Есть в движеньи загадка...
Есть в движеньи загадка.
Я – круги на воде.
Обещай мне украдкой
На меня не глядеть.
Ни сегодня, ни после
Не гляди, не гадай.
Не зачерпывай горстью:
Это только вода.
Это только молчанье,
Это рыбы плывут.
Я тебе обещаю
Остаться тут.
2003
Свидетельство о публикации №108083100496
Внутри самого стиха присутствует и движение, и какой-то ускользающий образ - загадка.
Георгий Гурин 02.09.2008 08:16 Заявить о нарушении
Галицкая Ксения 02.09.2008 20:23 Заявить о нарушении
К этой теме уместно вспомнить разговор, который у меня состоялся недавно с одним молодым человеком, который самонадеянно назвал себя критиком, к тому же с большой буквы. На моё замечание, что критик, по определению, не может быть безграмотным (а у него уйма грамматических ошибок в его «критических» замечаниях), он заявил что, дескать, у него своя грамматика.
Так как разговор у нас с ним проходил в свободной форме, я ответил, что действительно, зачем учиться грамотности, пусть у каждого дебила будет по своей грамматике плюс одна общая.
Умный человек может намеренно сделать какую-либо ошибку, но эта ошибка будет придавать сказанному какой-то второй, интересный смысл.
Так и в стихах. Свобода выражения должна быть вторичной. То есть, человек прошёл все начальные этапы, ему становится тесно, и он начинает летать.
Есть два других варианта.
Первый. Человек не может освоить элементарное сложение, не затрудняет себя, пишет, как ему вздумается и объясняет всем, что он «в полёте».
Второй. Человек изначально прекрасно чувствует поэзию и ему просто неинтересно окунаться в эти первоначальные этапы. Тип Моцарта.
Вот этот тип можно наблюдать у Марины. Стих «Душу пополам» - это один из первых её стихов.
Но ведь я при обсуждении его, даже пошёл несколько у Вас на поводу, Ксения, сказав, что рифмы со словом «пополам» у неё неточные. На самом деле, это очень интересные рифмы, которые используют обычно уже поднаторевшие в стихосложении поэты. Это составные рифмы:
«Пополам – думай сам»
«По глазам – пополам»
У В.В. Онуфриева есть "Словарь разновидностей рифмы"
Вот что там говориться об этой рифме:
СОСТАВНАЯ РИФМА - рифма с участием союзов, частиц , местоимений и служебных частей речи:
ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п. Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными: небо – мне бы, жива ли - увяли, боже – кто же, неволишь – одно лишь, невод - э-вот, вдаль - тогда ль, все мы - темы, голова и - Гаваи, счёты - кто ты, петли - нет ли, корявы - якоря вы, прелесть - апрель есть, глав нам - главным, существую - листву и ...
Разновидностью составных рифм являются каламбурные и авторские рифмы, составленные из различных слов и (или) их частей. Подобные рифмы дают возможность рифмоваться словам, не имеющим рифм изначально, или находить оригинальные и неординарные рифмы. Также см. разнословная рифма
Поверхность всей моей усадьбы
Сегодня к утру снег покрыл…
Подметить всё и записать бы, -
Так первый снег мне этот мил!
(А.М. Жемчужников)
Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату
(С. Есенин)
Дружной колонной шагают эпитеты, -
Вот они лучшие в мире стрелки!
Эй, бездарности! Если хотите, то
Снайперы вправят вам ваши мозги!
(В. Невский)
И вот эти рифмы у Марины в стихе очень гармоничны и по смыслу и по звучанию.
То есть «Моцарта» от простого разгильдяя отличает то, что написанное им интуитивно, по наитию, как правило, безупречно с точки зрения стихосложения. В принципе, такие люди, пишущие свободно, тем не менее, редко приносят что-то новое. Как сказал Владимир Монахов: «В настоящее время трудно даже подумать то, что не подумали бы до тебя». Как правило, всё это уже было, описано, изучено и исследовано. Если покопаться, можно найти в анналах. Но даже, если ничего подобного в этих пресловутых «анналах» нет, но это звучит и звучит красиво, то это повод изучить это звучание, описать и внести.
Я не могу сказать, что у Марины всё творчество безупречно, ей нельзя расслабляться и считать что всё, что ей приходит в голову, это идеально. Но вот именно стих «Душу пополам» у неё получился отлично.
И вот в контексте разговора о свободе формы обращу внимание на этот Ваш стих. Ведь формально к нему можно предъявить претензии, последняя строка укорочена на один слог, а укоротка на слог или слово, как правило, не звучит. Интересная, звучащая укоротка, когда стих или катрен заканчивается одним или парой слов, ставящих точку или придающих смысловой акцент концу мысли.
Но у Вас в стихе, эта укоротка, каким-то мистическим образом придаёт особое очарование стиху. Обосновать по правилам сложения, по-моему, это невозможно. Это на уровне ощущений.
Свобода формы накладывает большую ответственность на автора, он должен тонко чувствовать поэзию. А как он приходит к этому ощущению поэзии, я думаю, не столь важно:
Как Сальери: «Ремесло поставил я подножием искусству; я сделался ремесленник: перстам придал послушную, сухую беглость и верность уху»
или как Моцарт: «Когда бессмертный гений - не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан - а озаряет голову безумца, гуляки праздного?»
Главное, что бы присутствовала гармония.
С уважением,
Георгий Гурин 03.09.2008 07:41 Заявить о нарушении
В своих рассуждениях я руководствуюсь исключительно моим поэтическим слухом, а он не может быть идеальным. И к тому же я по себе знаю (как не знать!), что совершенных текстов не бывает. В этом наша писательская "маленькая трагедия")))
Галицкая Ксения 03.09.2008 10:32 Заявить о нарушении
"АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию: грешно – конечно, красавица – кудрявиться, ящик - оснастчик, рыться – злится, существо – ничего, снова - младого...
К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке - от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные. Объективные акустические рифмы строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково: мышь - рыж, слуг – стук, сыр - пир, вот – комод, поп - лоб, локти - когти, рад - ряд, нас – раз...
Также: Детский – немецкий, колоться – колодца, страстный - красный, бросче - роща, множится - кожица...
«Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне». -
«Что, Таня, что с тобой?» - «Мне скучно,
Поговорим о старине»…
(А. Пушкин)
Субъективные акустические рифмы - созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном восприятии.
Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для других.
Ступа – рупор, ваши – фальши, они – раним, сласти – счастье, длинный - дивный...
Объективные акустические рифмы в большинстве своём относятся к точным рифмам, субъективные – к приблизительным."
Как раз здесь и сказано про уровень ощущений. Вопрос индивидуального восприятия.
Но должен ли автор писать обязательно так, чтобы нравилось всем? И возможно ли это?
Мне, например, не нравится переизбыток точных, абсолютных рифм. Дело вкуса.
Но я не стал бы за это критиковать чей-нибудь стих, потому что на это есть авторская воля, какие рифмы использовать. Это ни в коем случае не показатель слабости стиха.
Единственные рифмы, выдающие слабость автора – это банальные рифмы или те, которые портят звучание стиха. А я ещё раз напомню то, что говорил на странице у Марины. Эти рифмы по определению не могут испортить звучание, так как они стоят не во второй – четвёртой строке, а в первой – третьей, а эти строки, в принципе, совсем могут не рифмоваться, и стих, тем не менее, будет звучать.
Георгий Гурин 03.09.2008 13:42 Заявить о нарушении
П.С. Онуфриев хорошо постарался)))
Галицкая Ксения 05.09.2008 13:18 Заявить о нарушении
Георгий Гурин 06.09.2008 15:29 Заявить о нарушении