Творчество и критика

...
- Учитель, что Вы скажете об этом?
- "Твой труд похвален" - быть могло б ответом,
Но ты, творя свой труд, о похвале мечтал,
И посему я воздержусь от всяческих похвал.
...
В. С.

Кто видел, как травинкой нежной
Асфальта пласт пробит бывает?
Как корешок в труде прилежном
Скалу на части разрывает?
Как нежный плющ, обвивши стены,
Что ядрам были не по силам,
Не поддались ветрам и тлену,
Валил, не пользуясь тротилом?

Вот так же творчества росточки,
Вот так же критики твердыни...
Прими девиз: "Ни дня без строчки!",
И пусть же критика отныне
Твоим корням опорой станет -
Что жить должно, то не увянет.
Гораздо хуже, коль в ответ
Не прозвучит ни "да", ни "нет".

Беда, коль стих твой без ответа
Утонет, как в болотной тине.
Нет худшей пытки для поэта,
Чем "Глас вопящего в пустыне".
Так не спеши отдать в прочтенье
Корявые, сырые строки.
Вбери в своё стихотворенье
Скалы живительные соки,

Вдохни из ветра вдохновенье,
Возьми от солнца озаренье,
Умерь эмоции и рвенье,
Прибавь уменье, и терпенье,
Отполируй своё творенье.
Тогда и критики гранит
Твоим стихам не повредит!


Рецензии
Хотел и я Вам написать рецензию, но не берусь. Мое творчество на такой уровень никогда не выйдет...

Тидори   23.09.2008 11:43     Заявить о нарушении
Извините, забыл добавить: "С уважением..."

Тидори   23.09.2008 11:53   Заявить о нарушении
Что значит «Никогда не выйдет»?!
Поэт обязательно должен быть оптимистом и нахалом. Он должен набраться нахальства, чтобы написать стихотворение, и отдать его на прочтение людям. При этом он должен быть оптимистически уверенным, что ЭТОГО до него ещё никто не сказал! Именно потому мы все «мараем бумагу». Нет, конечно, есть поэты просто мало осведомлённые. То есть, сами они мало читают других поэтов, особенно своих национальных классиков. Поэтому они, собственно, и считают, что пишут о чём-то впервые на Земле, и лучше всех на свете. Эти не в счёт. Назовём их профанами.
Но Николай Гумилёв, например, считал, что поэзия – это во-первых, ремесло, а во-вторых, – творчество. Я с ним согласен. Творчество в поэзии – вещь весьма редкая, это – божий дар. Творят что-то действительно новое единицы из тысяч. Остальные занимаются интерпретацией и переложением прежде высказанных мыслей в современном освещении. Для этого нужно иметь навыки, теоретические и практические знания стихосложения.

Как композиторы пишут «серьёзную» музыку? Вы не задумывались? Они, как правило, берут известные, или просто уже имеющиеся мотивы и их разрабатывают. Возьмите величайшее произведение П.И. Чайковского – первый концерт для фортепиано с оркестром. В нём он использовал две украинские народные песни. А какой шедеврище!
Так же и в поэзии. Пример:

Есть ложная теза – нет плохих учеников, есть плохие учителя. Она утверждает, что любого придурка можно обучить чему угодно, но для этого должен быть хороший учитель. В своём логическом развитии она вообще ставит учителей в подчинённое положение относительно учеников – если кто-то плохо учится, значит, его плохо учат. Виноват учитель.

На неё мы отвечаем антитезой – нет плохих учителей, есть плохие ученики. Здесь всё на месте. Хороший ученик, то есть, тот, кто действительно желает овладеть некоторым знанием, возьмёт эти знания в любом подходящем источнике. Любой наблюдаемый им факт, связанный с искомым знанием, может дать ему какие-то сведения. И если некто чему-то не учится, то значит, или ему это не нужно, или его уровень сознания по отношению к этим знаниям стоит слишком низко. Никто не виноват.

Производим разработку этой темы с художественными образами, богатство и яркость которых, есть плод самообразования и личных интересов в жизни. В итоге – стихотворение.

УЧИТЕЛЯ

Кто был учителем моим?
Наверное, Христос.
Он, а не тот, кто вслед за ним
Распятие понес.
Другой учитель мой – Сократ.
Хотя и не был он распят,
Но от сограждан яду
Он получил в награду.

И Магомет – наставник мой
Урок мне преподал,
Когда, начав кровавый бой,
Аллаха защищал.
С любовью Будда мне твердил,
Чтоб сам себе я светом был,
Чтоб ничему не верил,
Раз лично не проверил.

Я часто с Лао-Цзы бродил
Под пение цикад.
Он ничего не говорил, –
Я был молчанью рад.
Но я не только у людей,-
И у деревьев и зверей,
У всех обличий Бога
Учился понемногу.

Покажет „плюсы“ мне один,
А „минусы“ – другой.
Тот – над собою господин,
Тот – был страстям слугой.
Учусь у тех и у других,
Пью из любой реки.
Ведь нет учителей плохих,
Есть дрянь – ученики!

Хочешь быть поэтом? Будь им!
С уважением,

В.Странник   23.09.2008 21:30   Заявить о нарушении