Где кроется правда?

Я мамуле помогала :
в доме всё перестирала,
перемыла всю посуду,
пыль я вытерла повсюду,

подмела везде ковры…
Было мне не до игры,
а меня во двор так звали –
там все в «пряталки» играли!

Только я осталась дома,
не могу я по-другому,
у меня в одной тетрадке
цифра не совсем в порядке.

Мама вечером с порога
на меня взглянула строго:
«Что стоишь, еле жива?
Неужели снова два?»

Я вздохнула, удивилась:
«Мам, скажи ты мне на милость,
как же ты, зайдя едва,
догадалась уж про два?»

Мама улыбнулась: « Просто
у тебя ведь без вопросов
всё написано на лбу!»
Ничего я не пойму!

«Я же с мылом умывалась,
чтобы ты не догадалась!
И на лбу моём всё чисто!
Я смотрела и не быстро

в зеркало вот здесь, в прихожей…»
Мать в ответ: « Да ты, похоже,
правду смыть с лица хотела.
Только вот какое дело –
это сделать невозможно!»

Ночью, очень осторожно,
я ещё своё лицо
разгляжу, в конце концов.

Где в нём правда кроется,
что никак не смоется?


Рецензии
Елена, у меня, как читателя, есть замечания по поводу этого Вашего стихотворения. Они, как надеюсь, будут достаточно понятны из предлагаемого мной варианта подправленного текста Вашего стиха и расположенных ниже пояснений. Справа от подправленного мной текста Вашего стихотворения я поместил строки исходного текста – чтобы Вам было удобнее разбираться.

С уважением,
Владимир.

- - -

Я сегодня не гуляла - --- Я мамуле помогала :(с) [1]
дома мыла и стирала: --- в доме всё перестирала,(с) [2]
перемыла всю посуду,
пыль я вытерла повсюду!
Пылесосила ковры - --- подмела везде ковры…(с) [3]
Было мне не до игры!.. --- Было мне не до игры,(с)
Хоть во двор подружки звали… --- а меня во двор так звали -(с)
Я сказала, чтоб отстали!.. --- там все в «пряталки» играли!(с) [4]

Не пошла, осталась дома - --- Только я осталась дома,(с) [4]
не смогла я по-другому!.. --- не могу я по-другому,(с) [5]
Потому что там… в тетрадке… --- у меня в одной тетрадке(с) [6]
цифра… не совсем в порядке… --- цифра не совсем в порядке.(с)

Мама вечером, с порога, --- Мама вечером с порога(с)
посмотрев в лицо мне строго, --- на меня взглянула строго:(с)
говорит: «А ну, постой-ка!.. --- «Что стоишь, еле жива?(с) [7]
Неужели снова двойка?!..» --- Неужели снова два?»(с)

Я такому удивилась: --- Я вздохнула, удивилась:(с)
«Мам, а как так получилось, --- «Мам, скажи ты мне на милость,(с) [8]
что ты вот… зайдя едва!.. --- как же ты, зайдя едва,(с)
увидала… цифру два?..» --- догадалась уж про два?»(с) [9]

Мама мне: «Да, это просто... --- Мама улыбнулась: « Просто(с) [10]
Не нужны тут и вопросы... --- у тебя ведь без вопросов(с) [11]
Ты, малышка - не актриса… --- всё написано на лбу!»(с) [12]
А ответ – на лбу написан.» --- Ничего я не пойму!(с) [12]



Погрустив, я так решила: [13]
дома я не всё помыла -
полный был порядок чтоб,
буду мыть ещё и лоб!..

- - -

[1] – здесь нужен другой акцент: не «помогала», а именно «не гуляла»; к тому же, «помогать» обычно подразумевает, что тот, кому помогают, находится неподалёку, а мама девочки в это время была на работе.
[2] – здесь «всё перестирала» - это слишком, потому что «всё» - это большая стирка, и она вряд ли по силам ещё маленькой девочке (видимо, не старше 10 лет, поскольку она даже не понимает ещё, что означает «написано на лбу»).
[3] – «пылесосить ковры» - это современнее, чем «подметать ковры»; кроме того, если «подмела ковры», то возникает вопрос: а почему только ковры?... ведь наверняка есть, и не мало, таких участков пола, которые не имею коврового покрытия... т.е., если говорить о подметании, то следовало бы сказать «подмела полы».
[4] – здесь я добавил экспрессии (она в таких случаях естественна – девочка сердится на свих подруг: они мешают ей, соблазняя прогулкой, а, кроме того, ей не хочется объяснять ситуацию своим подругам – стыдится она своей двойки, и, чтобы не объяснять, демонстрирует им своё плохое настроение); второе: я избавился от конкретизации, что дети играли именно в «пряталки» (кстати замечу, что это слово в тексте стиха брать в кавычки не нужно – оно есть в орфографическом словаре); не знаю, как в других местах, а у нас дети редко играют в прятки; тем более, что в городских условиях в прятки хорошо играть только летом (кусты и деревья - в листве, и это помогает прятаться) и когда немного стемнеет – вечером; в стихе же речь идёт о дневном времени, а время года в стихе хоть и не называется, но большую часть периода, когда дети учатся в школе, листвы на растительности нет.
[5] – здесь «не могу» - в настоящем времени, и читается это как то, что девочка постоянно поступает так: как получит двойку, так и давай убираться; такое в реальности возможно, но тогда нужно и в других местах текст подправлять под такой вариант сюжета, и как-то разбираться с проблемой имиджа лит. героини - смотрите п. [13]
[6] – то, что девочка стыдится полученной двойки, передано тем, что она говорит о ней косвенно: «цифра не совсем в порядке», однако такая, как в исходном тексте стиха, относительная «скороговорка» выглядит неубедительно на фоне того, как сильно девочка расстроена своей двойкой – отказавшись от прогулки, она затеяла основательную уборку в доме, чтобы маму порадовать и тем смягчить её недовольство двойкой дочери.
[7] – здесь «Что стоишь, еле жива?» воспринимается грубовато для уст мамы… как будто она не очень любит свою дочь… и это обстоятельство «одним взмахом» сводит почти на нет всю легкую шутливость рассказываемой истории; кроме того, по этой фразе «еле жива» девочка, хоть она и маленькая, вполне могла понять, что она выдала себя своим понурым видом, и тогда весь дальнейший разговор не должен был бы состояться.
[8] – здесь «на милость» воспринимается как не вполне подходящее для речи ещё довольно маленького ребёнка и в данной ситуации; это «на милость» чаще всего употребляют в ироническом или осуждающем смысле… впрочем, если учесть другие обстоятельства (мама дочь недолюбливает - а её и не за что особо любить: мало того, что двоечница, так ещё и лгунья патологическая – см. п. [13]), то тогда – да: ирония дочери оправдана – она тоже недолюбливает свою маму… но тогда… тогда вся эта история похожа на речь шута (как, например, к фильме «Король Лир»), где за внешней как бы весёлостью автором спрятана горечь и боль… и тогда этот стих – не для детей (возраста 8-10 лет).
[9] – здесь «уж» - лишнее.
[10] – фраза «Мама улыбнулась: « Просто …»(с) на слух будет тяготеть к восприятию как «мама улыбнулась просто».
[11] –смысл фразы «у тебя ведь без вопросов» совсем не тот, который здесь требуется.
[12] – здесь рифма плохая: «на лбу – пойму»; но главное здесь то, что на слух эти две строки будут слипаться, т.е. вторая строка будет восприниматься как продолжение слов мамы.
[13] – я считаю, что здесь стих следует завершить, удалив всё, что там, в исходном тексте, осталось; и завершить примерно вот так, как я написал: девочка поняла маму, но шутит (рассказывая, например, эту свою историю своей старшей сестре, учащейся в школе во вторую смену, а потому вернувшейся домой из школы уже после мамы); а то, что есть в исходном тексте - «Я же с мылом умывалась, чтобы ты не догадалась!»(с) - не согласуется с предыдущим: в таком случае, девочка, услышав слова мамы, должна была бы сказать не просто «как же ты, зайдя едва, догадалась уж про два?»(с), а добавить слово «вновь» - мама вновь догадалась… и в такой, повторной, ситуации девочка, скорее всего, не стала бы вот так сильно стыдиться своей двойки, что даже назвать её двойкой боялась (называла цифрой, которая «не совсем в порядке»)... и ещё вот что плохо: до этого девочка воспринимается, в целом, хоть и как провинившийся, но весьма совестливый человек, а здесь её положительный имидж определённо и основательно портится: мама её укоряет, что она «правду смыть с лица хотела»(с), но она не теряет надежды научиться смывать правду (т.е. лгать): «Ночью, очень осторожно, я ещё своё лицо разгляжу, в конце концов. Где в нём правда кроется, что никак не смоется?»(с)

Владимир Кочетков   11.10.2008 06:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.