Наталия Иванова. Рождение осени. Интерпретация

В школе меня раздражали высказывания типа «автор в своем произведении хотел показать…» или « поэт стремится открыть читателю…» Фразы раздражали тем, что оставалось совершенно не ясно, откуда литературный критик знает, что именно хотел сказать нам автор. Тот же «наше тоже практически всё» Михал Юрич писал о тучках небесных, вечных странниках, так сказать, а нам вбивали в голову, что в аллегорической форме поэт повествует о себе. Может, так оно и было, а может, и вовсе нет. Всегда была убеждена, что только сам автор знает, что он хотел сказать. А интерпретации – дело опасное.

А тут случай подвернулся… Нет-нет-нет! Я себя, убогую, ни в коем случае с Михал Юричем или там Николай Лексеичем либо с кем еще равнять не могу, да вот бес попутал стихотвореньице на главную выставить и несколько рецек схлопотать. А среди них – призыв: а расскажите-ка нам, Наташа, что именно Вы имели в виду в своих виршах недостойных, о чем таком туманном намекаете, зачем морочите голову честному читателю, которому не дела до авторского замысла, но уж очень «хочется дойти до самой сути». И вот тогда вдохнула я побольше воздуха, выдохнула и решилась исправить ошибку да поведать о том, что думалось-писалось и что в результате получилось. А заодно покаяться в содеянном и повиниться в несотворенном.
С другой стороны, если я сейчас все расскажу как на духу, то лишу читателя возможности увидеть что-то свое, заставлю его ходить в шорах и глядеть только в ту сторону, в каковую его поворотит автор.
Более того, боюсь, что некоторые отдельные детали будут ясны некоторым отдельным читателям, поскольку содержат отсылки к некоторым фразам и событиям, имевшим место быть и творчески автором переработанным. Хотя именно эти творчески переработанные детали не должны становиться основополагающими в анализе чувствс и позиции автора либо его лирического героя, поскольку могут быть поняты непосвященными в подробности иначе, что нисколько не будет противоречить замыслу автора. Более того, автор будет крайне признателен тем читателям, которые не будут буквально воспринимать написанное в тщетных попытках проникнуть в тайный смысл, а по-своему сумеют увидеть и прояснить для себя то, что было изречено.

А посему автор будет признателен критикам и читателям за замечания и конструктивные предложения по возможной правке текста, а такоже тем, кто возьмется за весьма трудное дело интерпретации текста.


Проступят письмена в ладонях сентября,
Прожилками судьбы перечеркнут, итожа:
Нули промокших слов исправив втихаря,
На сотни ржавых дней ошибочно умножат.

Стекут дождем глаза, сдирая кожу щёк,
Защёлкнутся замки на призраках признанья,
Опустит лепестки последний василёк,
К ромашке наклонясь, уставшей от гаданий.

И в этот самый день, когда тепло и свет
Уходят от судьбы, сложив в котомку вещи,
Ты выбросишь в окно несобранный букет,
А ночь подарит сон – болезненно не-вещий.

Зачатие себя – мучительней стократ,
Чем исторженье в мир младенца на закланье,
И заживленье душ сложнее, чем стигмат
/Саднящих новым днем/ простое врачеванье.

Осенняя листва укроет, чуть шурша,
Твоих шагов пунктир, туманом запечатав…
Но в крике изойдет рожденная душа...

И будет не хватать рукам моим перчаток.

Ниже, в первой рецензии я даю одну из своих интерпретаций этого стихотворения, для особо интересующихся.


Рецензии
Эпиграфффффф:

~~~ большинство участников в целом разобралось в нем и без объяснений (это если кому-то в голову придет напомнить, что стихи объяснять не надо).

Степ ~~~

Сразу скажу, что буквально во всём согласна с Пчеленко. Это чтобы избежать ненужных повторений.

Далее: не согласна с Вуевой: вступление (в авторецензии Ивановой) многое объясняет. Оно не столько самоиронично, сколько саморазоблачительно. Мотивы написания довольно вульгарны (а какие могут быть ещё мотивы на блице?), их несколько, но нет единственного, главного - бескорыстного желания поделиться с читателем сокровенным. Вместо этого Иванова была движима потребностью прокричать (как на эшафоте) нечто маловразумительное. И с этой задачей она справилась блестяще, иначе не потребовалось бы разводить бодягу с переводом стиха с Ивановского языка на человеческий. Зато - у Ивановой появился новый повод поговорить о своём "творчестве" с маниакальной самовлюблёблённостью. Так родилось её собственноручное толкование!

Напомню расхожую сентенцию: иной дурак задаст такой вопрос, что и сорок мудрецов не ответят. Вон уже сколько рецек написали на 20 строк!:))

Советую Ивановой под публикацией стиха дать ссылки на ВСЕ прозвучавшие мнения - иначе простому (неискушённому в имажинизме) читателю будет трудно воспринять адекватно информацию, зашифрованную в нём. Надо же как-то предупредить: нервных просим удалиться, и детям до шестнадцати лет читать не рекомендуется, ведь палата номер шесть не резиновая!

Спасибо, было забавно :))

Наталия Веденеева   25.09.2008 08:30     Заявить о нарушении
А что, кому-то тут отказывали в обсуждении их стихов?
Приносите свой, поговорим. При чем здесь маниакальная самовлюбленность?
Вы же вместо обсуждения стиха навязываете перепалку типа сам дурак.
Так что все, что вы написали - чистый спам.

Степ   25.09.2008 09:01   Заявить о нарушении
"Мотивы написания довольно вульгарны (а какие могут быть ещё мотивы на блице?)"

- карету мне, карету....

Виктор Авин Ученик Сопина   25.09.2008 09:04   Заявить о нарушении
здравия желаю, штабс-капитун. ваш денщик перепутался и начистил мои сапоги. А эта женщина всю ночь выла на улице вместе с собакой. представляете?

Сержант Пепел   25.09.2008 09:08   Заявить о нарушении
Не надо упрощать. Спамом можно назвать почти все хвалебные рецки, поступившие в адрес данного стиха, ибо они не несут в себе элемента критики. Данная моя рецка - отклик на саморецензию Ивановой, это мой взгляд на текст не только стиха, но и на его итерпретацию. Ваши слова я поставила эпиграфом не случайно. Они показывают ненужность этой интерпретации! Всякий читатель не нуждается в ней, поэтому в заключение я и позволила себе ироническую рекомендацию. :) Читатель волен воспринимать стих по-своему, а не так, как велит ему автор. Своё восприятие мною изложено под стихом, который был представлен в анонсе - предыстория его возникновения (на блице) меня не интересовала. Но навязчивость Ивановой настолько упряма, что пришлось прочитать её авторецензию. Что это, как не самовлюблённость - желание автора всеми средствами привлечь к себе внимание? И анонс, и дискуссия... Разбирать по косточкам эту заумь у меня нет желания, а у Ивановой нет желания выслушивать меня - это показала её реакция на мои замечания.
Степ, я другой человек, я не делаю анонсов на свои стихи, я не создаю вокруг них атмосферу скандала, мне этого не надо. Поэтому, меня раздражает возня Ивановой вокруг своего уродливого детища. Вполне возможно, что кто-то пребывает в искреннем восторге по поводу его рождения, но не я. О чём Вам, Степ, торжественно и сообщаю.

С уважением,

Наталия Веденеева   25.09.2008 09:39   Заявить о нарушении
ЦИТАТА для Авина:

"Внешне причина, естественно, вполне прозрачна: поучаствовать в блице, быть услышанной хоть кем-то, а если повезет, то и пара-тройка стихиробубликов обломится :))))))
Но это наносное, поверхностное, несущественное. Блиц дает ощущение напряжение, как последнее слово перед казнью. Надо успеть сказать что-то такое, чтобы тебя услышал хоть кто-то, чтобы твои слова достигли какого-то закоулочка души читателя, чтобы откликнулось, зазвенело, сдвинулось… Собственно, для этого каждый из нас, рифмоплетов и графоманов, и пытается связать слова во что-то такое этакое… "

Прокукарекать за пару-тройку стихобубликов... Для рифмоплёта и графомана - весомый мотив.

Бред рифмоплёта и графомана мне неинтересен.
В лучшем случае, он смешон!
Вот я и смеюсь - искренне и добродушно... :))) Чего и Вам желаю...

Наталия Веденеева   25.09.2008 09:47   Заявить о нарушении
Все началось вот с этого разговора под стихом

Был бы тронут комментарием к стиху. Есть ли в нём что-либо кроме набора "неожиданных" сравнений?

Напишите мне в "личку", а мой отзыв отсюда, думаю, можно и убрать.

С уважением.

Сергей Пчеленко 22.09.2008 11:19 •

Наталия предположила, что разговор будет интересен не только им двоим, и не ошиблась, поскольку даже вы приперлись поговорить на тему. Сказали бы спасибо за предоставленную возможность.

Степ   25.09.2008 10:42   Заявить о нарушении
Степ, я другой человек, я не делаю анонсов на свои стихи, я не создаю вокруг них атмосферу скандала, мне этого не надо (с)

ну да, поэтому обстановку скандала вы предпочитаете создавать вокруг чужих стихов. Давайте уж лучше под своими, так честнее.

Степ   25.09.2008 10:44   Заявить о нарушении
"я не делаю анонсов на свои стихи"

Веденеева, у тебя выросли стихи? покажы! здесь, при всех! а мы посмеемся, скромняга ты наша. на Наташе пиариться это вульгарно. а вот себя тебе показать не плейбойна?

Сержант Пепел   25.09.2008 11:03   Заявить о нарушении
Напомню спорящим сторонам, что критиковать можно стихи, но не личность автора. Это табу. Допускаю, что могут быть разные мнения у людей, на то они и люди. И это говорит о том, что стих интересен.
Мне в агент написала одна девочка, которая впервые читала наш блиц. Она сказала, что ей один стих понравился. Имя автора Наталия, а фамилию она забыла, потом посмотрела. Это был стих Наташи Ивановой. Совершенно посторонний взгляд.
Если не блицах кто-то думает о баллах, грош ему цена. Интересует тема и конечный результат - стих. Ещё это напряжение, драйв. А всё остальое приходит потом. Забаво ругать блицы и ходить на них, например, ...в ТМ.

Галина Ольховик   25.09.2008 20:08   Заявить о нарушении
Прошу прощения за вынужденный тайм-аут ( была в отъезде).
Могла бы и промолчать, но уж так воспитана - всегда считаю себя ОБЯЗАННОЙ ответить.

1. Спасибо, Степ за предоставленную возможность! Я очень переживала, боялась, что Вы меня забаните, и мои слова канут... Но, пожалуйста, будьте вежливы с дамой: я не припёрлась, а пришла (напомню - уже год, как сюда не заходила), чтобы сказать то, что думаю. Приятно отметить, что в Садах ещё уважают свободу слова. Если же мои слова вызывают у вас желание раздуть скандал, это ваше желание. Если вы настроены на спокойную беседу - скандала не получится. Всё зависит только от реакции. Вот, автор промолчала - и правильно: крыть ей нечем... :)

2. Сержанту П. (или Виктору Авину). Недавно мне случайно попалась Ваша дуэль с Широглазовым. Прочитала с великим удовольствием! Думаю, что в итоге получилась ничья, оба автора на высоте. :) Позвольте спросить: автор по имени Наталья Иванова - это другая дама? (напомню: Вы её там прорекламировали) Однако, это имя для Вас прямо роковое! :)))
Носиться со своими стихами, как курица с яйцом - не в моих правилах. Заходите ко мне на страницу и можете критиковать, как Вам угодно. :) На Наташе И. я не пиарюсь. Скорее, наоборот: обычно после вот таких моих наездов на её "музу", читатели предпочитают со мной не общаться. Боятся... :)

3. Галя, своё отношение к БЛИЦам я уже объясняла неоднократно всем и каждому. Уже надоело, ей-бо... :) Долбишь-долбишь... Но для тебя исклюзивно повторю. Я считаю БЛИЦЫ опасной игрой, опустошающей личность авторов. Люди, имеющие БЛИЦе-зависимость рискуют исписаться раньше времени, растратить свой талант впустую. Я уже вижу эти тенденции на примере Наташи Ивановой, например, о чём и пытаюсь вам, всем присутствующим сказать. Я считаю игру в БЛИЦ совершенно неприемлемой в поле Садов Лицея, потому что вовлекая новичков в эту АЗАРТНУЮ игру, её устроители тем самым не помогают, а вредят им. Что касается ТМ, то там проведение этой игры - допустимо, ибо там другая аудитория. Образно говоря, там разрешена "рулетка", потому что там играют люди совершеннолетние. Я иногда посещаю это злачное место ради любопытства, когда есть настроение, но отношусь к БЛИЦУ с иронией, и получаю удовольствие больше от сочинения пародий. :)
Согласна: обсуждение личности автора - ТАБУ! Надеюсь, Бодайбинка это поняла... :) Вот, только Наташа Иванова никак не поймёт: всё напрашивается! Уж так ей нравится обсуждение её личности, особенно - положительное! А вот отрицательное - не нравится... :) Бяки мы все, кто ею не восхищается! Ох, бяки-и-и-и.... :))

Наталия Веденеева   06.10.2008 12:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.