Об особенностях ритмики при написании песен
Долго не мог приступить к этой теме.
Мыслей много, но отправной точки не было.
Дело в том, что писать песенные стихи одновременно и очень просто и архисложно.
Почему просто?
Просто - потому что музыкальные ритмы позволяют выделывать со стихами такое, что никогда не позволят классические метры и размеры.
Почему сложно?
Сложно – потому что никакой пиррихий не спасёт от неверного ударения, если на этот слог падает ударная музыкальная доля (например, первая нота такта).
Но, как всегда, обратимся к примерам.
Начну с себя.
Вспомним пример из эссе «о хромых стихах»
«Пример №3
Опять ямб (уже четырёхстопный), но случай более редкий. В трёхсложном слове фонетическое ударение падает два раза. Вроде – ничего страшного, однако что-то режет ухо:
"Он, в свЕте фОнарЕй искрЯщий,
Сулит давно былую новь"
А если попробовать так:
"В фонАрном свЕте Он искрЯщий
Сулит давно былую новь"
Вот такая хитрость. Одновременно и инверсия, и замена слова, и такое расположение трёхсложных слов с ударением на среднем слоге, которое исключает всякую ритмическую двусмысленность.
При этом смысл и образность не пострадали совершенно.»
Вспомнили?
Однако не всех удовлетворило такое решение. Мне, например, написали, что «В свете фонарей искрящий» - понятный и близкий образ, а «В фонарном свете он искрящий» - нечто невразумительное, и образность пострадала АБСОЛЮТНО.
Я долго думал. А что же заставило меня переделать строку, если обычный пиррихий (пропущенное ударение) прекрасно всё лечил ???
И вдруг сообразил, что работа над строкой случилась после того как Ирина Карпова написала музыку на это, совершенно, по моему мнению, «непоющееся» стихотворение.
Дело в том, что в этой мелодии начало такта пришлось именно на «Он в свете фОнарей искрящий». И всё – никакой пиррихий не спасёт ситуацию. Сильная музыкальная доля не может быть пропущена. А вот «В фонарном свЕте он искрящий» точно ложится на музыку. Совпадает и Ритмическое и Фонетическое и Музыкальное ударения.
Вот вам и первая сложность при написании песенных стихов. Это уже функция трёх переменных и следить надо за всем. При этом если в стихе можно с помощью пиррихия спастись от лишнего ударения, то музыка задаёт чёткий ритм, в котором на сильные доли такта обязано падать ударение.
Перейдём к другим, всем известным, примерам. Из шлягера, не помню уж чьего, что по пять раз на дню звучит из репродуктора:
«Солнце моё мелькает срЕди тучек –
То пропадёт, то вновь подарит лучик:
ТЕпла цветочку недостаёт…»
Сразу два неверных ударения. И если в слове «средИ» неверное ударение как-то проскакивает, то в третьей строчке так и хочется спеть: «ПЕкла цветочку недостаёт».
А вот «Песня об Оке» Андрея Никольского:
«Уха со стерлядочки,
Эх! Да укропчик с грядочки...»
Так и хочется спеть «Ухо со стерлядочки» - это же типичный хорей (ударение на первом слоге).
И там же ниже:
«Костёр разгорается –
Разговор меняется»
Какой то Шарль де КОстер (Автор Тилля Уленшпигеля) разгорается, или уже сгорел, бедный, на костре, да и только.
А вот пример из моего КСПшного прошлого.
В 80-е годы ещё хорошо помнили и знали Арика Крупа. В частности его песню «Следы ровесников». Начиналась она так:
«Опять над головой костёр качает дым,
Бредёт сквозь лес в обнимку с песней тИшинА.»
Вроде в трёхсложном слове «тишина» ударение падает на последний слог, ударение на первый пропускается пиррихием – и всё. Но не тут то было. На первый слог попадает сильная доля – начало такта в песне. И многие уважаемые люди ничего не могли с собой поделать и пели, что «бредёт сквозь лес в обнимку с песней тИшина». А в то время был популярен дуэт «Ольга ТИшина – Владимир Андриевский», так что оставалось только шутить о том, что бредёт в обнимку с Андриевским ТИшина.
Так что против законов музыкальной ритмики не попрёшь.
А вот теперь о лёгкости с которой можно гораздо больше сказать скороговоркой в одной строке.
Это ж надо, сколько можно запихнуть в одну строчку слогов, укоротив длительность звучания нот вдвое.
Например:
«Как будто что-то знаешь,
Чего не знаю я.
Какая ж молодая (ты ещё пока),
Доченька моя»
Алла Пугачёва.
Нетрудно видеть, что "ты ещё пока" проходит скороговоркой на коротких нотах поверх основного текста. И ничего - очень симпатично. Поищу и другие примеры - при случае добавлю сюда.
Очень преуспели в этом деле французы и итальянцы. Запев песни "Итальянец" Тото Кутуньо невозможно повторить с русским менталитетом. Там в одном куплете столько слов скороговоркой наворочено, что бесполезно учить слова - не поможет.
Причём, что особенно интересно, свободой, которую даёт песенный стих в виде произвольного удлинения размера за счёт укорачивания длительности нот, пользуются единицы. А вот ошибок с неверным музыкальным ударением немерено, просто лениво все вспоминать.
Возможно, дорогой читатель приведёт мне свои примеры, естественно, произвольного фонового удлинения песенных текстов и стихов.
Буду очень благодарен.
Ваш Ю.П.
В продолжение: http://www.stihi.ru/2009/02/17/2603
Свидетельство о публикации №108080401611
*
Меня самого всегда напрягает у Кадышевой в "Широка река" строка:
Широка река, глУбока река, не доплыть тебе с тОго бережка.
Тучи низкие прячут лунный свет, пОлететь бы мне, да вот крыльев нет.(с)
*
Особенно режет слух "с тОго бережка"
*
Спасибо!
Сергей Непоэтов 15.10.2017 12:42 Заявить о нарушении
Был тяжелый период в жизни. Месяцами не заглядывал на страничку. Надеюсь теперь пообщаемся.
С теплом и светом,
Ю.П.
Семинар Юрия Петровича 03.11.2021 16:52 Заявить о нарушении