Как работать над прозой

     Работая по пятнадцать часов в сутки, можно за два дня написать страницу, а за два месяца – повесть страниц в тридцать, небольшую вещицу, которая войдет в золотой фонд и будет переиздаваться в течение четырех веков, а, может, и больше.
     Другой способ работы над прозой заключается в следующем: одна страница пишется за полчаса, а на роман в триста страниц уходит сто пятьдесят часов, или десять суток; качество текста ниже чем в первом случае, и в золотой фонд роман не войдет, однако его тираж будет в четыреста раз выше тиража повести, написанной по первому способу, а гонорар за страницу – в тридцать раз больше; роман будет интересовать публику в течение двух лет, после чего переиздавать его станет уже невыгодно.
     Сравнивая оба примера, попробуем ответить на вопрос, какой метод предпочтительнее для писателя, издателя и читающей публики; попробуем также ответить на вопрос, какой метод предпочтительнее для литературы.
     Ответы кажутся очевидными, но в действительности здесь кроется большая проблема, осознать которую может лишь тот, кто хорошо знает не только грамматику и арифметику, но также издательское и банковское дело, социодинамику, макро- и микроэкономику, психолингвистику, синэргетику, школьную педагогику, теорию массмедиа и мерчендайзинг.

___________________________________
     «Флобер едет в Париж, где встречается с друзьями. Он рассказывает им о муках творчества, которые испытывал в течение двух месяцев, работая по пятнадцать часов в день в страшную летнюю жару с единственным развлечением – плаванием по вечерам в Сене. “И результат этих девятисот часов работы – новелла в тридцать страниц”, – заключает Эдмон де Гонкур с сострадательной иронией». – А. Труайя. «Гюстав Флобер».


Рецензии