Есть в движеньи загадка...

*               *               *

Есть в движеньи загадка.
Я – круги на воде.
Обещай мне украдкой
На меня не глядеть.
Ни сегодня, ни после
Не гляди, не гадай.
Не зачерпывай горстью:
Это только вода.
Это только молчанье,
Это рыбы плывут.
Я тебе обещаю
Остаться тут.

2003


Рецензии
Интересный стих!
Внутри самого стиха присутствует и движение, и какой-то ускользающий образ - загадка.

Георгий Гурин   02.09.2008 08:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Георгий! Мне с вами очень приятно общаться и о стихах, и о стихосложении! Не стала писать об этом на страничке Марины (мы с вами и так там достаточно нашумели))), но я хотела поделиться с вами еще одной мыслью. Я абсолютно согласна, что поэт не должен быть рабом поэтической формы. Но в то же самое время, я считаю, что поэтическая форма дисциплинирует поэта, учит сдержанности, учит ценить и обдумывать каждое слово, и наконец, учит мастерству. Когда-то мне сказали, что "настоящий поэт" должен уметь писать сонеты. По прошествии лет, мне кажется, я поняла - почему: можно быть свободным от формы, но меру этой свободы нужно знать. Иначе стихотворение получится элементарно небрежным.

Галицкая Ксения   02.09.2008 20:23   Заявить о нарушении
Совершенно согласен с Вами, Ксения, насчёт того, что меру этой свободы надо знать.
К этой теме уместно вспомнить разговор, который у меня состоялся недавно с одним молодым человеком, который самонадеянно назвал себя критиком, к тому же с большой буквы. На моё замечание, что критик, по определению, не может быть безграмотным (а у него уйма грамматических ошибок в его «критических» замечаниях), он заявил что, дескать, у него своя грамматика.
Так как разговор у нас с ним проходил в свободной форме, я ответил, что действительно, зачем учиться грамотности, пусть у каждого дебила будет по своей грамматике плюс одна общая.
Умный человек может намеренно сделать какую-либо ошибку, но эта ошибка будет придавать сказанному какой-то второй, интересный смысл.
Так и в стихах. Свобода выражения должна быть вторичной. То есть, человек прошёл все начальные этапы, ему становится тесно, и он начинает летать.
Есть два других варианта.
Первый. Человек не может освоить элементарное сложение, не затрудняет себя, пишет, как ему вздумается и объясняет всем, что он «в полёте».
Второй. Человек изначально прекрасно чувствует поэзию и ему просто неинтересно окунаться в эти первоначальные этапы. Тип Моцарта.
Вот этот тип можно наблюдать у Марины. Стих «Душу пополам» - это один из первых её стихов.
Но ведь я при обсуждении его, даже пошёл несколько у Вас на поводу, Ксения, сказав, что рифмы со словом «пополам» у неё неточные. На самом деле, это очень интересные рифмы, которые используют обычно уже поднаторевшие в стихосложении поэты. Это составные рифмы:

«Пополам – думай сам»

«По глазам – пополам»

У В.В. Онуфриева есть "Словарь разновидностей рифмы"
Вот что там говориться об этой рифме:

СОСТАВНАЯ РИФМА - рифма с участием союзов, частиц , местоимений и служебных частей речи:
ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п. Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными: небо – мне бы, жива ли - увяли, боже – кто же, неволишь – одно лишь, невод - э-вот, вдаль - тогда ль, все мы - темы, голова и - Гаваи, счёты - кто ты, петли - нет ли, корявы - якоря вы, прелесть - апрель есть, глав нам - главным, существую - листву и ...
Разновидностью составных рифм являются каламбурные и авторские рифмы, составленные из различных слов и (или) их частей. Подобные рифмы дают возможность рифмоваться словам, не имеющим рифм изначально, или находить оригинальные и неординарные рифмы. Также см. разнословная рифма

Поверхность всей моей усадьбы
Сегодня к утру снег покрыл…
Подметить всё и записать бы, -
Так первый снег мне этот мил!
(А.М. Жемчужников)

Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату
(С. Есенин)

Дружной колонной шагают эпитеты, -
Вот они лучшие в мире стрелки!
Эй, бездарности! Если хотите, то
Снайперы вправят вам ваши мозги!
(В. Невский)

И вот эти рифмы у Марины в стихе очень гармоничны и по смыслу и по звучанию.
То есть «Моцарта» от простого разгильдяя отличает то, что написанное им интуитивно, по наитию, как правило, безупречно с точки зрения стихосложения. В принципе, такие люди, пишущие свободно, тем не менее, редко приносят что-то новое. Как сказал Владимир Монахов: «В настоящее время трудно даже подумать то, что не подумали бы до тебя». Как правило, всё это уже было, описано, изучено и исследовано. Если покопаться, можно найти в анналах. Но даже, если ничего подобного в этих пресловутых «анналах» нет, но это звучит и звучит красиво, то это повод изучить это звучание, описать и внести.
Я не могу сказать, что у Марины всё творчество безупречно, ей нельзя расслабляться и считать что всё, что ей приходит в голову, это идеально. Но вот именно стих «Душу пополам» у неё получился отлично.
И вот в контексте разговора о свободе формы обращу внимание на этот Ваш стих. Ведь формально к нему можно предъявить претензии, последняя строка укорочена на один слог, а укоротка на слог или слово, как правило, не звучит. Интересная, звучащая укоротка, когда стих или катрен заканчивается одним или парой слов, ставящих точку или придающих смысловой акцент концу мысли.
Но у Вас в стихе, эта укоротка, каким-то мистическим образом придаёт особое очарование стиху. Обосновать по правилам сложения, по-моему, это невозможно. Это на уровне ощущений.
Свобода формы накладывает большую ответственность на автора, он должен тонко чувствовать поэзию. А как он приходит к этому ощущению поэзии, я думаю, не столь важно:
Как Сальери: «Ремесло поставил я подножием искусству; я сделался ремесленник: перстам придал послушную, сухую беглость и верность уху»
или как Моцарт: «Когда бессмертный гений - не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан - а озаряет голову безумца, гуляки праздного?»
Главное, что бы присутствовала гармония.

С уважением,

Георгий Гурин   03.09.2008 07:41   Заявить о нарушении
Действительно, Георгий, каким-то мистическим образом и на уровне ощущений. И именно на уровне ощущений рифмы «Пополам – думай сам», «По глазам – пополам» (бедная Марина, но ведь мы с вами обсуждаем вопрос интересный и сугубо литературоведческий))) не кажутся мне безупречными: не потому, что они составные, а так как согласные звуки в ударных окончаниях - не только не одинаковые, но даже не парные, то есть это весьма приблизительные рифмы. По-моему, употребление таких, (по ощущениям - малозвучных, облегченных) рифм, рифм-намеков, может быть, несомненно, уместным и даже - желательным, поскольку они создают интересный музыкальный эффект в стихотворении, на них построенном. Но они звучат сомнительно, когда они случайны.

В своих рассуждениях я руководствуюсь исключительно моим поэтическим слухом, а он не может быть идеальным. И к тому же я по себе знаю (как не знать!), что совершенных текстов не бывает. В этом наша писательская "маленькая трагедия")))

Галицкая Ксения   03.09.2008 10:32   Заявить о нарушении
В том же словаре Онуфриева как раз по теме нашего разговора есть описание акустических рифм, к которым подходят и эти рифмы:

"АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию: грешно – конечно, красавица – кудрявиться, ящик - оснастчик, рыться – злится, существо – ничего, снова - младого...
К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке - от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные. Объективные акустические рифмы строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково: мышь - рыж, слуг – стук, сыр - пир, вот – комод, поп - лоб, локти - когти, рад - ряд, нас – раз...
Также: Детский – немецкий, колоться – колодца, страстный - красный, бросче - роща, множится - кожица...

«Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне». -
«Что, Таня, что с тобой?» - «Мне скучно,
Поговорим о старине»…
(А. Пушкин)

Субъективные акустические рифмы - созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном восприятии.
Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для других.
Ступа – рупор, ваши – фальши, они – раним, сласти – счастье, длинный - дивный...
Объективные акустические рифмы в большинстве своём относятся к точным рифмам, субъективные – к приблизительным."

Как раз здесь и сказано про уровень ощущений. Вопрос индивидуального восприятия.
Но должен ли автор писать обязательно так, чтобы нравилось всем? И возможно ли это?
Мне, например, не нравится переизбыток точных, абсолютных рифм. Дело вкуса.
Но я не стал бы за это критиковать чей-нибудь стих, потому что на это есть авторская воля, какие рифмы использовать. Это ни в коем случае не показатель слабости стиха.
Единственные рифмы, выдающие слабость автора – это банальные рифмы или те, которые портят звучание стиха. А я ещё раз напомню то, что говорил на странице у Марины. Эти рифмы по определению не могут испортить звучание, так как они стоят не во второй – четвёртой строке, а в первой – третьей, а эти строки, в принципе, совсем могут не рифмоваться, и стих, тем не менее, будет звучать.

Георгий Гурин   03.09.2008 13:42   Заявить о нарушении
Как говорится - дело вкуса!

П.С. Онуфриев хорошо постарался)))

Галицкая Ксения   05.09.2008 13:18   Заявить о нарушении
На все случаи жизни предусмотрительно высказался:))

Георгий Гурин   06.09.2008 15:29   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →