НГ E libris Визуальное стихотворение Константина К

Привет от Малевича
Или твист на его останках?
2008-09-25 / Елена Сафронова


Визуальное стихотворение можно процитировать только так.
Стихотворение К.Кедрова. Иллюстрация из книги
Другие, № 1, 2008

Непривычно затевать рецензию на литературный альманах без цитат… Но как процитировать фотографию? Графику-текст? Фигурные стихи? Возможно ли убедительно воспроизвести вне контекста строку Гийома Аполлинера, изогнутую струйкой из фонтана «Tous les souvenirs de naguere…»? На какие значимые фрагменты, в отличие от «традиционных» стихов с чередованием рифм и ступеньками строчек, можно разделить целостную видеому, где роль атома художественного смысла играет каждый штришок?..

В таком затруднении застывает рецензент в позе роденовского мыслителя над альманахом «Другие» (бумажная версия вышла ограниченным тиражом 300 экземпляров).

Этот альманах (изначально – журнал визуальной поэзии) вышел второй раз. Еще недавно проект находился в подвешенном состоянии, но ситуация изменилась. «Визуалисты» торжествуют: ожидается, что альманах будет выходить регулярно два раза в год объемом не менее 200 страниц, на хорошей бумаге и с цветными иллюстрациями. Для журнала визуальной поэзии видеоряд – жизненная необходимость. Скажем, на синей обложке свежего номера в центре красуется небольшой черный квадрат в красной рамке со словом «ДРУГИЕ». Привет от Малевича? Или твист на его останках? А пусть читатели-зрители гадают, что господин оформитель хотел сказать... и что хотели сказать авторы альманаха.

 

Их подбор во втором номере впечатляет: Гийом Аполлинер, Сергей Кынчев, Александр Моцар, Константин Кедров, Елена Кацюба, Евгений В.Харитонов, Александр Фролов, Эдуард Кулемин, Наталья Рубанова и ряд других Других. О таланте совокупной «команды» альманаха свидетельствует уже то, сколь мощное по смыслу слово она взяла девизом – он же название – он же credo. Замышленный как «знамя» визуальной поэзии, альманах «Другие» уже ко второму номеру сильно расширил собственные рамки до всей неформатной литературы.

Под «форматом» и «неформатом» Другие понимают некое противостояние между мейнстримом старых толстых литературных журналов и различными проявлениями авангарда – каковые имеют тоже долгую историю, если вспомнить о том же Аполлинере, Малевиче и обэриутах. Их позиция в искусстве: если автор не традиционен, это не значит, что он бесталанен – он просто Другой автор. Он способен «нарисовать» стихотворение – как юбиляр текущего года Андрей Вознесенский, родоначальник «видеом» в русской поэзии, которого «Другие» поздравили с 75-летием. Он раскладывает строки на слова, а те – на звуки, пока не остается цветная смальта, материал для строительства новых литературных форм.

Меня лично пугает процесс атомизации поэзии – но не признать Другую литературу качественной и интересной значило бы погрешить против истины. «Другие» тенденции в литературе все более ширятся, о чем свидетельствует и существование интернет-журнала литературно-художественного авангарда «Другое полушарие» (как настойчиво педалируется мотив инакости!), пятый номер которого уже увидел свет. Авторы «Других» (проект Евгения Степанова и Евгения В.Харитонова) и «Другого полушария» (проект Евгения В.Харитонова) частично дублирую
Разместить в LiveJournalНу что ж – для великой русской литературы быть Другим, не таким, как все, и честно, и почетно.


Рецензии
Константин, очень точное и омстроумное наблюдение в дневнике за 25 сентября. Попытка закрыть литературу свойственна чаще всего творчески беслодным людям, которые уже не способны ничего SOSтворить. Хотя всегда нужно повторять находки предшественников, чтобы старое не забыть...

Владимир Монахов   26.09.2008 07:37     Заявить о нарушении