соответствующий морозильник, и состоятельные люди перед смертью толпами кинулись к нему, в эту заморозку. Это была самая увлекательная история, которую я когда-нибудь читал. Даже был документальный фильм, это потрясающе. Он должен был поддерживать постоянную температуру в морозильнике. но сам-то в эту затею не верил, поскольку понимал, что мертвые все равно мертвы, и перестал эту температуру поддерживать. Но американская добросовестность такова: как только родственники выяснили, что он не следит за температурой, то обратились в суд, и он получил он большой срок наказания. Что касается замороженных миллионеров, то их честь по чести сопроводили в мир иной.

Все это есть продолжающаяся, агонизирующая религия древнеегипетских фараонов. (Ведь до сих пор есть мумии кошек, не только фараонов.) Каждый стремился по мере возможностей как-то себя забальзамировать. Если не всем по карману было вытащить крючком мозг и внутренности разложить в отдельные сосуды, то можно накачаться медом, ну, если не медом, то просто завернуться в пропитанную уксусом ткань. И кое-что до наших дней действительно дошло. Совсем недавно магическое действо мы наблюдали на территории бывшего СССР, когда обрели в Сибири мамонтенка Диму. Это было чудесное зрелище. Этот незадачливый мамонтенок попал в какую-то расщелину, и, поскольку там вечная мерзлота, то он оказался замороженным и преспокойно пролежал до наших дней. Как только его откопали, естественно, сразу возникла идея: а что, если начать не с людей, а с мамонтов? Ну, не воскресить, а полувоскресить этого Диму. А как же можно воскресить? Оказывается, очень просто: взять одну яйцеклетку у этого Димы (правда, мамонтих-то нету сейчас в живых, но слонихи-то есть) и перенести в слониху в московском зоопарке, и слониха родит некоего слоно-мамонта. А потом по генетическим законам, поскольку от белой женщины в один прекрасный день родится негритенок, то рано или поздно родится и чистый мамонт. Вот такая была увлекательная идея; снарядили, естественно, экспедицию, все это стоило многих миллиардов, но неуспех объясняют так: просто плохо транспортировали, не довезли. Во что я даже очень верю; у нас делают уникальные операции. Эта история с мамонтом была последней материалистической мистерией воскрешения, которая происходила на непосредственно на территории нашей страны. Но обратите внимание: архетип, метакодовая структура воскресения в человеке абсолютно неистребима. А потребность в воскресении существует в человеке такая же, как в пище, в дыхании и т.д. Я знал, что у метакода не может быть большого промежутка времени. Смотрите, была заморозка миллионеров - рухнула, мамонтенок Дима - не получилось, ну, думаю, сейчас что-нибудь еще появится. Так и есть! Спилбеpг снимает фильм о том, как по останкам динозавра, оживить динозавра. Америка отбросила все дела: в этом году большей проблемы в Америке не было. Это стало своего рода национальной религией. Ни о чем больше так не пишут американские газеты , как о воскрешении динозавров. Причем защитники природы, которые требуют прекратить издевательства над животными, разбились на партии, на группы, на фракции. Серьезные ученые взывают: да погодите, да как, да это просто невозможно и т.д. Фильм Спилбеpга превратился в некую национальную мистерию. Больше того: ну ладно, в Америке люди с пятиклассным уровнем образованности; но в Европе, в просвещенной Европе, в Париже! этот фильм завладел умами.. Что это? Психоз? Нет. Это - архетип воскресения. Поскольку все-таки большинство людей, независимо от того, посещают они храмы или не нет, являются атеистами. Ну, атеист - это не тот человек, который считает, что нет Бога. Атеист - это тот человек, который « обойтись без этой гипотезы» . Дело в том, что когда Наполеон спросил у математика: « Я не вижу в вашей вселенной место для Бога» . Ученый ему ответил: « А я не нуждался в этой гипотезе, для построения мира мне этого было достаточно» .

Вот атеизм - это такая своеобразная религия, которая Бога как бы выносит, она может ставить под сомнение существование Бога, может не ставить, это уже зависит от психологии человека, но она объясняет мир без Бога. Обратите внимание: воскрешение миллионеров, воскрешение динозавров, Федоровское воскрешение с бальзамированием Ленина и с пантеончиком для вождей, - все это осуществляется людьми без участия божественных, потусторонних сил. Это все, что мы имеем, что есть в нашем распоряжении, что мы можем увидеть и почувствовать и т. д. В этом смысле надо вспомнить интересный спор, который возник в последнее время вокруг небезызвестной Туринской плащаницы.

Христианский мир очень болезненно переживал тот факт, что от Христа не осталось места почитания. Ведь, собственно говоря, главным местом поклонения верующих является место погребения основателя религии. И это произошло не в каком-то отдаленном пространстве, между тем, основатель христианской религии - Иисус Христос не оставляет самого главного: места почитания. Это уж потом все было обретено, после крестовых походов, гробница и пр. А так ничего же не было. И тела, главное, нет. Вот это было для христианского мира было настолько мучительно, что появились люди, которые сомневались, что Он воскрес и среди христиан; им казалось это абсурдным. Даже с точки зрения логики, все нормально: раз воскрес, значит, тела нет. Но ведь человек состоит не только из того полушария, которое уцелело у Ленина, у человека еще есть эмоциональное. Ему хочется прийти на могилу, поплакать, оставить какие-то знаки внимания. А тут этой сердечной теплоты ученики Христа были как бы лишены. Исчезновение тела Христа по-разному объяснялось, в зависимости от того, насколько пламенной была вера. Одни верили, что Он воскрес, другие не верили и говорили, что это Пилат приказал специально, чтобы тело Христа увезти туда, где его невозможно найти. Но во всяком случае, то, что первые христиане не имели об этом твердого представления, свидетельствуют слова апостола. « Многие из вас сомневаются в том, что Христос воскрес» , « из вас» - это из христиан. И тут апостол очень четко говорит, что это недопустимо, « ибо если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна» . Вот я хочу, чтобы вы сейчас подумали: почему так сказано? Самое важное, самое значительное и новое, что по сравнению с более древними (например, египетской) религиями появляется в христианстве, - это представление о духовном бессмертии, о духовном воскресении человека. И, конечно, я вам должен сказать, что эта грань очень зыбкая. Воскрес ли Христос телесно, как полагали одни, или Он не воскрес телесно, как считали другие христиане? - Но и те и другие ни на секунду не сомневались в духовном воскресении Христа. Душа человека, который заповедовал им:« возлюби ближнего своего как самого себя» , была причастна к тому, что называется жизнью вечной. Жизнью вечной здесь, на земле. И вот мы сталкиваемся с совершенно новым представлением. Для древнего египтянина вечная жизнь здесь, на земле - совершенно бессмысленней понятие, так же как это бессмысленно для всех религий, бывших до христианства. Потому что они верили в вечный круговорот явлений, жизни и смерти, разрушения и созидания, конца мира и его начала и т.д. И то, что можно находиться в центре этого круговорота и быть не подверженным ни смерти, ни разрушению, это, конечно, совершенно новая мысль, хотя подобная возникала еще в буддийской религии. Дело в том, что в буддизме также, как и в православной мистерии, очень важен момент погребения заживо. Я вам приводил уже этот пример, и он очень часто упоминается в буддистских текстах. Будда предлагает, как избавиться от соблазнов, от привязанностей к этому миру? Почему надо от этого отказываться? Да потому, что этот мир подвержен смерти, страданиям и разрушению. Как вырваться из этого мира, ведь все подвержено разрушению? « А вы не смотрите в эту сторону» , - говорит Будда. То есть он переносит это в другую плоскость, в другое измерение, в духовный мир. Он говорит: « Вы видите прекрасную женщину, а вы представьте ее старухой, а потом представьте, что с ее тела спадает кожа, потом спадает мясо, потом обнажается череп» . Или вспомним Гамлета.. Для сегодняшнего человека, который воспитан в несколько других традициях, не совсем понятно поведение Гамлета

по отношению к Офелии. Не понятно, почему он говорит ей: « Иди в монастырь» ? Почему, вообще. он от нее открещивается и всячески отталкивает от себя. Не совсем понятна сцена, разыгравшаяся при погребении Офелии и перед этим разговор Гамлета с черепом, который есть обратная цитата из Будды. А разговор такой. « Кто был этот череп?» - спрашивает Гамлет.

« Это же был веселый человек, шут Йоpик» , - говорят могильщики. И вот здесь произойдет прямо противоположное тому, к чему призывал Будда. Будда с лица « снимает» кожу, мясо, и обнажается череп. Гамлет берет череп в руки и говорит знаменитую фразу: « Бедный Йоpик» . А далее он вспоминает, что этот Йоpик когда-то играл с ним на своих коленях, шутил и смеялся как никто другой. То есть он « покрывает» эти кости мышцами и мясом, кожей - вот твое

лицо, Йоpик. Гамлет делает обратное Будде и восстанавливает из черепа лицо, то есть воскрешает и говорит ему: « Ну, что же ты сейчас не улыбаешься, где твои остроты, шутки?» Это поразительный момент встречи христианства с буддизмом, который объясняется это очень просто. Дело в том, что, вероятно, Шекспир был одним из посвященных в мистерии Розенкрейцеров. По крайней мере, у него часто присутствуют символы и знаки Розенкрейцеров.

Череп, например, вы очень часто можете увидеть в монашеской православной келье. Казалось бы, кощунственно, но череп, свеча - постоянное напоминание о смерти. Но было еще замечено, что все черепа смеются. По этому поводу существует множество мистических выдумок. Почему черепа смеются? Знаменитое восклицание Федора Карамазова у Достоевского:« Кто же? Кто же так жестоко смеется над человеком?» Это не Федор Карамазов сказал первым, на самом деле, это сродни древним представлениям Розенкрейцеров о том, что смерть смеется над человеком оскалом черепа. Особенно ярко это можно увидеть в мексиканских обрядах поминовения, которые резко отличаются от наших. Там это день веселья, день карнавала. Черепами украшают улицы, черепа делаются из сахара, люди их надевают. У нас это тоже присутствует в надевание тыквы в виде черепа на голову человека, но это очень по-детски. А у них это очень веселое празднество, где черепа съедаются. Отчасти такой обычай есть в Африке, где на похоронах играют очень веселую музыку. Не надо думать, что люди при этом не страдают, не мучаются, но по обряду положена веселая музыка.

Мистерия смеющейся, пляшущей смерти - это гравюры Гольбейна. Он тоже был посвященным. И у него постоянно присутствует смерть на свадьбах, смерть в виде скелета принимает на руки новорожденного ребенка, на пирах все смеются, и смерть сидит и радуется вместе со всеми. Но здесь везде надо прозреть смысл ее присутствия, так как поверхностно ее присутствие там абсурдно. Но вот последняя гравюра: смерть на похоронах самой смерти. И в этом некая тайна, которую очень хорошо передал Велимир Хлебников. Сам Хлебников считал себя буддистом, поскольку он родился в Колундской ставке под Астраханью в столице буддизма. Он очень этим гордился и действительно считал себя посвященным, считал себя Буддой - Аватаpой в одном из воплощений. У него эта мистерия смерти, попирающей смерть, что в православной мистерии Иисуса звучит, как « смертию смерть поправ» , записана как МИРСКОНЦА (мир с конца). Что же происходит в его мистерии? Поля и Оля - два действующих лица. И начинается действие с того, что старушка Оля хоронит старичка Полю. Потом его вынимают из могилы, и процессия направляется домой, где его кладут из гроба на постель, на которой он умер. И далее он встает с этой постели и т.д., то есть действие развивается в обратном направлении, доходит до момента их свадьбы и т.д., потом по сцене их провозят младенцами в колясочках. То есть, если жизнь человека прокрутить от будущего к прошлому, то она становится не такой абсурдной. Действительно, если бы жизнь человека начиналась со смерти и кончалась зачатием, то было бы не так плохо.

Теперь я подвожу вас к очень важному для меня моменту (в частности, в теории метакода), который мне нигде не встречался. Ну, а существует ли движение времени не из прошлого в будущее, а из будущего в прошлое где-нибудь в природе? Я позавчера был там, где это существует, а именно в Дубне. Они показали мне ускоритель элементарных частиц. Один ускоритель был величиной с это здание, другой уже немножечко поменьше, модернизированный, величиной с этот стол, кстати, более мощный. Частицы, которые разгоняются в этом ускорителе, несутся со скоростью, близкой к скорости света. Так вот, по мере того, как скорость приближается к световой, тем больше замедляется время. Практически уже при скорости световой время становится « вечным» , то есть вот эти частицы, настолько мгновенны, что их удается запечатлеть на фотопластинке, - они оставляют след, а для себя они живут вечно. Если бы мы на них присутствовали, то мы бы сказали, что субъективное время вечно. То есть, с нашей точки зрения, они живут мгновенно, а с объективной научной точки зрения, они живут бесконечно долго. Понимаете, какой потрясающий момент. Значит, существует, оказывается, вечная жизнь, там, где скорости процессов близки к световым. Но вы скажете: а где эти скорости, близкие к световым? Ведь это от нас с вами очень далеко, ведь мы с вами не можем нырнуть в этот ускоритель. Или мы знаем: там где-то в космосе есть объекты, которые мчатся с субсветовыми скоростями. Что же, это невероятно? Ничего подобного. Здесь, в этой аудитории нас с вами пронизывают неисчислимое множество частиц, которые мчатся как раз с такими скоростями. А это означает лишь только то, что вечная жизнь - абсолютно достоверная реальность мироздания, о которой мы с вами и без всяких ускорителей, без всякой микро- и макрофизики, знаем, потому что у нас с вами есть знание вообще о вечной жизни. У нас есть не только знание об этом, у нас есть тоска по вечной жизни, которая вот так трогательно воплощается. Я сейчас специально не касался религиозных систем, а просто показал, как все это в современном мире трансформируется.

Вы воспитаны в традиции немецкой философии, которая считает, что духовное и материальное - это абсолютно разные вещи.. Что же, не надо эти виды энергии отождествлять? Кто сказал: « Не надо?» И в том, и в другом случае мы говорим « жизнь» . И пользуемся этим словом, и говорим: « Жизнь электрона, время электрона...»

Дело в том, что скорость 300000км/сек - это скорость света в вакууме. Кроме того, с близкими скоростями движутся невидимые для нас частицы. Нейтрино, гравитационное излучение - невидимый « свет» , тоже свет, только не видимый очами. Физическая и духовная реальности, с точки зрения ортодоксальной, современной системы образования, принимаются за абсолютно разные вещи.

Я же утверждаю, что все это мы с вами знаем. Многие знания принято интерпретировать, как « субъективные» . На самом же деле это есть объективные знания о вечной жизни, которые совершенно объективны, которые абсолютно реально присутствуют во вселенной. Естественно, что физик их нащупывает на « физическом» . уровне. Он видит траектории частиц. Естественно, что поэт ощущает это как « чудное мгновенье» . Или так, как у Гете сказано: « Остановись, мгновенье! Ты прекрасно» . То мгновенье, к которому стремился Фауст: вечно длящееся мгновение, оно мгновенно, но оно и вечно. Естественно, что тут просто разные задачи и разный язык описания. Но надо понять одну очень важную вещь: что если есть какой-то толк от современной науки и от всего, что она сделала, так это то, что самые сокровенные, самые мистические человеческие устремления обрели неожиданное подтверждение там, где прежде всего ждали опровержения. Фактически, стало достоверным и ясным, что вечная жизнь - это реальность не только субъективная и духовная, но космическая и физическая. А проще говоря, она пронизывает все уровни всех реальностей. В чем смысл мистерий воскрешения? Смысл их заключался всегда в одном: надо пережить смерть. И вот почему, когда частица достигнет скорости света, дальше скоростей нет, и физика на этом кончается. Физика здесь ничего не может сказать. Но если представить себе скорость, большую скорости света, то здесь возникнет совершенно неожиданное: время изменит свое направление. Оно начнет двигаться не из прошлого в будущее, а из будущего в прошлое. Произойдет то, что описано в мистерии Хлебникова « Миpсконца» . Но ведь Велимир Хлебников не мчался со скоростью 300000 км/сек и больше. Он этого как бы знает и воспроизводит, воссоздает из своего внутреннего мира. И это является сущностью всякой мистерии. В каждой мистерии посвящения очень важен момент сопогp****ия, будь то масонская, Элевсинская мистерии, православная мистерия выноса плащаницы в Страстную Пятницу, когда мы все сопогpебаемся со Христом. Когда человек при жизни переживает свою смерть, то он обретает и то, что называется « жизнь вечная» , знание о жизни вечной, о Воскресении. В этом смысл мистерий посвящения, и их объективная, абсолютная значимость. Потому что в этих мистериях человек выходил за биологические пределы, физические, космические ограничения, в которых мы все с вами находимся, и становился сопричастным вечной жизни мироздания

В конечном итоге, смысл того, о чем я говорил, заключается в том, что вечная жизнь субъективна, это то, что есть в каждом из нас, но это субъективное обладает вполне значимой космической реальностью. Можно назвать очень много авторов, которые в той или иной форме об этом сказали. Можно назвать и « Розу мира» Даниила Андpеева, и « Игру в бисер» Германа Гессе.. Конечно, я хотел бы обратить внимание на то, что никогда люди за всю историю человечества не обладали столь достоверным знанием о бессмертии и о вечной жизни, как сейчас. Потому что фактически итог двухсотлетнего развития научной мысли, которая вся была построена на отрицании этой реальности и стремилась ее разрушить, в том, что она пришла к этой реальности.


Вопрос из зала о дуализме в современной микрофизике, о частице-волне и о тождественности энергии и материи.


Ответ: Здесь мы можем вспомнить замечательную книгу физика Освальда, его учение об энергетизме, которое даже удостоилась критики вождя мирового пролетариата. Освальд доказывает, что в основе лежит не материя, как считают материалисты, а энергия. Но только при этом надо почувствовать и понять еще одно: когда мы говорим « энергия» и « материя» , то надо перекодировать это на язык чувств. В этом суть метакода. Как филолог я же все равно знаю, что, когда физик говорит: « материя» , он имеет в виду не материю, из которой брюки шьют. Нет, для него материальное - это телесное. То, что можно потрогать, тактильность, осязаемость, то, что апостол Фома требовал от Христа. Он говорил: « не поверю я , что Христос воскрес, пока не вложу персты в Его раны» . Христос появляется через закрытые двери, беседует с ними, на всякий случай ест, чтобы убедить их в том, что Он материально воскрес, на материальности настаивает, а потом говорит апостолу: хотел ты, удостовериться? Удостоверься. Тот попробовал: да, действительно, Христос. Ты почувствовал и поверил, ты увидел и поверил. но « блаженны, не видевшие и поверившие» . Итак, материальность есть познание на уровне тактильности, на уровне осязаемости. Теперь открывается другое - энергетизм. Энергию не почувствовать, не потрогать. Потрогать - это почувствовать; это уже более высокий мистериальный уровень.

И чтобы понять особенность моего подхода, нужно обратить внимание вот на какую вещь. Я как филолог знаю, что физики, пользуются теми же словами, что и мы с вами. Например, Эйнштейн говорит: « Мчатся со скоростью света два объекта» . Что значит - объекта? Объекты ведь одушевленные, вот в чем дело. В учебнике рисуют двух человечков, говорят, что это условность, но их изображают, у них на руках часы, человечки на эти часы смотрят. Поэтому надо сказать, что любые попытки науки обойтись без нас с вами, человечков с часами или без часов, ни к чему все равно не приведут. Так как и в микро- и в макромире нас с вами расположили. И все равно, говорят ли они « точка, материя, энергия и т. д.» , они говорят о вещах, о которых мы с вами знаем, о вещах субъективных. Поскольку все строится из наших с вами личностных, индивидуальных, субъективных представлений, и никуда от этого не уйдешь. Поэтому надо с большим уважением относиться к своему субъективному миру. Хотя нас с вами всю жизнь учили, что через это надо перешагнуть, надо к объекту стремиться, а между тем, необходимо с огромным вниманием относиться к субъективному знанию. Помните, Гамлет сказал: « Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» .

Текст подготовлен Оксаной Старостенко, Евгенией Валентиновной Горской.


Институт Истории Культур


Рецензии