К Марлен Дитрих

       К МАРЛЕН ДИТРИХ
       «auch mеin lieber Augusten…»

В аду, Марлен, сейчас, наверно, рай.
У нас уже два месяца морозы.
В котле огня ты держишься за край,
прижав к груди пылающие розы.

Хозяйка исторической судьбы,
ты соблазняла мир своей игрою.
В виду тебя немецкие столбы
за полквартала плакали смолою.

Германия всегда любила хлыст,
слюнявости в письме и униженье.
Но переход со слёз на рёв и свист
порой в Европе вызывал броженье.

Ты, собственно, Марлен, была ничем -
холодная, расчётливая шлюха.
Успех твоих раздвинутых колен
есть следствие убыточности духа.

Ты отдавалась в спешке, не любя,
случаясь часто даже без романа.
Ты умерла до смерти, чтоб тебя
потом любили в темноте с экрана.

Спустя эон, Марлен, тебя найдут
в культурном слое нынешнего века,
и по костям стопы воссоздадут
лицо совсем иного человека.

Твоя душа чадит теперь в аду,
терпя по Данту вечные мученья,
и, говоря с тобой, я не найду,
какую выбрать форму обращенья.

Гори спокойно, милая Марлен,
ты – образец ничтожного позора
для всех мужчин, к тебе попавших в плен.
Пусть пламя бьётся весело и споро.

                28.02.08.


Рецензии
Часто и подолгу разглядываю один и тот же поэтический текст. Потому, что провожу (разумеется исключительно для себя!) своеобразное декодирование, скажем так, получаемой информации.
Именно в этом Auch mein lieber Augusten только чуть-чуть проглядывает прагма. Или я просто не заметила личность, действовавшую в конкретных исторических рамках?.. На фоне вполне спокойно кипящих адовых котлов некоторым диссонансом прозвучал даже не прямолинейно натуралистически (прямо-таки по-врачебному!) верный образ Марлен Дитрих (она сама себя "отыграла" в Marlene Dietrich ABC...), а настойчивое проецирование роли Германии, которая "всегда любила хлыст, слюнявости в письме и униженье"( полагаю, что в период с 1901г по 1992г не любила )на феномен Марлен, которая, кажется, в этой стране успела родиться, прожить 30 не примечательных лет, но состоялась-то вопреки тому, что "была ничем" - в Штатах. Исключительно благодаря... гм... правильному выбору режиссёра.
Впрочем, автор (то есть Вы, Майкл!) имеет полное римское право выбрать - какой он представляет Марлен Дитрих. "Женщина - дьявол", подбирающая оттенок чулочек подруге-лесбиянке или "Голубой ангел" Хемингуэя и Эрих Мария Ремарка?
Ваш выбор понятен.

Вика Кир   26.10.2011 23:26     Заявить о нарушении
Всё довольно просто, Вика. Я - клиницист с приличным знанием психологии и психоанализа. Для меня эта дама - чисто клинический случай. То время было особо богатым на истерических психопаток, а немецкая истеричка - нечто особенное. У немцев историческая склонность як тяжелым формам этого расстройства, а в силу
специфики воспитания еще выражены и мазохистские наклонности - на тот период, по крайней мере. Так что эта дама оказалась в нужное время в нужном месте, как, скажем, и Монро, у которой с умом вообще было неважно: фразу it's me, Sugar она не могла принести 30 раз на съемках "В джазе только девушки". Но она оказалась благодатной почвой для проекций американских мужчин того времени с их инфантилизмом, материнским комплексом, широкими плечами и походами к аналитикам по сексуальным проблемам. Я лишь постарался беспристрастно посмотреть на реальность. То есть это не только её, Марлен, феномен, но психологический феномен целой нации.

С уважением,

Майкл Ефимов   27.10.2011 00:39   Заявить о нарушении
опечатка: к тяжелым формам

Майкл Ефимов   27.10.2011 06:44   Заявить о нарушении
:)!
Догадываюсь, какую обструкцию устроили бы Вам за прикосновение только к этому "психологическому феномену целой нации"!
По правде говоря, Мэрилин Монро много проще, нежели МД. Не слышала, чтобы она читала Шиллера, Гёте... Умолчу уже о Шопенгауэре и Ницше, и о пользуемом всю жизнь Канте. Марлен рассудочно и спокойно использовала безумное везение и, сочинив про себя всего лишь милый рассказик, сама и уверовала в слепленную парамаунтную легенду. А для "легенд" такого типа не существует понятия нравственность. Мне представляется, что Вы именно это обстоятельство и выделяете в своём послании.
Справедливости ради стоит отметить присущее МД профессиональное чутьё стиля. На это обращали внимание многие - Жан Кокто, Хичкок, Орсон Уоллес (режиссёр, поставивший на радио уэллсовскую "Войну миров", вызвавшую панику среди обывателей), но это как раз те люди, призванием которых было нагнетание массовой истерии.И они, в отличии от МД, делали это исключительно в целях обогащения. Марлен же вполне разумно утверждала, что деньги не имеют ничего общего с хорошим вкусом и, хотя и провоцировала моду, но считала элегантность образом жизни. Она даже умерла элегантно... Приняла сверхдозу снотворного... И ей было уже 90.
(Белый ангел - Чёрный ангел... Без оттенков, наверное, и бывает не в жизни, а после неё.)

Вика Кир   27.10.2011 18:26   Заявить о нарушении
Для меня самое главное то, что обе эти дамы прожили не свою собственную жизнь: они, под влиянием спроса, создали "персону", которую потом и отыгрывали. Я их чисто визуально воспринимаю как ходячие манекены (или куклы на ниточках), каждый жест - с заметной фальшью - даже в быту, рассчитан на удовлетворение этого самого спроса, ну,конечно, и жили они с него же. Но как профессионалу мне еще интереснее - и смешнее, и печальнее - истоки "спроса", основания которого заложены в коллективном бессознательном. Обратите внимание, созданные ими образы всё еще живы в сознании людей.

С уважением,

Майкл Ефимов   27.10.2011 18:47   Заявить о нарушении
На это хочется только воскликнуть - Карл Юнг жил, Карл Юнг жив, Карл Юнг будет жить...
:)!

Вика Кир   27.10.2011 19:54   Заявить о нарушении
К сожалению, мне не встречались люди, понимавшие, о чем он пишет. Для этого, видимо, необходимо иметь "внутреннее поле восприятия".

Майкл Ефимов   27.10.2011 20:02   Заявить о нарушении
Разумеется, не встретился... Чтобы сформировалось это специфическое (внутреннее) поле восприятие, надобно не просто прочитать, ознакомиться с Юнгом в темпе вальса (легко ведь пишет!), а постоянно по времени быть погруженным в него, опираясь всё-же на своё личное бессознательное. А где Вы сейчас отыщете к этому возможность, даже при наличии желания? Да и надобны-ли вам эти "понимающие" Юнга? Разве не важнее собственное понимание его?...
Но это риторический вопрос.

Вика Кир   27.10.2011 20:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.