А вот лик Пушкина, его обуял смех Перформанс ХXXV
Мы видим их в изгибах облаков,
Лев Николаевич Толстой, чья борода,
Вдруг выплывет знакомой нам такой.
А вот лик Пушкина, его обуял смех,
Такой призывный, что не устоять,
Для нас он и в небесных кручах выше всех,
О, сколько тайн глаза его таят!
Пришло на память мне, как много лет назад,
Лик Пушкина узрел я на метро,
Тот случай описать в газете был я рад,
Смотрел он с мрамора на мир хитро.
В прожилках мрамора смотрел он, как живой,
Похож он был на свой автопортрет,
Чуть ниже женщины- он был им будто свой.
И ласкою их взгляд был так согрет!
Нам лица чудятся в скопленьях облаков,
На плитах облицовочных в метро,
Людей великих, но ушедших мир таков,
Что в памяти у нас для них есть трон!
Прозаическим комментарием к данному стиху может послужить публикация- «МРАМОРНАЯ ПУШКИНИАНА» («Авоська» от 4 июня 2003г.,Вязьма), впервые озвученная в (текстом) в рамках рукописи 1985г. «О науке, с искусством, с истоков, или путешествие на волнах памяти к островам творчества и самопознания, этюды (10)в стиле ретро»- упоминалось). На основе впечатлений, полученных автором в Баку на станции метро «28 Мая» в конце 70-ых. Сохранился ли тот фрагмент стены- автору неизвестно.
МРАМОРНАЯ ПУШКИНИАНА.
Когда наступают дорогие каждому россиянину пушкинские дни, мне вспоминается одна давняя и весьма своеобразная находка, сделанная на одной из станций бакинского метро. Возможно, эта находка, а если хотите, это открытие, и не было случайным- в моей личной «Пушкиниане» на полках стоят книги таких замечательных авторов, как А.И. Гессен, Ю.М. Лотман, Б.С. Мейлах, Р.В. Овчинников и др. Особняком- «Мой Пушкин» М.И. Цветаевой, с обложки которого сквозь паутину времени на нас смотрит, как вы там?- великий поэт, а слева сама поэтесса как бы читает:
На повороте
Русской судьбы-
Гений полёта,
Бога,
Борьбы.
И она умела одной фразой сказать многое, если не всё- «Нас этим выстрелом всех в живот ранили». Кто знает, может быть, и в свой последний миг вспомнила она об этой боли.
За окном новое тысячелетие, но актуальность сказанного им, написанного им, поражает и сегодня. Более того, рискну предположить, возникни у кого-нибудь идея определить всемирным опросом гениальную триаду ушедшего, то наш Пушкин замыкал бы её после Леонардо да Винчи и В.А. Моцарта.
Трудно найти сферу человеческой деятельности, в которой не проявился бы талант великого флорентийца, на столетия опередившего время своими открытиями, а тайна улыбки Моны Лизы не разгадана и по сей день. Мы все спорим о «физиках» и «лириках», а он играючи доказал, что спорт, искусство и наука могут, слившись воедино, привести к совершенству тела, души и мысли.
И музыка Моцарта- поистине вечная музыка, поскольку находит и задевает самые чувствительные струны человеческой души, хотя и создавалась (вот парадокс!) без всяких усилий, как бы спонтанно. Вот так же спонтанно, по воспоминаниям современников, создавал свои творения и А.С. Пушкин, не сознавая, вероятно, как далеко из под копыт его Пегаса разлетятся магические кристаллы всего, к чему бы он ни прикоснулся.
«Буря мглою небо кроет…» Всего четыре начальных строчки из «Зимнего вечера» вызывают у нас в душе ощущение спектакля, представления, даже светопредставления. Вот вы, услышав завывание ветра в печной трубе, выходите на крыльцо и сразу оказываетесь в объятиях метели, которая, заигрывая с вами, бросает прямо в лицо горсть снежинок. Вот она пытается закружить вас в снежном вальсе. Разгулявшаяся стихия как бы приглашает вас на карнавал эмоций, на сцену, где снежные вихри в объятиях тёмной ночи, где могучий ветер, как ни старается, ничего не может поделать с худенькой берёзкой. Вдруг вы слышите волчий вой и пытаетесь понять, чем он вызван- страхом, чувством голода, одиночеством? А вот детский плач заставляет вас вспомнить давний сюжет из Ростова- плачущая девчушка. Она так ждала кенгурят, а они из-за какого-то вандала не родились. Вспоминается и совсем уже давний сюжет- снятая в Югославии на киноплёнку детская слеза, в которой за несколько минут отразилась целая жизнь с её радостями и печалями.
В этом есть что-то мистическое, но облик великого поэта привиделся мне на одной из станций бакинского метро в конце 70-ых, Я жил тогда в Баку и ежедневно пользовался «подземкой». Мрамор, украшающий стены метро, пролежал где-то миллионы лет, прежде чем его распилили на облицовочные плиты. Многие годы тысячи и тысячи пассажиров метрополитена проходили мимо своеобразной пушкинской галереи.
Итак, если вы окажетесь в Баку, спуститесь вниз по эскалатору на станции метро «28» Мая и подойдите к перрону, откуда поезда идут в сторону от центра. Подойдите ко второй двери предпоследнего вагона, и дождитесь, когда поезд отъедет.
Не ведая того и не ожидая, попадёте вы в мир прекрасного, потому что на противоположной стене в мраморных прожилках разместится настоящая картинная галерея.
В центре её, конечно же, Пушкин, а вернее, профиль Александра Сергеевича в карнавальной маске, схожий с рисунками, сделанными самим Пушкиным на черновиках. Чуть выше «выплывет» из мрамора и привлечёт ваше внимание профиль лица прекрасной женщины со смеющимися глазами, с прижатым к губам цветком. Напротив пушкинского профиля ваш взгляд остановится на фрагменте лица уже другой, плачущей женщины, как бы до сих пор горюющей о слишком раннем уходе поэта из жизни. Чуточку воображения и ниже, на границе двух плит, возникнут три женских лика, причём, если чуть сместить взгляд, один из ликов превращается из привлекательного в Бабу Ягу, почти как в сказке, с длинным крючковатым носом. А в метрах двух левее пушкинского профиля вас испугает волчья пасть над бушующим морем, ещё левее вы увидите вдруг почти полный портрет диккенского Пикквика. А левее женских ликов на вас с гиканьем помчится всадник в будёновке, в полутора метрах от которого переплывает реку пастух с ягнёнком на руках.
Пилили мрамор для облицовки, а что получилось?!
НАДЯ РУШЕВА: МАЛЕНЬКАЯ ПРИНЦЕССА | ВКонтакте
vk.com - 604 ; 431
Свидетельство о публикации №108080201694
Сильное стихотворение- интересный комментарий!
Вам в подарок!
А.С.Пушкин.
МУЗА
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
......................................
С теплом,О.Б.
Ольга Боровикова 2 06.06.2014 20:42 Заявить о нарушении
Поскольку треть века хочу быть при деле! С теплом и жаром. Анатолий.
Анатолий Артюшкин 06.06.2014 21:52 Заявить о нарушении