МдТ
Справочные материалы (если кто не знает)
24 июля 2004 года исполняется 250 лет со дня рождения выдающегося российского государственного деятеля, флотоводца, адмирала, командующего Черноморским флотом, Министра Флота Российского (1811-1828 г.г.), организатора российских морских экспедиций, кавалера всех российских орденов маркиза Жана Батиста (Ивана Ивановича) де Траверсе. Молодым лейтенантом воевал в составе французской эскадры за независимость Соединенных Штатов Америки, за храбрость и незаурядные командирские способности был награжден орденом Св. Людовика и американским орденом Цинциннати. Он сыграл ключевую роль в морской битве при Чесапике в 1781 г., которая вместе с победой под Йорктауном принесла североамериканским колониям Англии свободу.
Маркиз де Траверсе бежал в Россию от Великой французской революции и ухитрился сделать на новой родине головокружительную карьеру. Почти полтора десятилетия русская эскадра не заходила западнее Кронштадта! . Он был когда-то морским министром в России, но моря не любил и боялся. Видимо, русским морякам надоело бороздить Невскую бухту, или флотоводческие таланты маркиза вызывали у них сомнения, потому как прозвали они эту акваторию непочтительно – Маркизовой лужей.
Маркиз де Траверсе непосредственно занимался подготовкой шлюпов "Восток" и "Мирный" Беллинсгаузена и Лазарева к Антарктиде, кругосветной экспедиции Головнина, экспедиций Васильева, Шишмарева, Литке, Анжу и Врангеля, его именем были названы первые три острова, открытые российскими покорителями Антарктиды.
Чуждый интересам России Маркиз де Траверсе тормозил развитие флота и проведение тех мероприятий по улучшению его состояния, которые были намечены Комитетом образования флота. Черноморский флот в этот период находился в жалком состоянии: корабли были ветхие и плохо вооружены, а корабли Балтийского флота в море почти не выходили. Попытки знающих и энергичных людей восстановить флот и улучшить его состояние наталкивались на непреодолимые трудности. Все же, несмотря ни на какие препоны, русские моряки вели большую научную деятельность.
Герцог де Ришелье и маркиз де Траверсе заложили прочный фундамент в развитие Николаева, Севастополя, Херсона и Одессы, во многом предвосхитив их славное будущее. Когда началась война с Наполеоном, военно-морской министр де Траверсе стоял у истоков создания морской пехоты.
Французский карьерист и проходимец, придворный прихлебатель маркиз де Траверсе, которому Александр неизвестно почему вручил участь русского флота, меньше всех на свете мог объяснить царю всю несправедливость пренебрежительного отношения и неблагодарности к Ушакову и Сенявину. Невольное негодование вызывает это игнорирование великих русских героев.
В первой трети XIX века Россия составила серьезную конкуренцию «владычице морей» — Великобритании. С именем маркиза де Траверсе связан «золотой век» географических открытий. Под его руководством работали такие знаменитые во всем мире мореплаватели, как адмиралы Петр Анжу, Фаддей Беллинсгаузен, Фердинанд Врангель, Иван Крузенштерн, Михаил Лазарев, Федор Литке, контр-адмиралы Иван Завадовский и Глеб Шишмарев, капитан 1-го ранга Отто Коцебу…
Свидетельство о публикации №108091902351
Доброй ночи!
Вера Новоселок 12.10.2008 01:21 Заявить о нарушении
Был такой забавный персонаж в нашей истории. Впрочем, особо забавного в его жизни не было - честно служил России. Зато историографы разделились диаметрально. Честно работал - молодец! Царь был доволен работой - проходимец! Вот так то вот.
Ахел Вокансич 18.10.2008 00:51 Заявить о нарушении