А. Брагин - в мировой поэтической элите, часть 2

       Публикую свою посмертную статью( журнал "Академия
       поэзии, декабрь 2006 года) о великом Поэте Анатолии
       Ивановиче Брагине (1935 - 2006).

       ПРОДОЛЖЕНИЕ

       А.БРАГИН - ТРУДОГОЛИК

       О трудолюбии поэта говорит, хотя бы, количество созданных им произведений. За
 более, чем полувековой период творческой деятельности, создано около 1500
 стихотворений и 5 поэм!
       К сожалению, опубликовано всего около половины брагинского фонда. Но дело,
 разумеется, не только в количестве.
       Анатолий Иванович очень трбователен и, даже щепетилен, ко всему, что выходит из-под его пера. Здесь уместно привести диалог двух поэтов: Анатолия Брагина и Марии
 Авакумовой.
       А. "У меня, вот, получается сто вариантов одного стихотворения, сложно найти верный путь".
       М. "Тихо! Никому не говори об этом".
       А. " Почему?".
       М. " А как же вдохновение?".
       А. Внимание! "В том-то и заключается вдохновение, чтобы упорно искать решение
       возникающих противоречий".

       Трудолюбие поэта специфично, оно тесно переплетается с вдохновением. Вернее
       сказать, эти два понятия неразрывны.
       Творчество поэта всегда связано с поиском истины. И когда он поглощен любимым делом - понятие "рабочий день" теряет свой изначальный смысл. Идет творческий
 процесс!

       МЕЖДУ СТРОК

       Кучерявый ветеран,
       Понимай, что лыс,
       Заманил лисиц в капкан,
       Понимай, что крыс.

       Он в поступках - сумасброд,
       Понимай - дитя,
       Похвалил его народ,
       Понимай - шутя.

       Пьет отличный самогон,
       Понимай - любой,
       И людьми доволен он,
       Понимай - собой.

       Ценит мнение людей,
       Понимай, ни в грош,
       Друг животных и детей,
       Понимай, как хошь!


       ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА

       Отдельно о языке. Язык Анатолия Брагина чист, как родниковая вода. Он обходится без иностранных слов, кроме общепринятых. В его языке нет блатного жаргона, нет скабрезностей разного рода и даже намеков на нецензурные выражения.
       Поэт очень ревностно и очень внимательно следит за чистотой великого и могучего русского языка!
       В целом, в творчестве поэта можно отметить: ироничный и мудрый взгляд на простые
 вещи, философские обобщения, совершенство и изящество формы, остроумие, любовь к человеку и природе, музыкальную напевность стихов.
       Он впитал все многообразие мировой поэзии. При этом выковал свой собственный, брагинский стиль, воплощающий живое слово, глубину исследоания жизни, тонкий юмор и почтительное отношение к читателю.
       Чаще всего, это зарисовка, короткая новелла, в которой заложена глубокая остроумная
       мысль.

       ЛЕНЬ

       Исходя из заблужденья,
       Лень - созданье для битья -
       Не достойна снисхожденья,
       Оправданья, бытия ...

       Лень скажу тебе, коллега,
       Не порок и не беда,
       А защита человека
       От никчемного труда.

       Если лень преодолели,
       Значит, трудимся во вред:
       Творчество не знает лени,
       И в любви ленивых нет.

       " Этой глупости не делай!" -
       Молвит внутренняя речь,
       " Неохота!" - вторит тело ...
       Слушайся и не перечь!

       А поскольку люд греховен,
       И дела его грешны!
       Лень - защита, час неровен,
       И от козней сатаны.
       1999г.

       О ПОЭЗИИ

       В высокой поэзии есть что-то неуловимое, божественное, а порою - даже мистическое.
 Это и есть третья составляющая таланта, которой в полной мере обладал Поэт Анатолий
       Брагин.
       За долгие годы мне посчастливилось провести с Анатолием Ивановичем многочисленные
 и разнообразные беседы - когда просто так, когда за "чашкой чая". Тематика от А до Я.
       Нередко доводилось задавать Мастеру вопросы о том, есть ли поэзия в каком-то произведении или в целом у поэта имярек. Чаще всего ответ был отрицательный.
       Поэзия не терпит морализаторства, пустопоржних описаний, графоманства. И надо
 отдельно отметить, не терпит безапеляционности. Настоящий поэт всегда находится в мучительном поиске истины, в раздумиях и сомнениях.
       Поэзии свойственны игривость, юмор, образные сравнения, метафоры - параллельно с
 глубоким, философским осмыслением темы. Все эти истины почерпнуты из бесед.

       Осень. Осина. Оса.
       Чувствую связь между вами...
       Впрягшися в два колеса,
       Шел я в лесок за дровами.

       Там накорчевывал пней,
       Ночью гнилушки светились.
       Осень. Осина, на ней
       Красные листья крутились.

       Не проявляй чудеса,
       Те, что положены магу,
       Ты из осины, оса,
       Сделай поэту бумагу!

       Сегодня вся литература и ее составная часть - поэзия - переживают не лучшие времена. До смешного малы тиражи непериодических изданий, да, и перидических тоже.
       Все, кому не лень, получили неограниченные возможности издавать свою графоманию.
       Только плати.
       В массовом наплыве стихотворной продукции рядовому читателю стало почти невозможно разглядеть Поэзию. Об этом горькие строчки поэта.

       СРЕДИ ОБЪЯВЛЕНИЙ

       Ни на конкурсной основе,
       И ни на какой иной,
       Хоть, лови меня на слове,
       Я не встретил ни одной ...

       Ни одной писульки узкой,
       Ни одной на целый свет,
       Где бы требовался русский
       Замечательный поэт.

       Если подло лицемерить,
       То какого же рожна
       Нас стараются уверить,
       Что поэзия нужна!
       1998г.

       Но в последнее время наблюдается отторжение графомании. Это выражается в том, что продать такие графоманские книги стало очень сложно. Народ прозревает.
       Вот пример. Недавно один, с позволения сказать, поэт проводил вечер встречи, где собралось несколько сот человек. И он не продал ни одной своей книги!

       ОЗОРСТВО А.БРАГИНА

       История мировой поэзии подтверждает тезис о том, творчество большого мастера многолико и многогранно. И одной из граней творчества является озорство, насмешка над ложной серъезностью людей, над их апломбом и напыщенностью.
       А.Брагин, несомненно, обладает и этим даром.

       Пишут сердцем стих нескучный,
       Мне-то что! Валяй, хоть почкой!
       Головой писать сподручней,
       Шевельнул мозгой - и строчка!

       Голова, ты нынче - дура,
       Я не дам тебе за это
       Ни Тибулла,
       Ни Катулла...
       Переваривай газету!

       Если ты не станешь мудрой
       и не дашь мне слов охапки,
       Состригу с тебя все кудри,
       И в мороз пойду без шапки!
       1980г.


       ДВЕ БЕДЫ

       Всю творческую жизнь Анатолия Брагина сопровождают две беды: цензура и зависть.
       Хотя цензура и закончилась вместе с советским периодом нашей жизни, поэту пришлось хлебнуть немало горестей и унижений. Бороться приходилось за каждую строчку, а
 то и слово. Чуть ли не каждая строчка рассматривалась под микроскопом в поисках тайного смысла.
       По этому поводу Анатолий Иванович как-то приводил слова Белинского:" Если писатель
 начинает врать, его покидает ум и талант".
       Хотя, по словам поэта, абсолютное большинство авторов, в их числе гранд советской поэзии Евтушенко, без особой борьбы шли на изменения и дополнения своих текстов.
       На вопрос, почему так же строго не проверяются другие авторы, редакторы отвечали; нам, дескать и так ясно, что там проверять нечего.
       Высшей точкой цензуры было действо партийного функционера А.Беляева. По его
       указанию был пущен под нож, вышедший тиражом 30 тыс. экземпляров, сборник стихов А.Брагина "Общая тетрадь", изд. "Молодая гвардия", 1983г.
       Правда, к этому времени, к великой радости автора, три тысячи экземпляров уже разошлись!
       А гонорар был получен, но ... через суд!
 Да! Цензура была суровой. Эта "строгая дама", как известно, весьма неравнодушна к людям талантлдивым и принципиальным, каким был и остается Анатолий Брагин.
       Делать было нечего, оставалось шутить.

       Редактор вырубил строфу
       Из моего стихотворенья:
       Мол, ты не Пушкин, не Ду Фу...
       А Брагин...
       Это без сомненья!

       И две строфы похерил вдруг -
       И улыбается холера!
       " Что делать, батенька!
       Венера
       Милосская,
       И та без рук!".

       А.Брагин много выступал, разъезжая по всей стране.По признанию самого поэта, эти
 дни и часы единения с народом были самыми счастливыми в его жизни.
       А мне видится одна из фотографий того периода. Бравый мужчина с горящим взором, у которого волосы развеваются на ветру, держит не только в руках микрофон, а, главное,
       держит в напряжении огромную толпу восторженных поклонников.
       Картина, достойная кисти художника!
       
       Однако, эти выступления омрачались, как мелкими пакостями, вроде отключения света или микрофона, так и более серъезными инцидентами.
       А объяснение тут простое. Анатолий Брагин во время выступлений отличался от других артистичностью, задором, остроумием.
       Но главное: он никогда не пользовался шпаргалками, независимо от длительности встречи.
 Только наизусть!
       Чем вызывал еще большее уважение у благодарной публики, а у коллег - раздражение...
       Многочисленные "рассказы в картинках" об этом времени от первого лица, поэта А.Брагина, представляются то фантастическими, то анекдотичными...
       Невероятно, интересно! Только эта тема - для другого разговора.
       А теперь, чтобы отвлечься от грустных размышлений, еще один пример творчества поэта.

       ГРИПП

       Грипп однажды подхватил я,
       Он меня в дугу согнул,
       И на метод эффективный
       Мне товарищ намекнул.

       Наведи, мол, водки с перцем,
       Пропусти стакан, другой...
       И полЕгчает на сердце,
       И заразу - как рукой...

       И, приняв совет премудрый,
       Пил лекарство я, как вол,
       Только вирус почему-то
       Даже ухом не повел.

       Видно, водка с новой ролью
       Не освоилась, балда...
       Не поправил я здоровье,
       А напился, как всегда.

       Конец 2-й части. Е.РОДИН,
       журналист
       









       


Рецензии