Верю, надеюсь, люблю
Зимой и долгой, и морозной,
и неотступной, и дурной
объят был южный край, и сосны
напасти не снесли такой.
Мороз без трех делений сорок
(зашкал двухсот последних лет),
взъярившись зеленью иголок,
их перекрасил в бурый цвет.
И вышел – нонсенс! – серой павой
в черёд свой на арену март...
Павлином стал!.. Но месяц в ржавой
фате все сосны и стоят.
Январский студень, видно, жаром
беспламенным их опалил...
И кто б их не дождем – нектаром
теперь живительным обмыл?
Кто сотворил бы растворитель,
что ржавый удалит налёт
с зелёных вечно – прежде! – игол,
даривших радость круглый год?
Кто б соснам язв-опалин наледь
бальзамом ласки растопил?
Кто б стужи бурой уголь-зависть
алмазным словом отрубил?
Несчастье ваше, сёстры-сосны,
как губка, сердцем я вобрал:
ведь и меня в надеждах росных
коварный рок не раз ломал...
Но не сумел угробить: выжить
и стать поэтом удалось, –
хоть статус мой сегодня ниже
под корень выбритых волос.
Но то – в глазах наживы ржавой,
оплывших бурой пеленой...
Они уйдут под мрамор славы...
Я ж к жизни воспарю иной...
И вам поклон тогда отвешу,
сестрёнки, с горних тех высот...
В ответ мотив шепните вешний,
прикрыв слегка ветвями рот...
25-26.03.2008
г. Карши.
=============
Коммент к стихотворению "Верю, надеюсь, люблю…"
Основная сюжетная линия стихотворения: "Морозом опаленная сосна", - возникла в сознании сразу же, когда я 24 марта сошел с поезда на Каршинском вокзале, доехал на маршрутке до нужной остановки, а потом тащился со своей нелегкой сумкой по долгой улице, ближе к концу которой живет моя сестренка со своим семейством и нашей мамой. Улица сплошь утыкана соснами возле каждого коттеджа, и все они - "обгоревшие".
До следующего вечера сюжет незримо вызревал, а потом появилась первая строфа. Как нередко у меня бывает со сложными "закрутками" к сюжету, дело застопорилось, - и - опять-таки как всегда в таких случаях! - мои глаза стали слипаться. Лег где-то в половине десятого. Опять-таки как всегда, постоянно снилось стихотворение, находящееся в данный момент в работе. То есть "одним глазом" я продолжал думать над ним и во сне. В час ночи встал, и где-то к восьми утра произведение было готово.
Основная "закрутка" к сюжету тоже возникла сразу, вернее, 25-го вечером. Это - увязать "горелость" сосен со своей "горелостью". Каким образом? Ну, в таких делах поначалу бывает сплошной туман. По ходу контуры и возникают. И возникли! И реализовались! И, в общем, считаю, неплохо!..
Как это бывает непременно, я продолжал "болеть" стихотворением. Снова и снова перечитывал его. Появилась кое-какая правка: вроде бы мелкая, для неспециалиста, может показаться, и несущественная, но, на самом деле, очень важная.
После обеда пошел в интернет-кафе: набрал готовое стихотворение, распечатал, отправил себе на мейл, сделал короткое сообщение на форуме МГИМО.
Потом возникло смутное ощущение, которое теперь, когда прошли еще одни сутки, вполне прояснилось, и всё это можно даже определенно сформулировать: стихо-то, оказывается, не только пейзажное, не только личное, не только отвлеченно-философское, но и гражданское, общественно-политическое, антирежимное, антисистемное...
Интереснее всего то, что о такой "закрутке, я и не думал во время работы над произведением. Она - создалась сама по себе. Она - тайно и искусно вживлена в стихотворение, подобно подслушивающим "жучкам", вернее, мине замедленного действия, закамуфлированной под пейзаж, под сосны. Всё это создается четырьмя вопросами в стихотворении. Главный из них - в пятой строфе (но и остальные - в том же русле):
Кто сотворил бы растворитель,
что ржавый удалит налёт
с зелёных вечно – прежде! – игол,
даривших радость круглый год?
Получается намек: существующий режим - это налет ржавчины, а прежде - была вечная зелень, которая дарила счастье круглый год, всегда. И получается: кто бы сотворил растворитель? кто бы обмыл сосны живительным нектаром? кто бы язв-опалин наледь растопил бальзамом ласки, добрым, человеческим отношением? кто бы алмазным словом отрубил бурый уголь зависти (алмаз и уголь - два состояния одного и того же вещества, углерода)? - на Бога, получается, не надо надеяться, - сами не плошайте! И еще получается: убрать ржавчину, отрезать "бурое", - и вновь будет хорошо! А может - и еще лучше! Конечно, лучше! "Они" - уйдут под мрамор! Я - воспарю! Сосны - обязательно воскреснут! Ибо утверждается: от них в будущем будет мотив вешний, весенний, цветущий, радостный!
"Я" - это ведь не только я, не просто я, это ведь народ!
А сосны - это ведь не только деревья, но и страна, государство, общество...
27.03.2008
г. Карши
==========
На снимке: морозом "опаленная" крымская сосна и морозоустойчивая местная арча.
Символическое произведение с мажнун-талом (ивой плакучей)в заглавной роли - "Хорошо темперированный триптих" -
http://www.stihi.ru/2008/09/25/339
Свидетельство о публикации №108082000645