Литературные премии и сетевая поэзия

 
 Вы будете удивлены, как много в нашем государстве премий, раздаваемых за поэзию. Только по жанрам:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕМИИ РОССИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕМИИ
ИМЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ
АХМАТОВСКИЕ ПРЕМИИ
ПРЕМИИ СОЮЗОВ ПИСАТЕЛЕЙ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ
ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРЕМИИ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ
ПРЕМИИ КНИГОТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ С УЧАСТИЕМ РОССИИ

 Ну как, впечатляет? Думаю, достаточно, и по количеству, и по размерам, чтобы назвать наше время ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ ПОЭЗИИ! Потому что в отношении премий с нами никакой девятнадцатый век не сравнится, не говоря уже о каком-нибудь двенадцатом, с его «Словом…».

 Понятно, что для обзора эдакой прорвы конкурсов и премий никакой монографии не хватит. Поэтому, предлагаю кинуть взгляд в сторону хорошо известной вам российской национальной премии «Поэт».
«Лауреату премии «Поэт» вручаются диплом, нагрудный знак и денежное вознаграждение, сумма которого эквивалентна 50 000 долларов США». («Статус премии»)
Вот они, лауреаты:

2005 год.
Александр Кушнер
Сайт Александра Кушнера
www.kushner.poet-premium.ru
________________________________________
2006 год.
Олеся Николаева
Сайт Олеси Николаевой
www.nikolaeva.poet-premium.ru
________________________________________
2007 год.
Олег Чухонцев
Сайт Олега Чухонцева
www.chuhoncev.poet-premium.ru
________________________________________
2008 год.
Тимур Кибиров
Сайт Тимура Кибирова
www.kibirov.poet-premium.ru
 Вот и образцы творчества этих, без преувеличения, живых классиков:

Александр Кушнер

* * *

Посчастливилось плыть по Оке, Оке
На речном пароходе сквозь ночь, сквозь ночь,
И, представь себе, пели по всей реке
Соловьи, как в любимых стихах точь-в-точь.
Я не знал, что такое возможно, — мне
Представлялся фантазией до тех пор,
Поэтическим вымыслом, не вполне
Адекватным реальности, птичий хор.
До тех пор, но, наверное, с той поры,
Испытав потрясенье, поверил я,
Что иные, нездешние, есть миры,
Что иные, загробные, есть края.
И, сказать ли, еще из густых кустов
Ивняка, окаймлявших речной песок,
Долетали до слуха обрывки слов,
Женский смех, приглушенный мужской басок.
То есть голос мужской был, как мрак, басист,
И таинственней был женский смех, чем днем,
И, по здешнему счастью специалист,
Лучше ангелов я разбирался в нем.
А какой это был, я не помню, год,
И кого я в разлуке хотел забыть?
Назывался ли как-нибудь пароход,
«Композитором Скрябиным», может быть?
И на палубе, верно, была скамья,
И попутчики были, — не помню их,
Только путь этот странный от соловья
К соловью, и сверканье зарниц ночных!

2 0 0 1


Олеся Николаева

С Е М Ь Н А Ч А Л

I
Выходя из города, где хозяйничают новостройки, новоселы и нувориши,
желание выбиться в люди, быть счастливым, убедить себя, что не страшен ад,
о дерзновеннейшая из женщин, душа моя,
       не поднимай горделивую голову еще выше,
не оглядывайся назад!

II
Выходя из города, где кто-то любил кого-то,
где кто-то играл кому-то лучшую из Моцартовых сонат,
и рояль был совсем расстроен, и у Эроса облупился нос,
       и с Орфея осыпалась позолота,
о, не оглядывайся назад!

III
Выходя из города,
       где праздновали дни рождений, дорожили мнением моды,
где, на панихиде встретившись, говорили: «Ба! Давненько не выделись!»,
       пили вино и отщипывали виноград,
где болели хандрой и раком, убивали детей во чреве и принимали роды, —
о, не оглядывайся назад!

IV
Выходя из города, где тщеславились обильным столом, нарядом и башмаками,
задавали себе вопросы: «Зачем это все мне надо?» и «Что это мне дает?»,
доказывали, что добро обязано быть с кулаками,
о, не оглядывайся, душа моя, но смотри вперед!

V
Выходя из города, на который и жена праведника оглянулась,
ибо не всякая любовь остыла, и воспоминания разрывают грудь,
и не всякая стрела пропала, и не всякая струна прогнулась,
но ты, о душа моя, о душа моя, об этом — забудь!

VI
Выходя из города, в котором хоть один купол еще золотится
и хоть один колокол на высокой башне уверяет в том,
что не каждое слово — погибло и не каждая слеза в прах возвратится,
но ты, о душа моя, не оглядывайся: замрешь соляным столпом!

VII
Выходя из города — уже поверженного, уже лежащего в пепле,
где даже оплакать некому своего мертвеца,
о, не оглядывайся, душа моя, — забудь, оглохни, ослепни,
когда Господь выводит тебя из города твоего отца!


Олег Чухонцев

* * *

Слова все сказаны споры разрешены
а после того как сказаны все слова
окаменелость какая-то чувство вины
или бесчувствие не поймешь уже как трава
как песок под лопатой и не поймешь по ком
глуховатые как судьба эти комья глины
отдающие в позвоночнике а потом
только редкие облака только куст крушины
все что искрою Божьей было пока она
у небес разверстых разом лишилась плоти
и мелка ль глубока ли смертная глубина
ей уже все равно в астральном ее полете


Тимур Кибиров

Песнь Сольвейг

Вот, бля, какие бывали дела —
страсть моё сердце томила и жгла —
лю, бля, и блю, бля,
и жить не могу, бля,
я не могу без тебя!
Прошлое дело, а всё-таки факт —
был поэтичен обыденный акт,
был поэтичен, и метафизичен,
и символичен обыденный фак!
Он коннотации эти утратил.
И оказался, вообще-то, развратом!
Лю эти, блю эти,
жить не могу эти,
das ist phantastisch!
O, yes!
Уж не собрать мне
в аккорд идеальный
Грига и Блока
с бесстыдством оральным
и пролонгацией фрикций. Но грудь
всё же волнуется — О, не забудь!
Лю, бля, и блю, бля,
и жить не могу, бля,
я не могу без тебя,
не могу!
А на поверку — могу ещё как!
Выпить мастак и поесть не дурак.
Только порою сердечко блажит,
главную песню о старом твердит:
лю, говорю тебе, блю, говорю я,
бля, говорю я, томясь и тоскуя!
Das ist phantastisch!
Клянусь тебе, Сольвейг,
я не могу без тебя!

Опубликовано в журнале:
«Знамя» 1999, №4

 Тексты приведены с сайта премии «Поэт» http://www.poet-premium.ru, кроме текста Тимура Кибирова, стихов которого на этом сайте нет почему-то. «Песнь Сольвейг» взята с сайта Журнальный зал http://magazines.russ.ru

 В стихосложении, помимо вдохновения, есть изрядная доля ремесленничества. Прежде всего, деление на сопоставимые отрезки, в современной русской поэзии, кроме того, от вас потребуют небанальную рифму, правильный ритм, соблюдение размера (кроме формы, добавим, есть ещё и содержание).

 Так вот. Отсюда и проистекает убеждение, что есть поэты «настоящие» и «графоманы». Вот, например, что сказала известная поэтесса Римма Казакова во время интернет-конференции, проведённой 11 декабря 2006 в 17:00, на http://www.litclub.ru:
- Уважаемая Римма Фёдоровна, чем отличается поэзия признанного мастера от обыкновенного, можно ли быть настоящим поэтом без "документа"? (Олег1306)
- А чем отличается настоящий мастер от рядового писаки? Какие знаки отличия должны быть на настоящем авторе? Талант всегда очевиден. И любой легко определит, кто талантлив, а кто нет.

 Вот так. Мол, «настоящего» сразу видно. Однако, я, как читатель, с этим не согласен. Творчество самой поэтессы тоже отнюдь не бесспорно:

Меня ливнями било.
Меня солнцем насквозь прожигало.
Время тяжестью всей,
словно войско,
по мне прошагало.
(Римма Казакова, сайт «московские писатели»)

 Мне, читателю, эпатажная Даша Давалина интереснее Олеси Николаевой, а творчество Кушнера, Чухонцева и Кибирова кажется ничуть не привлекательнее и технически ничуть не совершеннее творчества многих «графоманов» на искромётных просторах стихи.ру. Потому-то я и предпочитаю не выискивать стихи лауреатов, а «бродить по сети».

 Налицо наличие двух поэзий: поэзии премиальной и поэзии самой по себе. Нельзя сказать, что они, как две планеты, никогда не соприкасаются. Бывает, и сетевые авторы премии получают, и мэтр Константин Кедров, например, активен на стихи.ру. НО, это всё-таки разные поэзии.

 Как было бы просто, если бы что отмечено премиями, то и интересно! Однако, премиальная поэзия, как правило, скучна, банальна и однообразна. Без премий вы можете и не заметить этих стихов среди множества подобных. Кроме того, у неё есть ОСОБЕННЫЙ АПЛОМБ. Стихира, дескать, это трэш, хлам, плагиат и графоманство. А на самом деле, что мне, читателю, до этих премий? Вот и приходится пока самому рыскать по сети в поисках жемчужин…


Рецензии
а почему бы не искать хорошие,достойные и содержательные стихи,где бы они ни были:и у известных и раскрученных авторов,и у почти совсем неизвестных,которые,может быть,ещё вообще нигде не отметились? не понимаю,зачем нужно противопоставлять известных и неизвестных авторов? давайте замечать и достоинства,и недостатки и тут,и там

Серж Конфон 2   22.01.2014 15:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.