В поисках верлибра
Странная штука этот верлибр. Чем больше и дольше я стараюсь понять, что это такое – тем меньше понимаю.
Вроде читаешь такой вот опус – ну проза прозой: ни ритма тебе, ни рифм. Ан нет – стихи. Хотя почему – один Бог ведает.
Уже само определение верлибра поражает своей расплывчатостью. Чтоб далеко не ходить, процитирую определение, предлагаемое в стихирском учебнике стихосложения.
Верлибр это стих, который "отринул от себя размер, упорядоченные паузы, рифму, отказался от деления на строфы - стал поистине свободным (фр. vers libre) - верлибром. В таком стихе ритм (который создается повторением каких-либо однородных элементов) иногда очень трудно уловим."
Понятно? Как-то не особо.
Вроде испокон веков лишенная упорядоченных пауз, рифм и уловимого ритма речь называлась прозой. Чем же в верлибре создается ритм – чередованием каких еще однородных элементов – вообще туман.
Другие же определения – еще более нечеткие и неясные. Вплоть до того, что основой верлибра объявляется "музыкальность" текста. Еще чуть-чуть – и начнутся столь любимые на этом сайте разговоры о "душевности" да "искренности". Анекдот, короче
Если же мы станем читать сами верлибры – то там, в 99% будет просто проза, наобум разбитая на поэтические строки. И нередко с весьма и весьма туманным содержанием.
Потому пытаться искать некие закономерности в таких текстах – занятие неблагодарное. Тем более что 90% верлибротворцев и верлиброписцев сами имеют очень отдаленное представление об этом виде поэзии. А если человек не ведает, что творит… … …
И того, что мы имеем? Мало что.
Ну да ладно. Попробуем разобраться.
И так. В качестве отправной точки, пожалуй, возьмем определение верлибра как вида стиха.
Что стих отличается от прозы не способом печатания ("строками", вместо "абзацев"), а самой структурой, самим строением текста – объяснять излишне.
Стихи – это речь, уложенная в ритм.
Основой же ритма в традиционном стихосложении является чередование ударных и безударных слогов. Это тоже прописная истина.
Однако теоретически ритмообразующим элементом может выступать любая структурная периодичность – от фонетических до грамматических и даже семантических повторов.
Да что там теоретически. Все эти звуковые переклички, анафоры, рефрены, параллелизмы и т.п. – чем не ритм? Естественно, в силлабо-тонической системе им отводится второстепенная роль.
Но если отказаться от привычного ритма, рифм, и вывести на первый план те самые второстепенные выразительные средства? Можно ли создать полноценный стих в таких условиях?
Гипотетически да. И таким стихом, скорее всего и будет верлибр.
Таким образом,
ВЕРЛИБР – ЭТО СТИХ ИМЕЮЩИЙ НЕМЕТРИЧЕСКУЮ РИТМИЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ.
И, конечно же, такая организация должна улавливаться на слух. Плоха та форма, которую нужно просчитывать, а не чувствовать.
Но, увы, все это пока только гипотетически.
На деле же, практически всегда, за верлибры выдается расписанная по строкам проза.
Там же, где попадаются какие-то элементы неметрической ритмики – они либо не чисто выдержаны, либо не прослушиваются, либо и то, и другое сразу.
Свидетельство о публикации №108082704289