Поцелуй королевы Марго
_________________________ ________________________
1. . Кадриль с не-зелёными рукавами
2. . Поцелуй королевы
3. . Мечты об Эльдорадо
4. . Двойное воздушное амонтильядо с Франсуа Вийоном
5. . Carol горного короля
6. . reminiscence de la Reine Margot
7. . Прекрасная Маркиза
8. . Сатурналия
9. . Путь без названия
10. Утровечер неподсудного дня
11. Чёрный сонет или Моя любимая
12. Прометей
_________________________ ________________________
___ Кадриль с не-зелёными рукавами ___
Мне милая моя не подаёт руки.
У милой у моей – железные глаза.
Хоть издали она – такая егоза!
Но ближе подойдёшь – кинжалы и штыки.
А я и рад, дурак, что нрав её суров,
И что язык – острей, чем крючья алебард.
Проходят как во сне январь, февраль и март, –
Всё в той же мы поре, в том – лучшем – из миров.
Ах, милая, решимся станцевать кадриль! –
Чтоб талия твоя ладони жгла... И вот:
Несёмся мы, как вихрь, – бок-о-бок, взад-вперёд...
Но – чувствую – уже за десять тысяч миль.
Наверное, смешно... – так я же и смеюсь! –
Тактично промолчав?.. осмелившись, – сказав?..
У милой у моей – железные глаза.
Двух разнородных тел мистический союз.
____ Поцелуй королевы ____
Выдох!
Задержу дыханье.
Удержусь в седле. Зажмурюсь.
Обхвачу коня за шею.
Ветер прыгнет мне за ворот...
Вспышка!
Сердца трепыханье.
Шум сердитых людных улиц –
Не смолкает... Как во сне, я
Проношусь – сквозь белый город.
Крикну!
Не слышны зимою
Грома гулкие раскаты.
Сквозь дыру в нависших тучах
Вижу зеркала кусочек.
Выше!
Это что такое?!. –
Я стремглав лечу куда-то;
Вихрь морозный уши плющит,
Мельтешенье белых точек...
Хохот!
Стаи странных льдистых
Червячков перед глазами.
Проглотить пытаюсь воздух,
Зубы сжав... Валюсь устало
В снег.
На скатах крыш ребристых –
Королевы Снежной сани.
Вдоха нет. Холодный всполох...
Миг – и никого не стало.
__________ Мечты об Эльдорадо __________
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . От жажды умираю над ручьём.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Смеюсь сквозь слезы и тружусь, играя.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Куда бы ни пошел, везде мой дом,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Чужбина мне - страна моя родная.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Франсуа Вийон, Баллада поэтического состязания в Блуа)
О, сколько тайных черт живёт в лице твоём!
И сколько страшных грёз зажгли они в сердцах!..
Все жертвы им верны – до самого конца.
Гнезда над ними ворон не совьёт.
Они текут, как сон, как талая вода.
Их сложно распознать, их осушить нельзя.
И – веришь, что пройдёшь – от пешки до ферзя...
И с этой точки нет пути назад.
В глазах твоих дрожат вечерние огни,
В них Эльдорадо свет и грусть зашедших лун...
Беседу подменив – цепочками лакун, –
Вдруг замечаешь: сердце не саднит.
Мечтая провести с тобою ночь вдвоём,
Кто золотую пыль в ладонях не держал,
Не видел, как плывёт наверх слепящий шар?.. –
От жажды умирая над ручьём...
__ Двойное воздушное амонтильядо с Франсуа Вийоном __
Я выиграл, но снова проиграл.
Спасение – нашёл и потерял.
Обрёл свободу вирусных программ,
Из виртуала перейдя в реал.
Я был рождён – а, значит, я умру.
Я здесь сейчас, а, значит, был всегда.
Но, если смерть краснее на миру,
То жизнь в миру – бледнее, чем вода.
Я вряд ли бог, но я не человек.
Всевластен – но подвластен сквознякам.
Я подготовил – тщательно – побег,
Замуровавшись в стену – на века.
Меня тревожат – взлёты в небеса.
Я радостен – в падении на дно.
Мне вечность променять на полчаса
Не сложно. В глубине сибирских снов
Храня, теряя, вместе или врозь –
С собой, со всеми, с Господом, с ничем –
Я хохочу над бедами – до слёз,
Горюю – там, где счастливы. Свечей
Не зажигаю, сидя в темноте.
При ярком солнце я беру фонарь.
В постель швыряю собственную тень, –
Сам провожу полночи у окна.
Зависим, экстравертен и умён,
Но независим, интровертен, глуп.
Я – взрослый, в детстве поротый ремнём,
Ребёнок, ждущий в старости заслуг.
На облака взирая, камнепад
Я ожидаю, – метеорный дождь.
В саду камней я вижу облака,
В которых потерявшись – не найдёшь
Драп, кислоту, колёса и баян.
(Любовь отсюда тоже не видна...)
Меня узрев, Создатель просиял.
И вновь обрёл надежду сатана.
___ Carol горного короля ___
Зима пришла, и вся земля,
И чёрно-белые поля –
Лежат, как тра-ля-ля...
Как шахматные доски, но
Ворон следы – на домино
Похожи, тра-ля-ля...
Замёрзший у тритона хвост.
Я здесь не буду в полный рост,
Уж точно, тра-ля-ля... –
Ни проходить, ни пробегать,
Ни тем делиться, чем богат,
Ни даже – тра-ля-ля...
Здесь тихо очень – навсегда.
Не льётся талая вода,
Не слышно – тра-ля-ля...
Здесь лёд, и запах хризантем,
И тихой смерти феномен,
Без всяких тра-ля-ля...
И ты не спрашивай меня,
Зачем я здесь день ото дня –
Вот с этим тра-ля-ля...
Я сам не знаю. Не скажу.
Тебе я знаком покажу,
Вот так вот: тра-ля-ля!
Но если ты захочешь спеть
Со мной, – всегда я рад, заметь! –
Чтоб нашим «тра-ля-ля!»
Мы распугали тишину,
Встряхнув за шиворот луну, –
Начнём же – с тра-ля-ля!
______________________________________
Примечание
Carol – (фр. caroller, образов. от лат. choraula) – был круговым французским танцем, сопровождающимся пением, очень популярным в XII веке. С середины XIV века становится песней, исполняемой профессиональными певцами на фестивалях и религиозных представлениях. Позже, carol находился в некотором упадке на протяжении ряда столетий из-за протестантской реформации, пока снова не обрёл прежнюю популярность в XIX веке, когда многие из этих песен были превращены церковью в рождественские гимны. Такие музыкальные произведения остаются очень популярными и в наше время, особенно во время Рождества, сохраняя традиционные черты, свойственные carol: праздничный дух, чередующиеся куплеты и припевы, и несколько танцевальный характер.
____ reminiscence de la Reine Margot ____
пусть деньги грязные текут из рук в другие
минуты жалкие минуты дорогие
я покупаю но кончается завод
и тень Людовика сквозь циферблат плывёт
и обескровленно меня склоняет к мысли
что обезглавленному телу не завысить
своих критериев и позы не принять
а ребятня горланит песню про менял
и что-то в ней как будто странно мне знакомо
и манит к тесному неструганому дому
где все долги одной ценой я оплачу
ведь жизнь по сути просто взятка палачу
_______________________
по мотивам: Нэйл, "Марго"
_________ Прекрасная Маркиза _________
Прекрасная Маркиза! Я слышал Ваше "Ах",
Когда Вы целовались – но не со мной – в кустах.
Я слышал Ваши песни и Вашу болтовню,
Когда я признавался – не Вам, – что Вас люблю.
Прекрасная Маркиза! Мне стыдно говорить, –
Украл я Вашу туфлю, чтоб холить и хранить.
Украл я Ваши кольца и Ваш разграбил дом,
О Вас напоминанье чтоб уничтожить в нём.
Ломал я Ваши руки – и уши затыкал;
Я больше, – правда, больше – чем Вы, в тот миг страдал.
Вам горло разрывая, я знал, что в десять раз
Страшнее умираю – здесь, на виду у Вас.
Разрезав Вас на части, себя я искромсал,
И алой кровью Вашей, бледнея, истекал.
Их унося, Маркиза, – поверите ли мне, –
Своё я сердце жарил на медленном огне.
Я вытряхнул их в Сену, как вытряхнул себя, –
А толпы дом громили, прислугу истребя…
Меня под утро встретив за лесом, у реки,
Процедил мне – сквозь зубы – мой друг: “Палач маки!”
___________ Сатурналия ___________
Вот в свете факелов подпрыгивает шут
и поворачивает голову – ко мне...
И – Сатурналия несётся вскачь.
И тут
я замечаю, со щекоткой на спине:
ступни мои вдруг начали стучать,
но – как-то звонко, гулко, – дробью от копыт.
А те, что рядом, – вроде бы, сучат
бессмысленно ногами.
И разбит
процессией вторгающейся – двор.
Колонны храма затопил подводный свет...
Мне нервным напряжением живот
свело, – но некому вокруг подать совет.
И я скачу, и отбиваю в такт,
и странным ощущением хвоста –
я озадачен.
И ревёт толпа.
И ночь меняется.
И всё не так...
И музыки – визгливой – рвут лады,
и распадается на части звукоряд.
И хочется – стремглав бежать,
и быть –
тем, о котором вслух не говорят...
.....................................................
...Умчала ночь безумных танцев след.
Рассвет, помедлив, всё-таки пришёл.
И – тишина.
Кричит петух.
Размытый свет...
И на земле – зарезанный козёл.
___________________________________
Примечание
Сатурналия (лат. saturnalia) – в древнем Риме – всенародный веселый праздник посвящённый богу времени, плодородия, зерна, растительности и вина – Сатурну, длившийся в течение семи дней по окончании полевых работ, обычно приходящийся на вторую половину декабря, и приуроченный ко дню зимнего солнцестояния. Во времена Римской Империи празднование проходило в три этапа: 1. Собственно Сатурналия, посвящённая богу Сатурну; 2. Опали, посвящённая Опис, богине земли и жене Сатурна (начиналась на третий день); 3. Сигиллария (шестой и седьмой дни Сатурналии). Сатурналия была государственным праздником, в это время не разрешалось торговать, а школы закрывались. В эти дни рабы получали права свободных людей и принимали участие в праздновании и веселье. Сатурналии праздновались в Риме ежегодно в течение очень долгого времени; позже эта традиция была трансформирована христианством в то, что сейчас называется Рождеством.
________ Путь без названия ________
Серьёзная, как вечности сестра,
Как клятва, что исполнена формально,
Ты говоришь, что слабость – инфернальна,
И что давно в дорогу мне пора.
Подземные пути не приведут –
В который раз – к твоим отроковицам...
Желание – возникнет, отразится –
И высветит: а воз и ныне тут.
Мой конь, который в сущности – не конь,
А существо крылатое иное, –
Ждёт на холмах, облизанных луною,
Сигнал – стремглав нестись во тьму веков.
Но – бражником зависнув у цветка,
Я чувствую струящиеся чары
И, не дыша, готов начать сначала
Свой путь – простой и явственный (пока)... –
Пока ты улыбаешься устало,
Склоняясь в гроб ко мне – сквозь облака.
__ Утровечер неподсудного дня __
Потоки тёплые несли
Гудящих женщин-насекомых
Над чревом вянущей земли –
Тугим, зовущим, незнакомым...
О, эти женщины-шмели!
Стараясь их не отпускать,
Звучали золотые струны,
Плескался розовый закат.
Всплывающий подсолнух лунный
Сиял – оттенками песка.
Проклюнувшись, иная жизнь
Тотчас же множилась, при этом
Роящиеся миражи
Дробились шариками света,
И запах осени кружил.
А перелётная листва
Вплеталась в стаи братьев меньших.
Денницей новый день вставал,
Дарящий мёд – шмелей и женщин,
И эти самые слова.
______ Чёрный сонет или Моя любимая ______
О, сколь хорош весною высоковольтный столб! –
Как рыбья кость – в планеты магнитных парусах...
Его стальное сердце сокрыто в небесах?..
А у моей любимой – его и вовсе....... (стоп.)
Пусть мёртвым патриархам не избежать синкоп,
– (Живыми остаются слова на их устах) –
А у моей любимой – на чёрных волосах
Я вижу отпечатки их серебристых стоп.
У Шуберта улыбка – так кротка и мягка,
Но в ней сквозит такая безмерная печаль!..
А у моей любимой – безжалостна рука.
И – где-то будет плакать и надрываться альт...
Любимая на встречу спешит издалека,
Впечатывая звёзды в чернеющий асфальт.
_____________ Прометей _____________
Свиваясь – во всё более упругое кольцо,
Сворачиваясь туже – в напряжённую спираль,
Ты продолжаешь, всматриваясь в сумрачную даль,
Скрывать от взглядов узкое змеиное лицо.
Зрачками вертикальными, с оранжевой каймой,
Ты прожигаешь дыры даже в небе, полном туч.
И – ядовитым золотом – последний солнца луч
Мне брызнет на плечо – и заклеймит: "Теперь ты – мой."
И я, от боли скорчившись – до горечи во рту,
Палёной кожи запахом пропитанный насквозь,
Себя возненавижу – и вгоню в запястье гвоздь,
Прибив свои же слабости к позорному кресту.
И, может быть, под утро прилетит ужасный гриф –
И выклюет мне печень – или сердце, всё равно...
И я расхохочусь – безумно, дерзко и грешнО,
Артериальной крови цвет рассвету подарив.
__________________ ~ __________________
Свидетельство о публикации №108092304197
Давайте на этот раз не будем спорить, - надо просто исправить на "мне процедил", нет тут никакакой двойной нормы. Не лукавьте, дорогой Черный Георг.)))
Антонина Петрова 30.09.2008 04:25 Заявить о нарушении
Чёрный Георг Одна Любимая Лирика 30.09.2008 12:26 Заявить о нарушении
Вот ваши мужественные попытки защитить эту вопиющую для русского уха ошибку в глазах другого рецензента:
"В соответствии с современными правилами в глаголе "процЕдил" ударение падает на Е, а не на И, хотя в инфинитиве "процедИть" - ударной становится И. Здесь играет роль то, что согласование идёт в третьем лице, - вот из-за чего чередование ударения возникает. Я процежУ, ты процЕдишь, он процЕдит. А, стало быть, и "он процЕдил." (Чёрный Георг)
Внимание, теперь ликбез:
"Я процежу, ты процедишь, он процедит" - будущее время глагола совершенного вида "процедИть". (Что сделаю, что сделать?)
Прошедшее время - " я процедИл, ты процедИл, он (она, оно) процедИл (-а, -о), мы-вы-они процедИли.
Вы, наверное, перепутали этот глагол с глаголом несовершенного вида "процЕживать" (что делать?). Настоящее время - "я процЕживаю, ты процЕживаешь, он процЕживает" и т. д. В этом случает прошедшее время было бы - "я процЕживал, ты процЕживал" и т.д.
Deja` vu.
Антонина Петрова 30.09.2008 18:46 Заявить о нарушении
Если мы о ликбезе речь повели, тогда получите небольшую лекцию (заранее приношу за нее извинения ;)
Совершенный и несовершенный виды для глагола "цежу" получаются практически ИДЕНТИЧНЫМИ. Внимание, даю примеры:
цедить, цежу, цедит, цедил, цедят
процедить, процежу, процедит, процедил, процедят
Расхождения заключаются лишь в том, что в будущем времени некоторые формы не существуют (что с глаголами в русском языке нередко случается):
будет цедить - процедит - будет процеживать ("цедит" без "будет" в несовершенном виде в будущем времени не существует).
Теперь - поясняю по поводу "цедить" и "процеживать". Оба глагола являются несовершенными формами; при этом формально "цедить" является несколько более инфинитивной (неопределенной), а "процеживать" - несколько более совершенной, но для всех практических целей можно считать, что они конвергируют - и их возможно использовать друг вместо друга без особого ущерба для смысла.
И, наконец, касательно ударений в прошедшем времени. Тоня, я специально попросил Смарагду посмотреть в её дикторском и в большом орфоэпическом (печатных) словарях, сетевых версий которых не существует, - и результат был точно таким же, как и результат моего поиска в сетевых ресурсах: НИ ОДИН СЛОВАРЬ НЕ ПРИВОДИТ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ ДЛЯ ФОРМЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ - ни для "цедил", ни для "процедил". Это может означать лишь одно - в настоящее время не существует единого мнения по поводу того, которую форму следует считать более правильной.
Надеюсь, развлёк Вас этим небольшим экскурсом в прикладную орфоэпию. ;)
Чёрный Георг Страницы Классики 01.10.2008 00:34 Заявить о нарушении
А по поводу ориентации ударения в будущем времени при совпадении форм глагола 1, 2 и 3 лица - можно сравнительно безопасно утверждать, что за основу преимущественно принимаются формы 3 лица, а отнюдь не первого (в первом как раз возможны разные отклонения от нормы).
Черный Георг 01.10.2008 00:39 Заявить о нарушении
В стихах.
Но в обычной речи не смешите собеседников - он процедИл, цедИл - только так. Без вариантов.
Спросите у любого нормального человека.)))
Антонина Петрова 01.10.2008 02:10 Заявить о нарушении
В словарях (причем во всех, а не только в тех, что доморощенными гениями из института Виноградского составлены) даётся следующая норма:
Орфографический словарь
процедИть, -ежУ, -Едит
Толково-словообразовательный
ПроцедИть сов. перех.
см. процеживать.
Словарь ударений
процедИть(ся), -цежУ, -цЕдишь, -цЕдит(ся)
Как видно, если рекомендуется "процЕдит", а не "процедИт", то и в прошедшем времени уместнее "процЕдил", а не "процедИл".
Нател, ты же знаешь, что я никогда в текстах неверных ударений не делаю, - это не мой стиль. :)) Изредка я использую анахронические варианты слов с соответствующими ударениями, но только если это уместно в контексте конкретной композиции. А заведомо неверных ударений я не использую. И здесь, кстати, - тоже не исключение.
Чёрный Георг 01.10.2008 04:31 Заявить о нарушении
Чёрный Георг 01.10.2008 04:33 Заявить о нарушении
Пора, пора Вам домой, милый Георг! И говорить, говорить...
Если в инфините ударение падает в подобных глаголах на корень, то, разумеется:
провЕрить - провЕрил,
промЕрить - промЕрил,
умЕньшить - умЕньшил.
Но если ударение падает на окончание, то и в прошедшем времени будет:
процедИть -процедИл,
победИть - победИл,
разрешИть - разрешИл,
оценИть - оценИл,
рассмешИть - рассмешИл.
Последнее про Вас.
Антонина Петрова 01.10.2008 12:29 Заявить о нарушении
Ведь для победИть и промЕрить нет чередования ударения при переходе от инфинитива к будущему времени:
победИть - победИт
провЕрить - провЕрит.
А вот с "цедить" и "процедить" - такое чередование есть. Посмотрите еще раз ВМИНАТЕЛЬНО ;)
цедИть - процЕдит
процедИть - процЕдит.
Поэтому - аналогов (которые вели бы себя аналогично) для глаголов "цедить" и "процедить" в русском языке я не нахожу. Если найдёте - дайте знать. А пока - Ваши аргументы, Тонечка, не принимаюцца. :)
Чёрный Георг Для Всех Всех Всех 01.10.2008 14:38 Заявить о нарушении
Но не в этом случае, ибо уже поздно отступать.)))
Антонина Петрова 01.10.2008 16:21 Заявить о нарушении
А мой подзащитный глагол совершенного вида - "процедИть" (что сделать?)
Или Вы спецально меня запутываете, дорогой шутник?
Тогда я призову на помощь повелительное наклонение:
провЕрить - провЕрь,
отмЕрить - отмЕрь.
Но.
цедИть - цедИ,
процедИть - процедИ,
веселИть - веселИ.
Последнее - опять та же самая фигня.)))
Антонина Петрова 01.10.2008 16:42 Заявить о нарушении
Я, кстати, нашёл еще один случай, когда происходит чередование ударений, но он никак с "цедить" не связан:
заменИть - замЕнит (но в более архаическом варианте здесь существует "заменИт")
В прошедшем времени ударение здесь падает на И: заменИл. Но, как я уже сказал, с "процедить" это никак не связано, поэтому прямую аналогию здесь провести не удастся.
Черный Георг 01.10.2008 17:03 Заявить о нарушении
Одна надежда - зрители, то есть читатели.
Они нас рассудят.
Антонина Петрова 01.10.2008 17:42 Заявить о нарушении
Область научных знаний, которая является моей профессией, тоже специфическая, поэтому не могу на вас давить авторитетом.
Однако мне тоже приходится писать много текстов, отсюда моя озабоченность правописанием. А относительно ударений я профан, просто интуичу по наглому.
У Георга не тексты, у него выдающиеся произведения. Я серьёзно, между прочим, без всяких шуток.)))
Антонина Петрова 02.10.2008 01:11 Заявить о нарушении
Черный Георг 02.10.2008 12:07 Заявить о нарушении
Черный Георг 03.10.2008 01:51 Заявить о нарушении
Я всегда знала, что самый лучший в мире устрашитель доверчивых поклонниц - Чёрный Георг.
Антонина Петрова 03.10.2008 10:39 Заявить о нарушении